Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и новые горизонты реальности

Поиск

Из всех живых существ один человек живет постоянным ожиданием будущего. Из всех живых существ только взгляд человека проникает за пределы того пространства, в котором осуществляется его непосредственная деятельность. У животного пределы пространственно-временного поля, которым ограничено его существование, определяются содержанием биологической потребности. Они не выходят за пределы того, что можно охарактеризовать как «здесь и сейчас».

Полная биологическая бессмысленность глобального совместного действия, которое вовлекает в свой поток всех участников, принципиальная независимость от сиюминутных потребностей формирует совершенно новую реальность. Не связанная ни с одной из биологических потребностей, эта реальность в принципе выходит за пространственные и временные пределы налично данной действительности.

Именно благодаря такому выходу за пределы «здесь и сейчас», благодаря концентрации труда на производстве чуждых животному вещей разобщенные автаркией массы первобытных производителей становятся едиными народами, а составляющие их индивиды — людьми.

Виттфогель. Роль ирригации в истории человечества

Идея связи ирригационных работ с происхождением государственности не нова; в работе эмигрировавшего в Соединенные Штаты немецкого ученого Карла Виттфогеля «Восточный деспотизм», которая была опубликована еще в 1957 году, возникновение государства в ряде стран Древнего Востока обусловливается необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных областях. Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, то есть государство. Необходимостью же проведения масштабных ирригационных работ он объясняет и отставание Восточных цивилизаций от Запада.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общество — это не столько единство, сколько различие. В строгом смысле общество существует только там, где возникает различие функций и структур. Там, где существует только единство, есть масса, толпа... Поэтому социум — это связанная в единую систему совокупность структур, выполняющих разные функции.

Культура и общественные отношения

Итак, «точками кристаллизации» будущего социума предстают центры производства первичного избытка необходимого продукта. Эволюция именно этого избытка запечатлевается в последовательной трансформации сначала простых запасов самого насущного для обеспечения жизнедеятельности общины, далее в ирригационные каналы и храмы, затем в знаки роскоши и богатства, наконец, в бессмертные произведения искусства. Другими словами, в то, что ассоциируется нами с культурой.

При всем разнообразии этих форм каждая из них аккумулирует в себе то, что объединяет их,— живой труд, принудительно отрываемый от производства необходимых для простого выживания вещей. При этом порождение и последующая трансформация каждой из этих форм есть в то же самое время расширенное производство и воспроизводство все более совершенствующейся системы цементирующих социум общественных отношений, распределение и регламентация различных социальных ролей, прав и обязанностей всех индивидов и групп, составляющих общину.

Словом, Маркс вовсе не случайно назовет совокупность производственных отношений, то есть социальных связей, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных ценностей, началом не просто цементирующим любое общество, но составляющим самую сердцевину его содержания, его квинтэссенцию, его суть.

Диверсификация деятельности и принудительность совместного существования

Формирование культуры кладет начало процессу диверсификации человеческой деятельности (Маркс называет это разделением труда), рождению новых потребностей и новых средств их удовлетворения. Каждая следующая ступень этого разделения есть в то же время и новый этап в развитии общества; в свою очередь, с каждой новой ступенью его восхождения к вершинам цивилизации укрепляется и прямая зависимость от него каждого индивида.

Диверсификация совокупной деятельности обладает одним существенным для социального строительства свойством, которое проявляется в способности соединять людей, делать их необходимыми друг другу. Если угодно, делать принудительным совместное существование и порождать общий интерес в совместном же совершенствовании всех сторон общественной жизни. Известно, что этому способствуют и один язык, и одни обряды, и один уклад жизни, но действие этих факторов требует столетий, разделение же труда обладает свойством ферментировать интеграционные процессы. Социальное строительство идет куда быстрее именно там, где ничем не сдерживается порождающее всеобщую зависимость друг от друга разделение труда и развиваются производительные силы общества: «Уровень развития производительных сил нации обнаруживается всего нагляднее в том, в какой степени развито у нее разделение труда».[12]

Культура и усложнение социальных связей

Ни технический, ни социальный прогресс невозможны без все углубляющейся диверсификации производства, развития и дифференциации его орудий, возникновения новых ремесел, специализации индивидов. Но заметим, все это влечет за собой не только совершенствование совокупного труда и повышение его производительности; рождение новых видов деятельности и новых навыков к труду — это еще и накопление интегрального опыта зарождающейся цивилизации — а значит, развитие способности адекватно реагировать на все вызовы времени. Степени разделения общественного труда удивляются уже античные авторы. Оттенок какого-то благоговейного восторга звучит в словах Плутарха, описывающего возрождение разгромленных персидским нашествием Афин. По его свидетельствам, начинания Перикла собрали на этой грандиозной строительной площадке представителей самых разнообразных профессий.

Плутарх о разделении труда

«…плотников, мастеров глинных изделий, медников, каменотесов, красильщиков золота, размягчителей слоновой кости, живописцев, эмалировщиков, граверов, матросов, кормчих, тележных мастеров, содержателей лошадей, кучеров, крутильщиков канатов, веревочников, шорников, строителей дорог, рудокопов». «При этом,— добавляет он,— словно у полководца, имеющего собственную армию, у каждого ремесла была организованная масса низших рабочих, не знавших никакого мастерства, имевшая значение простого орудия…».[13]

Разделение труда в Египте

Впрочем, разделение труда достигает высоких степеней еще задолго до времен, описываемых Плутархом, так, во время строительства египетских пирамид выделялись отдельно профессии рабочих по камню: камнесечцев, камнетесов и камнерезов.[14]

Ясно, что этими перечнями не исчерпывается вся номенклатура существовавших тогда ремесел, но они дают вполне отчетливое представление о степени диверсификации человеческой деятельности, которая достигается уже в глубокой древности.

Таким образом, становление культуры и последующее умножение разнообразных форм деятельности с самого начала рождает всеобщую зависимость всех от всех, делает в буквальном смысле слова принудительным совместное существование и постоянное взаимодействие людей. В конечном же счете создает все великие цивилизации.

Начинается же все со случайного избытка необходимого продукта.

КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБЩЕСТВА

Всеобщее разделение труда

Сам термин «разделение труда» впервые в теоретический оборот вводит Адам Смит. Именно этим понятием он и начинает свою книгу. Он же связывает с ним и общественный прогресс: «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с какими он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда».[15] Правда у него оно «представляет собою последствие <…> склонности к торговле, к обмену одного предмета на другой».[16] Другими словами, следствие здесь оказывается на том месте, где надлежит быть причине. Ведь «склонность к обмену одного предмета на другой,» может появиться только там, где есть, что менять. Не в последнюю очередь по этой причине заслуга в исследовании того, что стоит за рассматриваемым явлением, принадлежит Марксу, который связывает с разделением труда не только совершенствование производства, но и самые глубокие преобразования общества.

Принято выделять следующие виды разделения труда:

Общее

Разделение общественного производства на крупные роды (земледелие, промышленность, торговля и др.).

Теория марксизма различает три крупных этапа общего разделения:

— выделение пастушеских племен;

— отделении ремесла от земледелия, которое положило начало отделению города от деревни и возникновению противоположности между ними;

— обособление торговли от производства и выделение купечества.

Частное

Разделение родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли: металлургию, машиностроение и т.п.);

Единичное

Разделение труда внутри предприятия и его структурных подразделений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.102 (0.008 с.)