Тема 1. Введение в психологию личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в психологию личности



Лекция 1. Актуализация идеи личности в научном пространстве

План

1. Личность как предмет психологического познания.

2. История изучения личности в отечественной и зарубежной науке.

3. Изучение личности в рамках смежных дисциплин.

 

Рассмотрим несколько определений личности:

Г. Оллпорт сформулировал известное определение личности: «Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и и мышление». Согласно З.Фрейду личность, есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияние, но противостоящая ему. Основным источником личностной активности являются подсознательные влечения: сексуальные влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Смысл жизни – удовлетворение биологических влечений, избегание наказаний и социальных норм, активизация психологических механизмов защиты.

Л. И. Анцыферова рассматривает личность как способ бытия, человека в обществе, в конкретно исторических условиях, это индивидуальная форма существования. Социальных связей и отношений.

Джордж Келли личность есть присущий каждому уникальный способ осознания жизненного опыта.

К сожалению ни одно определение личности не способно охватить ее многогранную природу, или хотя бы зафиксировать основные, ведущие ее особенности, отмечают американские исследователи О. Джон и Л. Первин.

Большинство отечественных психологов согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, индивидуальность доказывают для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.

Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении.

Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности.

Главный вопрос, который возникает, когда мы говорим о личности зрелой или полноценной? Это вопрос о критериях или характеристиках этой зрелой личности. Разные концепции и подходы будут по-разному на него отвечать.

Гуманистический подход – сформированная или зрелая личность, есть личность самоактуализирующаяяся.

Субъектно-деятельностный подход – рассматривает личность как субъекта жизнедеятельности, активного способного самостоятельно осознанно выстраивать свой жизней путь.

 

И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности.

Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ.

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С. Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.

Второй вопрос

Накопление теоретических и эмпирических данных о личности, в зарубежной и отечественной науках велось разными путями. В зарубежной психологии существовала многовековая предыстория развития учения о психических особенностях человека, его индивидуальных характеристиках. Основные этапы становления знания о личности представлены в классификации Р. С. Немова. Исследователь выделяет три основных периода: 1) философско-литературный (5-4 в. до н.э. – до начала XIX века); 2) клинический этап продлился до конца XIX века; 3) экспериментальный (конец XIX века – ХХ век).

В 30-е годы XX века можно говорить о зарождении научного знания о личности. В этот период появляется ряд исследований, заложивших основу будущему направлению «персонология». Можно указать работы: Г. Оллпорта «Личность: психологическая интерпретация» (1937); К. Левина «Динамическая теория личности» (1938); Г. Мюррея «Исследования личности» (1938). В работе Мюррея впервые появляется определение персонолог «для обозначения как самих экспериментов, так и теоретиков в области психологии личности».

В российской науке, И.Б. Котовой, были выделены четыре периода формирования идеи личности:

- Первый период выделился в конце XIX начале XX веков, он представлен синтезом философско-психологических идей, отраженных в работах И. В. Сеченова, Л. С. Выготского, Г. И. Челпанова, Н. А. Бердяева.

- Второй период оформляется с 30-х по 60-е гг. ХХ века для него характерны попытки вплетения марксистских идей в контекст психологического знания о личности, рассмотрение личности как активного деятеля коллектива и т.д. Вместе с тем в это время появляются уникальные и глубокие по своему содержанию концепции Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, В.М. Русалова, Б.М. Теплова, А. Н. Леонтьева, которые сегодня являются классикой современной психологической науки.

- Третий период представлен концепциями середины 60-х – конец 80-х гг., определяется автором как этап «возрождения» подлинной идеи личности, утраченной на предыдущем этапе. Важным приобретением данного периода является акцент на анализе «ядерных» характеристик личности, обеспечивающих осмысление ее специфики и сущности.

- Четвертый период складывается к концу ХХ века. В качестве ведущих черт определились следующие: актуализация субъектного подхода в рамках психологии личности, реализация личности через идею «самоосуществление». Все периоды обозначенные автором детерминированы не только внутренней динамикой развития научной мысли, но культурно-политической конъюнктурой тех трансформаций протекавших в российском обществе с конца XIX до конца XX вв.

Несмотря на более чем полувековую историю развития психологии личности в ее научном пространстве сложились серьезные проблемы и противоречия, которые не позволяют однозначно трактовать личность в современной науке.

Выделим «трудные вопросы изучения» психологии личности:

- Проблема неопределенности границ научного пространства, его задач и

целей в целом остается актуальной проблемой психологии личности до сих пор.Причина подобного состояния психологии личности скрыта в ее междисциплинарной позиции, которая сложилась входе развития научного знания. Психология личности сформировалась на стыке нескольких направлений: в рамках клинической практики и психотерапии, в ходе развития психодиагностики, а также в контексте теорий, направленных на изучение роли инстинктов в процессе развития личности (Слотина; Carducci).

- Сложность описания категории «личность», связанна с ее многомерностью и неоднозначностью. «При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность личности признается ее сущностью … Выделение многомерности как исходной характеристики личности позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытия ее различных измерений, а не как историю заблуждений или ошибок.

- Отсутствие единой методологической базы позволяющей структурировать и целостно описать рассматриваемое научное пространство в современной науке. Предоставленная ситуация во многом является результатом кризисных тенденций, которые сложились в психологической науке в конце ХХ века и достаточно подробно освещены в литературе (Рябикина 2005; Мазилов 2003; Гусельцева 2004; Воробьева 2004).

