Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекционные материалы по курсу «психология личности» (бакалавриат) дфо↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лекционные материалы по курсу «Психология личности» (бакалавриат) ДФО Лекции составлены на базе следующих учебных пособий: 1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997 2. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности. М.: Гаудеамус 2007. 310 с. 3. Шкуратова И. П. Психология личности. Методическое пособие http://www.irshkuratova.ru/researches.html
Тема 1. Введение в психологию личности Лекция 1. Актуализация идеи личности в научном пространстве План 1. Личность как предмет психологического познания. 2. История изучения личности в отечественной и зарубежной науке. 3. Изучение личности в рамках смежных дисциплин.
Рассмотрим несколько определений личности: Г. Оллпорт сформулировал известное определение личности: «Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и и мышление». Согласно З.Фрейду личность, есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияние, но противостоящая ему. Основным источником личностной активности являются подсознательные влечения: сексуальные влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Смысл жизни – удовлетворение биологических влечений, избегание наказаний и социальных норм, активизация психологических механизмов защиты. Л. И. Анцыферова рассматривает личность как способ бытия, человека в обществе, в конкретно исторических условиях, это индивидуальная форма существования. Социальных связей и отношений. Джордж Келли личность есть присущий каждому уникальный способ осознания жизненного опыта. К сожалению ни одно определение личности не способно охватить ее многогранную природу, или хотя бы зафиксировать основные, ведущие ее особенности, отмечают американские исследователи О. Джон и Л. Первин. Большинство отечественных психологов согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, индивидуальность доказывают для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Главный вопрос, который возникает, когда мы говорим о личности зрелой или полноценной? Это вопрос о критериях или характеристиках этой зрелой личности. Разные концепции и подходы будут по-разному на него отвечать. Гуманистический подход – сформированная или зрелая личность, есть личность самоактуализирующаяяся. Субъектно-деятельностный подход – рассматривает личность как субъекта жизнедеятельности, активного способного самостоятельно осознанно выстраивать свой жизней путь.
И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами. Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью. Второй вопрос Накопление теоретических и эмпирических данных о личности, в зарубежной и отечественной науках велось разными путями. В зарубежной психологии существовала многовековая предыстория развития учения о психических особенностях человека, его индивидуальных характеристиках. Основные этапы становления знания о личности представлены в классификации Р. С. Немова. Исследователь выделяет три основных периода: 1) философско-литературный (5-4 в. до н.э. – до начала XIX века); 2) клинический этап продлился до конца XIX века; 3) экспериментальный (конец XIX века – ХХ век). В 30-е годы XX века можно говорить о зарождении научного знания о личности. В этот период появляется ряд исследований, заложивших основу будущему направлению «персонология». Можно указать работы: Г. Оллпорта «Личность: психологическая интерпретация» (1937); К. Левина «Динамическая теория личности» (1938); Г. Мюррея «Исследования личности» (1938). В работе Мюррея впервые появляется определение персонолог «для обозначения как самих экспериментов, так и теоретиков в области психологии личности». В российской науке, И.Б. Котовой, были выделены четыре периода формирования идеи личности: - Первый период выделился в конце XIX начале XX веков, он представлен синтезом философско-психологических идей, отраженных в работах И. В. Сеченова, Л. С. Выготского, Г. И. Челпанова, Н. А. Бердяева. - Второй период оформляется с 30-х по 60-е гг. ХХ века для него характерны попытки вплетения марксистских идей в контекст психологического знания о личности, рассмотрение личности как активного деятеля коллектива и т.д. Вместе с тем в это время появляются уникальные и глубокие по своему содержанию концепции Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, В.М. Русалова, Б.М. Теплова, А. Н. Леонтьева, которые сегодня являются классикой современной психологической науки. - Третий период представлен концепциями середины 60-х – конец 80-х гг., определяется автором как этап «возрождения» подлинной идеи личности, утраченной на предыдущем этапе. Важным приобретением данного периода является акцент на анализе «ядерных» характеристик личности, обеспечивающих осмысление ее специфики и сущности. - Четвертый период складывается к концу ХХ века. В качестве ведущих черт определились следующие: актуализация субъектного подхода в рамках психологии личности, реализация личности через идею «самоосуществление». Все периоды обозначенные автором детерминированы не только внутренней динамикой развития научной мысли, но культурно-политической конъюнктурой тех трансформаций протекавших в российском обществе с конца XIX до конца XX вв. Несмотря на более чем полувековую историю развития психологии личности в ее научном пространстве сложились серьезные проблемы и противоречия, которые не позволяют однозначно трактовать личность в современной науке. Выделим «трудные вопросы изучения» психологии личности: - Проблема неопределенности границ научного пространства, его задач и целей в целом остается актуальной проблемой психологии личности до сих пор.Причина подобного состояния психологии личности скрыта в ее междисциплинарной позиции, которая сложилась входе развития научного знания. Психология личности сформировалась на стыке нескольких направлений: в рамках клинической практики и психотерапии, в ходе развития психодиагностики, а также в контексте теорий, направленных на изучение роли инстинктов в процессе развития личности (Слотина; Carducci). - Сложность описания категории «личность», связанна с ее многомерностью и неоднозначностью. «При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью … Выделение многомерности как исходной характеристики личности позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытия ее различных измерений, а не как историю заблуждений или ошибок. - Отсутствие единой методологической базы позволяющей структурировать и целостно описать рассматриваемое научное пространство в современной науке. Предоставленная ситуация во многом является результатом кризисных тенденций, которые сложились в психологической науке в конце ХХ века и достаточно подробно освещены в литературе (Рябикина 2005; Мазилов 2003; Гусельцева 2004; Воробьева 2004). Многогранность и уникальность такого явления как личность приводит отдельных исследователей к мысли о том, что не существует единого подхода к изучению психологии личности.
