Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение. Личность в социологии и в истории культуры. Фетишизация талантаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сегодня, определяя человека как «личность», мы подчеркиваем его незаурядность, выделение из общего ряда. В чисто социологическом плане личность — это просто социализированный индивид. То есть человек, впитавший ключевые ценности своего общества и всем своим поведением доказывающий готовность и способность следовать им. Все это будет показано ниже, при изучении социальной стратификации, социальных статусов и ролей, социальных институтов. Именно такому освоению и подчинению служит вся система воспитания и образования человека. Другими словами, деятельность институтов семьи, школы, высшей школы, государственной идеологии, религии и т.п. Между тем в единой системе ценностей социума как некоторое самостоятельное начало выделяется способность индивида самостоятельно создавать новые ценности, которые подчиняют себе поведение других индивидов. Другими словами, ценности, которые завоевывают общественное сознание и становятся эталонами, образцами поведения, нормами, закрепляющимися в социальных статусах и ролях. Именно эта способность осознается как некая высшая способность, которая в обиходе обозначается как особый дар (Божий дар); и человек, обладающий ею в сравнительно большей степени, чем его окружение, выделяется из ряда, возвеличивается общественным мнением, в крайней же точке фетишизируется как культурный герой. Ступеней подобного выделения множество, но можно выделить основные: — «личность», — «талант», — «гений». И все это при том, что чертами личности, как в житейском, так и в научном обиходе, наделяются все, кто усвоил ключевые ценности своего социума. Ими, по мнению психологов, не обладают разве что олигофрены развитых стадий... В действительности способностью к творчеству обладает любой. В конечном счете эта способность является принадлежностью биологического вида человека, меж тем объективные законы биологии таковы, что все, свойственное виду, является неотъемлемым достоянием любого отдельно взятого индивида. Вопрос лишь в степени развития тех или иных качеств. Поэтому даже подлинные таланты встречаются куда чаще, чем это обычно представляется зашоренному социальными условностями взгляду. Реальность такова, что способность к созданию новых ценностей, могущих по-своему форматировать жизнедеятельность других людей, проявляется практически во всех сферах человеческого бытия. Ею, как и высшими формами ее проявления (талантом, гениальностью) наделяются не только художники и ученые, но также инженеры, программисты, военачальники, политические лидеры, спортсмены... Полный перечень доступных человеку занятий не поддается никакому перечислению. Идолизируются первые не только в уважаемых всеми профессиях, но (не будем преувеличивать ни добродетели нашего общества, ни даже нашего собственного отношения к миру) фальшивомонетчики и пираты, финансовые аферисты и проститутки. Правда, там, где обнаруживается выдающийся, то есть куда выше обыденности развитый, дар, и те и другие (и бесчисленные третьи, четвертые, пятые...) облагораживаются согласным сознанием большинства и облекаются в какие-то незапятнанные ни злом, ни пороком одежды. Робин Гуд, Стенька Разин, Зорро предстают как примеры одного известного всем ряда; греческие гетеры, выходящие из трущоб византийские императрицы, маркизы помпадур, леди гамильтон — другого. Таким образом, личность может быть понята еще и как первая (возвышающаяся над средним уровнем) ступень градации творческих способностей человека. Во всяком случае в обиходном смысле этот термин понимается именно так. Лексическим аналогом всех тех, кто стоит ниже, является «посредственность». Такая градация — это тоже результат отчуждения, о котором говорилось на предыдущих занятиях. Стремление стать «личностью» (еще лучше «талантом», еще лучше «гением») — это оборотная сторона превращения человека в атом неразличимой людской «массы», которому противостоит вся цивилизация и культура, все общество со всеми его институтами. Проявлением отчуждения становятся и многие качества, присущие только человеку, в первую очередь, зависть к чужим успехам, славе, доходам и постоянное ощущение того, что настоящая жизнь проходит где-то в стороне, там, где горят софиты, гремят аплодисменты, суетятся папарацци... Человек живет, постоянным ожиданием «настоящей» жизни, сжигающей его мечтой о грядущем успехе. В особенности это касается тех, кто сознает наличие у себя каких-то талантов. Ощущение собственной ничтожности, никчемности сопровождает его до последних дней и только на самом закате он начинает понимать, что прожитое и было жизнью, но в ожидании чего-то другого она так и прошла впустую... Стремление к преодолению этого вечного противостояния наличного существования и какой-то абстрактной «жизни» свойственно человеку извечно. В сущности, вся история человека — это история его борьбы с собственной ничтожностью, история протеста личности против всего, что окружает ее... Самым острым проявлением этой борьбы является стремление человека к возможности влиять на свое окружение, в логическом пределе — на общество в целом, которая