Многогранность и уникальность такого явления как личность приводит отдельных исследователей к мысли о том, что не существует единого подхода к изучению психологии личности.

 

Лекция 2. Актуализация идеи личности в научном пространстве

 

3.Вопрос Изучение личности в рамках смежных дисциплин

На сегодняшний день можно выделить следующие основные векторы функционирования и развития психологического знания о личности.

1) Традиционное направление в психологии личности в основу

которого,положена описательная модель, ориентированная на фактологическое изложение классических концепций и освещение их роли в науке. Американские исследователи А. Фернхем и П. Хейвел определили данный подход как «добродушный эклектизм». Добродушным он назван потому, что не несет в себе серьезного критического анализа и все теории считаются одинаково ценными и достойными изучения.

2) Актуализация новых аспектов знания о личности, попытка

построения нового учения о личности – «персонологии» в сфере отечественной науки. В работах отечественных исследователей В. Я. Семке, В. Петровского, Т. А. Беликовой данное направление рассматривается как междисциплинарная отрасль психологического знания.

Новый подход предложен Вадимом Петровским, который рассматривает персонологию как целостную систему взаимодействия теоретико-методологического и практического уровней знания о человеке. По мнению исследователя, современная наука о личности расколота на две сферы: «академическую» и «практическую», между которыми пролегла пропасть, это и обуславливает кризис современной психологии. Важнейшей характеристикой персонологии по мнению автора, является ее ориентация на повседневную практику-проверку в бытийной сфере человека. Персонология как психологическая теория личности, выступает со стороны эффектов своего воздействия на личность; персонология как практическая психология рассматривается через призму прикладных возможностей психологии личности. В рамках персонологии теория и практика взаимодействуют и обуславливают друг друга. В целом, персонология ориентирована на анализ влияния психологического знания на человека, исследование способов предъявления данных психологической теории людям, развитие и реализацию техник общения персонолога и аудитории.

3) Изучение в сфере непсихологических наук

Клинический подход к пониманию личности реализован в исследованиях Б. В. Зейгарник, Б. С. Братуся, Б. Д. Карвасарского, А. Ш. Тхостова. Описание личности осуществляется на основе биполярного критерия: нормы/патологии (деперсонализация/самосознание; множественность «Я»/целостность личности; чувство отчуждения себя, самонепринятие/самоценность, самопринятие).

Лингвистический подход к личности представлен в работах Ю.Н. Караулова. Цель данного подхода рассмотрение индивидуальности человека опосредованно через его речь. Структура языковой личности включает в три уровня: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя свободное владение языком (простота/сложность речи) 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждого индивидуума в языковую «картину мира", отражающую иерархию его ценностей (глубина и точность отражения реальности). Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, и следовательно, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания — к знанию, сознанию, процессам познания человека; 3) прагматического, заключающего цели, мотивы, интересы, установки и намерения (целевая направленность личности). Этот уровень обеспечивает в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению реальной деятельности самой личности в мире. Языковая личность, таким образом, является видом полноценного представления личности, вмещающим в себя психический, социальный, этический и другие компоненты, но преломленные через ее язык, ее речевое поведение. Понятие языковой личности интегрирует личностные и языковые процессы, а также охватывает основные этапы речемыслительной деятельности – от коммуникативного намерения до конечного продукта – текста.

Антропологический подход к описанию природы личности нашел отражение в трудах Р. Бенедикт, М. Мид, Дж. Хонигмана, Т. Шварца, И. С. Кона; В основу антропологического подхода легли этнографические и этнопсихологические исследования культурных особенностей отдельных народов. В начале 20 века сложилась целостное научное направление «Культура и Личность».

Основные положения антропологического подхода:

- культура как психологическая целостность (структура личности – микромодель культуры); наличие параллелей с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского и А. Р. Лурии; Личность выступает как проводник культуры, как ее зеркало.

- Актуализация научного интереса к проблемам детства (пересмотр возрастных критериев, системы взаимодействия взрослый – ребенок);

- представление об открытости, текучести и множественности «Я» как норме;

- расширение представлений о личности за счет привлечения понятий персональная и социальная идентичность;

- понятие «модальной личности» наиболее распространенный тип личности, определяемый просто статистически, то есть тот тип, к которому относится наибольшее число членов данного общества (Кора ДюБуа, А. Кардинер); идея модальной личности подняла проблему распространения различных типов личности в отдельной социальной группе;

- влияние психоаналитических идей на процесс осмысления развития личности (детский опыт взаимодействия человека и культуры);

- в последних исследованиях Теодора Шварца личность рассматривается как совокупность 4-х ведущих ментальных конструктов (конструкты саморефлексии, поведенческие конструкты, усвоенные в ходе социализации, когнитивные конструкты структурирования своего опыта, совокупность конструктов знания и ожидания). Личность определяется как совокупность индивидуального опыта в процессе постижения культуры «Личность — это отдельная версия или «порция» культуры. Культура состоит из всех личностей-индивидов, составляющих общество».

Философский подход к пониманию личности отличается своей концентрацией на бытийной составляющей и общественной позиции человека в социуме. Многие философские идеи нашли свое выражение в психологических концепциях (например, гуманистической и экзистенциальной психологии и педагогике). Для характеристики философского восприятия категории «личность» мы выделили идеи М. Мамардашвили и П. Рикёра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.022 с.)