Лекция 2. Актуализация идеи личности в научном пространстве
3.Вопрос Изучение личности в рамках смежных дисциплин На сегодняшний день можно выделить следующие основные векторы функционирования и развития психологического знания о личности. 1) Традиционное направление в психологии личности в основу которого,положена описательная модель, ориентированная на фактологическое изложение классических концепций и освещение их роли в науке. Американские исследователи А. Фернхем и П. Хейвел определили данный подход как «добродушный эклектизм». Добродушным он назван потому, что не несет в себе серьезного критического анализа и все теории считаются одинаково ценными и достойными изучения. 2) Актуализация новых аспектов знания о личности, попытка построения нового учения о личности – «персонологии» в сфере отечественной науки. В работах отечественных исследователей В. Я. Семке, В. Петровского, Т. А. Беликовой данное направление рассматривается как междисциплинарная отрасль психологического знания. Новый подход предложен Вадимом Петровским, который рассматривает персонологию как целостную систему взаимодействия теоретико-методологического и практического уровней знания о человеке. По мнению исследователя, современная наука о личности расколота на две сферы: «академическую» и «практическую», между которыми пролегла пропасть, это и обуславливает кризис современной психологии. Важнейшей характеристикой персонологии по мнению автора, является ее ориентация на повседневную практику-проверку в бытийной сфере человека. Персонология как психологическая теория личности, выступает со стороны эффектов своего воздействия на личность; персонология как практическая психология рассматривается через призму прикладных возможностей психологии личности. В рамках персонологии теория и практика взаимодействуют и обуславливают друг друга. В целом, персонология ориентирована на анализ влияния психологического знания на человека, исследование способов предъявления данных психологической теории людям, развитие и реализацию техник общения персонолога и аудитории. 3) Изучение в сфере непсихологических наук Клинический подход к пониманию личности реализован в исследованиях Б. В. Зейгарник, Б. С. Братуся, Б. Д. Карвасарского, А. Ш. Тхостова. Описание личности осуществляется на основе биполярного критерия: нормы/патологии (деперсонализация/самосознание; множественность «Я»/целостность личности; чувство отчуждения себя, самонепринятие/самоценность, самопринятие). Лингвистический подход к личности представлен в работах Ю.Н. Караулова. Цель данного подхода рассмотрение индивидуальности человека опосредованно через его речь. Структура языковой личности включает в три уровня: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя свободное владение языком (простота/сложность речи) 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждого индивидуума в языковую «картину мира", отражающую иерархию его ценностей (глубина и точность отражения реальности). Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, и следовательно, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания — к знанию, сознанию, процессам познания человека; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и намерения (целевая направленность личности). Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности самой личности в мире. Языковая личность, таким образом, является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя психический, социальный, этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее речевое поведение. Понятие языковой личности интегрирует личностные и языковые процессы, а также охватывает основные этапы речемыслительной деятельности – от коммуникативного намерения до конечного продукта – текста. Антропологический подход к описанию природы личности нашел отражение в трудах Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Хонигмана, Т. Шварца, И. С. Кона; В основу антропологического подхода легли этнографические и этнопсихологические исследования культурных особенностей отдельных народов. В начале 20 века сложилась целостное научное направление «Культура и Личность». Основные положения антропологического подхода: - культура как психологическая целостность (структура личности – микромодель культуры); наличие параллелей с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского и А. Р. Лурии; Личность выступает как проводник культуры, как ее зеркало. - Актуализация научного интереса к проблемам детства (пересмотр возрастных критериев, системы взаимодействия взрослый – ребенок); - представление об открытости, текучести и множественности «Я» как норме; - расширение представлений о личности за счет привлечения понятий персональная и социальная идентичность; - понятие «модальной личности» наиболее распространенный тип личности, определяемый просто статистически, то есть тот тип, к которому относится наибольшее число членов данного общества (Кора ДюБуа, А. Кардинер); идея модальной личности подняла проблему распространения различных типов личности в отдельной социальной группе; - влияние психоаналитических идей на процесс осмысления развития личности (детский опыт взаимодействия человека и культуры); - в последних исследованиях Теодора Шварца личность рассматривается