обычно воспринимается как стремление к власти. И, разумеется, к сопровождающим эту возможность — богатству, почестям, славе. Жизненный успех, по большей части, связывается только с ними. В свою очередь, отсутствие всего этого у человека, который достигает зрелого возраста, воспринимается как жизненная неудача. В социологии обладание властью, богатством, почестями связывается с более высокой статусной позицией. Но важно понять, что стремление к ним (мотивация восходящей социальной мобильности) — это вовсе не хищнический инстинкт, но органическое стремление к полноте человеческого бытия «в отдельно взятой личности»! Дело в том, что, получая право отдавать распоряжения, мы обретаем возможность реализовать на практике какие-то свои идеалы, удовлетворить врожденную потребность творчества, которая в той или иное степени присуща каждому человеку. Между тем, любое творчество — это не изменение элементов окружающего нас мира (во всяком случае не только это), но в первую очередь преображение самого человека. Однако человек уже не существует в отдельно взятой личности; как целостное (не деформированное всеобщим разделением труда) начало он представлен только в двух своих ипостасях: — в Боге, который концентрирует в себе высшие ценности человека, — в обществе как целом. Поэтому возможность влияния на общество — это и есть возможность преображения человека по мерке нашего собственного идеала. Только этим преображением может быть достигнут консонанс ценностей, гармония между отдельно взятой творческой личностью и обществом. Вот только важно понять, что утверждение одной ценности, как правило, сопровождается ниспровержением (или, по меньшей мере отодвиганием на задний план) какой-то другой. Поэтому творческая личность, которая, как правило, изображается в благостных тонах, на деле глубоко диалектична, а значит, противоречива. Отсюда любой культурный герой (в том числе и художник) — это не только создатель, но и разрушитель. Творческая индивидуальность отнюдь не благостна и велелепна, как это рисуется в биографических изданиях. Она глубоко парадоксальна, и в своих крайних проявлениях способна даже оттолкнуть, как отталкивают герой апокрифической легенды, долгое время сопровождавшей Микеланджело
(А Бонаротти? или это сказка Тупой, бессмысленной толпы — и не был Убийцею создатель Ватикана?);
образы пушкинского Сальери, пушкинского же поэта из «Египетских ночей», — и уж тем более образ Государя, напечатленный бесстрастным пером прекрасно знающего свой предмет Макиавелли. Парадокс состоит в том, что культурный герой (независимо от сферы, в которой развивается и торжествует его талант) в такой же степени созидатель, в какой и разрушитель. Он видит свое назначение не просто в создании новой ценности, но и превращении ее в общую норму, в подчинении всех ее диктату. Меж тем добиться этого можно только одним путем, и нет большего врага для господствующего образца, чем новый соискатель пьедестала. Поэтому присущая ему трансцендентальная склонность к метафизическому убийству (как отвержением не им сотворенного идеала, так и низвержением старого кумира) — это одна из ключевых составляющих личности любого творца. Что же касается формы, в которую она отливается, то многое зависит от такта, но там, где речь идет о социальном творчестве, метафизическое убийство легко трансформируется в физическое. Культурному герою присуща бессознательная готовность переступить через все ради воплощения своего идеала, а также стремящийся к абсолюту ригоризм. Все это делает творческую личность тем, от кого социум часто вынужден защищаться. Нет более страшной диктатуры, чем диктатура индивидуальной ценности: ученому безразличны вполне предвычислимые жертвы грядущих Хиросим, царям — судьбы целых народов, которые поклоняются не их идеалам, поэты и пророки готовы пожертвовать всеми, кто не восстает против тех и других... Безумие одной творческой индивидуальности громоздится на безумие других. Бродяга Иешуа в глазах тех, кто ответствен за судьбы врученных им народов,— преступник, от которого нужно оградить свою паству: «Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб».[80] Но и герой Л. Андреева, жертвуя Иисусом, сводит счеты отнюдь не с Его правдой, а с неправдой своих соплеменников, которые недостойны его — Иуды!— идеала. Николай I русской интеллигенцией подвергается осуждению за объявление сумасшедшим Чаадаева, Русская Православная Церковь — за отлучение Толстого. Но ведь именно диктатура Иуд, Толстых и Чаадаевых порождает диктатуру Государей. Все это в полной мере справедливо и к миру искусства. Часто (к сожалению, очень часто) нет большего врага для художника и созданной им ценности, чем другой художник и другая ценность. В формате водевиля это конфликт стареющей примадонны и дебютирующей честолюбивой инженю. В системе культурологических знаков — это Моцарт и Сальери, Микеланджело и Леонардо, Мережков, Бунин, Куприн в истории с Нобелевской премией по литературе. Наконец, длившийся несколько десятилетий конфликт Аллы Пугачевой и Софии Ротару... В жесткой, но очень близкой к правде, форме это рисует Блок («Поэты» 1908):
За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты,— и каждый встречал Другого надменной улыбкой.
Природа творчества несовместима с некритическим отношением к непререкаемому абсолюту ценности; одно категорически исключает другое, и человек искусства, как никто иной, осознает условность, предрассудочность любой (не им созданной) ценности. Не могут быть выделены из этого ряда и моральные устои. Поэтому добавим к характеристике художника не просто склонность к эпатации общества, но и внутреннюю предрасположенность переступать через них. Не желая задеть память великих, почтительно напомним, что Матильда Кшесинская пользовалась благосклонностью не одного члена императорской фамилии. Но если в ее случае каждый раз была искренняя влюбленность,[81] то часто обходится и без этого. Ведь тем же самым (вот только с фигурами помельче и зачастую не питая к ним никаких возвышенных чувств) занимался и продолжает заниматься кордебалет. К тому же существует и бесчисленное множество иных, косвенных, форм проституирования. Вот образец одной из них: «Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит вам судьба и ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор ваш когда-либо обратиться на ту низменность, где я обретаюсь, вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы».[82] Но спросим себя, чем отличается это обращение от заискиваний перед парткомом талантливого инженера, художника, ученого о «вступлении в ряды». Хорошо, если идеалы КПСС разделялись ими (конечно же, было и такое), но ведь часто приходилось мимикрировать. В действительности желание влиять на свое окружение не содержит в себе ничего плохого, стремление к власти этически нейтрально. Но этически нейтральная цель может проявляться в полярно противоположных формах ее достижения. Все зависит от уровня собственного развития индивида. Поэтому в одном случае потребность в самоутверждении реализуется как возвышение всего того, что окружает талантливого человека, в другом — в унижении окружающих. Правда, в чистом виде ни одна из этих форм не проявляется; в действительности есть лишь тяготение к одному или другому полюсу. Как сказал Достоевский в «Братьях Карамазовых», тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей. Нет ничего плохого и в тяготении к тому, что окружает того, кто становится обладателем высоких статусных позиций, почести, слава, наконец, совершенно иной вещный мир... Погружение в качественно иной вещный мир, который окружает обладающую высоким статусом личность (обладание богатством) определяет степень ее развития и служит одним из основных условий формирования и развития способности к творчеству.[83] Без погружения в вещный мир, аккумулировавший в себе эстетический идеал общества, высшие достижения его технической культуры, невозможно появление потребности к преображению человека по мерке своего идеала. Поэтому вне этого мира воспроизводится только социальная инертность, застой в развитии общества. (Обо всем этом еще будет идти речь при изучении институтов производства.) Трагедия отчуждения состоит не только в том, что обладающий талантом человек вынужден переступать через моральные запреты. Хуже то, что и власть, и богатство фетишизируются, и к ним начинает рваться тот, кто не способен породить вообще никакую позитивную ценность. Там, где нет облагораживающего служения долгу, бессмысленная роскошь и безотчетная власть вызывают разложение духа, и в развращенном ими сознании представление о творчестве вырождается в нелепые игры в неподражаемость. Так, Плутарх оставил нам память о созданном Антонием и Клеопатрой кружке близких друзей («Союз неподражаемых»),[84] каждый из которых отличался способностью к поступкам, которые никто не мог повторить. Да, и в этом кружке было место творчеству, но все творчество сводилось только к одному — удивить окружающих своей непохожестью на других (отсюда и «неподражаемые»). Впрочем, и там, где наличие творческого потенциала не вызывает сомнений, ради его реализации отчужденный человек вынужден идти на многие преступления и подлоги. Обратимся к ранним этапам цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.156 (0.01 с.) |