как совокупность 4-х ведущих ментальных конструктов (конструкты саморефлексии, поведенческие конструкты, усвоенные в ходе социализации, когнитивные конструкты структурирования своего опыта, совокупность конструктов знания и ожидания). Личность определяется как совокупность индивидуального опыта в процессе постижения культуры «Личность — это отдельная версия или «порция» культуры. Культура состоит из всех личностей-индивидов, составляющих общество». Философский подход к пониманию личности отличается своей концентрацией на бытийной составляющей и общественной позиции человека в социуме. Многие философские идеи нашли свое выражение в психологических концепциях (например, гуманистической и экзистенциальной психологии и педагогике). Для характеристики философского восприятия категории «личность» мы выделили идеи М. Мамардашвили и П. Рикёра. Характер Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер – это черта, примета или признак. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» – что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности. Понятие характера рассматривается в двух значениях: общем (широком) и более специальном. В широком смысле характер – это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле. В работах Б. Теплова отмечается, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он пользуется для достижения цели. Характер определяется через систему отношений человека: отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. Начало изучения характера в отечественной науке было положено в работах А. Ф. Лазурского, который предположил, что в основе характера лежат отношения личности к различным сторонам действительности. А. Ф. Лазурский разработал целостное направление научная характерология. В работах большинства отечественных исследователей Б.Г. Ананьева, А.Ковалева, В. С. Мерлина, В.В. Мясищева характер рассматривается как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности сложившихся на основе ее системы отношений. Чертой характера становится не всякое отношение, а лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и собственным действиям. К.К. Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. Особый интерес у исследователей вызывает вопрос о типологии характеров и изучении их отдельных видов. Здесь можно выделить несколько основных линий исследования: Психоаналитическая традиция, представленная исследованиями В. Райха, Н. Мак-Вильямс, К. Нарахно, Ю.В. Попова, В. Д. Вид, А. Лоуэн. Классический психоанализ рассматривает процесс становления характера исходя из следующих положений: 1. Детский опыт играет первостепенную роль в формировании характера; 2. В процессе прохождения психосексуальных стадий развития ребенок может быть фиксирован на одной из них (вследствие неполноценного, ограниченного характера удовлетворения потребности или наоборот ее чрезмерного удовлетворения). Это определит общую направленность формирования характера. 3. Позднее в данную трактовку характера также были привнесены представления о механизмах психологической защиты, как основных способах избегания состояния напряжения и тревоги. Современные исследователи, базируясь на психоаналитических постулатах, приводят описание 8 основных типов характера: Шизоидный характер, Нарциссический характер, Параноидальный характер, Обсессивно-компульсивный характер, Психопатический (антисоциальный) характер, Истерический характер, Депрессивный и маниакальный характер, Мазохистический характер. 1. Шизоидный характер. Личность фиксирована на оральной стадии развития. Люди шизоидного типа отличаются дистанцированием от других, их стержневой характеристикой является уход в себя, с развитой неспособностью к установлению значимых эмоциональных межличностных отношений, их отличает эмоциональная холодность, снижена способность к демонстрации теплых, нежных чувств или гнева. 2. Нарциссический характер. Личность фиксирована на оральной стадии развития. Основная цель данного типа личности поддержание идеализации, самоуважения и актуальности собственного «Я», концентрация на самолюбовании. Нарциссические личности отличаются неразвитой способностью к любви, у них завышены притязания. 3. Параноидальный характер. Личность фиксирована на оральной стадии развития. Параноидальное состояние может быть раскрыто через комбинацию страха и стыда. Люди параноидального типа фиксированы на собственных отрицательных чертах (гнев, мстительность, негодование, зависть и проч.) и вследствие этого страдают от подавляющего страха. Личность распадается на две субличности: слабая, униженная и подавленная на одном полюсе, всемогущая и зловещая на другом полюсе. Наличие двух противоположных модальностей формирует у человека чувство постоянной тревоги и страха. 4. Обсессивно-компульсивный характер. Личность фиксирована на анальной стадии. Для данного типа личности «думание и делание» становится движущим психологическим мотивом. Они отличаются отсутствием способности глубоко чувствовать, ощущать, понимать других и себя, мечтать, полноценно получать удовольствие от произведений искусства, не приемлют неточность, приблизительность. 5. Психопатический (антисоциальный) характер. Личность рассматривается как фиксированная на фаллической стадии. У людей данного типа отмечается наличие большой базальной агрессии и более высокому, чем у среднего человека порогу удовольствия от возбуждения. Отмечается тенденция к всемогущему контролю, потребность оказывать давление имеет преимущественное значение. Психопатические личности в целом равнодушны к чувствам других, неспособны к эмпатии и глубокому переживанию эмоций и чувств, проявляют недоверие к окружающим, им свойственна нарастающая раздражительность. 6. Истерический тип характера. Личность рассматривается как фиксированная на генитальной стадии развития. Принято считать, что данный тип личности чаще наблюдается у женщин, не являются исключением и мужчины. Для людей данного типа характерно наличие высокого уровня тревоги, чувства стыда, напряженности, реактивности в основном в межличностных отношениях. Они часто попадают в ситуации драмы и конфликта. 7. Маниакальный и депрессивный тип характера. Личность рассматривается как фиксированная на генитальной стадии развития. Маниакальные люди отличаются высокой энергией, возбуждением, мобильностью, переключаемостью и общительностью, негативные аффекты чаще всего носят форму гнева, также у них наблюдается недостаток развития волевых качеств, они неспособны противостоять давлению со стороны, зависимы от мнения других по ведущим жизненным вопросам. 8. Мазохистический тип характера. Личность рассматривается как фиксированная на генитальной стадии развития. Образ данного типа личности связан с изображением жертвы, многочисленных страданий и жалоб, развитие установки на самопожертвование, самопринижение. Человек, ведущий себя мазохистски, терпит боль и страдает в сознательной или бессознательной надежде на некоторое последующее благо. Ведущими чертами мазохистической личности выступают и интровертированность избегание чувства вины, выставление себя как жертвы обстоятельств или других людей, убежденность в своей непривлекательности, социальной неловкости. Основным защитным механизмом мазохистического типа личности являются интроекция, обращение против себя и идеализация. Другой подход к выделению типов характера базируется на понятии акцентуация. Впервые были описаны акцентуированные типы характера в работе «Акцентуированные личности» Карлом Леонгардом. Ведущими специалистами по проблемам акцентуации также являются А. Е. Личко, Л. Н. Собчик и ряд других авторов. По определению и К. Леонгарда, и А. Е. Личко акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Акцентуация выступает как пограничная зона между нормой и патологией. А. Е. Личко выделяет две степени выраженности акцентуации: 1. Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Акцентуированные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни. Компенсации не происходит даже при отсутствии психических травм. 2. Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Акцентуированые черты характера проявляются в основном при психических травмах, но не приводят к хронической дезадаптации. Карл Леонгард выделял акцентуации в системе их отношения к характеру и к темпераменту. По типам темперамента он выделял: 1. Гипертимный темперамент (повышенный фон настроения); 2. Дистимный темперамент (сосредоточенность на темных и мрачных событиях жизни); 3. Циклотимный темперамент (колебания настроения от возбужденного до подавленного); 4. Экзальтированный темперамент (бурные реакции на внешние стимулы); 5. Тревожный темперамент (робкий, покорный) 6. Эмотивный темперамент (чувствительный, тонко-чувствующий). По типам акцентуированных личностей (характеру): 1. Демонстративная личность – стремление «выставлять» себя в любой социальной ситуации, играть роль. 2. Педантичная личность – повышенная добросовестность и обяза-тельность. 3. Застревающая личность – патологическая стойкость аффекта (подоз-рительность, злопамятность). 4. Возбудимая личность – недостаток эмоционального самоконтроля, импульсивность. Способности 1. Общая характеристика способностей 2. Мотивация и направленность Способности в научной литературе определяются как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие условием успешного выполнения различных видов деятельности. Уровень способностей зависит от трех факторов: 1. от качества отдельных элементов знаний и умений, которыми располагает индивид (верные-неверные, твердые-нетвердые), 2. от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которой рождается ребенок; 3. от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. Сегодня в психологической науке общепризнанно, что способности– это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней. Ведущим специалистом и исследователем психологии способностей в отечественной науке выступил Б. М. Теплов (1896 - 1965). В своих работах он отмечал: «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности». Можно выделить ряд признаков демонстрирующих наличие способностей у индивида к какому-нибудь виду деятельности. Во-первых, наличие высокого темпа обучения определенной деятельности; Во-вторых, наличие навыка переноса одного вида деятельности или операции в другую сходную ситуацию; В-третьих, наличие у индивида невысокого уровня энергетических затрат при выполнении данного вида деятельности (быстрое, легкое и безошибочное выполнение) получило определение – энергетическая экономность; В-четвертых, проявление индивидуального и неповторимого стиля деятельности; В-пятых, наличие у индивида высокой мотивации при выполнении данного вида деятельности. В психологической науке принято выделять различные виды способностей. Первичная классификация подразделяет способности на общие и специальные. Под общими способностями понимают такие свойства, которые доступны большинству людей: способность к прямохождению, способность к элементарной коммуникации, памяти, восприятию. Мышление также рассматривается как общечеловеческая способность. Специальные способности проявляются в условиях конкретной деятельности и связаны с индивидуальными особенностями личности (музыкальные, инженерные, спортивные и т.д.). Развитие общих и специальных способностей протекает у конкретного человека в целостном процессе. Способности, как и характер, и личность в целом, и проявляются, и формируются в деятельности, поэтому они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только потенциальные способности. В деятельности они проявляются и становятся актуальными. Не все способности и не у всех личностей развиваются равномерно. У человека выделяют различные уровни развития способностей. В психологии используется следующая классификация уровней развития способностей: задатки, способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят несколько этапов. Для того чтобы, некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Таким базовым уровнем формирования способностей выступают задатки. Задатки рассматриваются как врожденные анатомо-физиологические особенности организма (и в первую очередь нервной системы), определяющие природную основу способностей как психических свойств личности. Задатки не обладают спецификацией для отдельных видов деятельности. В процессе реализации деятельности происходит формирование способностей и выявляется направленность и спецификация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в профессиональной деятельности, у других охватывает широкий спектр человеческой активности. Высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. Таблица уровней развития способностей
Теория личности Г. Оллпорта Гордон Оллпорт известен как «старейшина американских научных изысканий по проблемам личности». Концепция теории черт значительно отличается от идей классического психоанализа и неофрейдизма. Ее можно описать несколькими базовыми положениями: 1. Изучение психической структуры и личности человека необходимо проводить, опираясь на психически здоровую личность; 2. Каждая личность представляет собой совокупность характерных черт, отличающих индивидуумов друг от друга; 3. Индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Сам Г. Оллпорт дал личности такое определение: «это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Следует подчеркнуть, что Оллпорт считал, что наряду с интеллектом и физической конституцией, также и темперамент выступает в качестве личностной основы. Характер по мысли исследователя, ассоциируется с моральным стандартом или системой ценностей. Ведущее понятие в концепции Г. Оллпорта – это черта. Черта выступает, как предрасположенность человека реагировать определенным образом в различных ситуациях. Тихие и спокойные люди обычно ведут себя спокойно в большинстве ситуаций. Таким образом, можно констатировать, что поведение человека является относительно стабильным в течение длительного времени. Г. Оллпорт разделил личностные черты на две группы: общие (измеряемые) и индивидуальные (морфологические). Общие черты формируются под влиянием культурных особенностей данного общества. Кроме этого общие черты анализируются по степени выраженности у разных людей, принадлежащих к одной группе. Индивидуальные черты обозначают такие характеристики индивида, которые не допускают сравнений с другими. Это те «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособленного поведения». Морфологические черты подчеркивают уникальность каждого отдельного индивида, выражая его личностную структуру. Впоследствии Г. Оллпорт переименовал индивидуальные черты в индивидуальные диспозиции. Он предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальные диспозиции – выступает как ведущая черта, пронизывающая все поступки человека, она сразу бросается в глаза, составляя основу индивидуальности человека. Сверхактивность, сверхсмелость, сверхскрытность и проч. Г. Оллпорт считал, что не все люди обладают кардинальной диспозицией. Центральные диспозиции – довольно яркие характеристики человека, подчеркивающие его индивидуальные особенности, составляющие определенные тенденции в его поведении. Количество таких диспозиций составляет от 5 до 10. Вторичные диспозиции – это мене всего заметные черты. Они менее устойчивы, мене обобщены. С ними связаны предпочтения в одежде, еде, отдыхе. Вторичные диспозиции скрыты от прямого наблюдения, известны только близким людям. Личность рассматривается Г. Оллпортом как целостная система, внутри которой выстраиваются диспозиции, постепенно в своих исследованиях он отходит от понятия личность и вводит категорию проприума. Проприум – это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое к
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.023 с.) |