Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый проблемный вопрос о детерминантах развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно в науке детерминанты развития подразделяют на средовые (социально направленные) и генетические или биологические. Биогенетический подход (Торндайк, Холл, Гетчинсон, Джон Дьюи). Сторонники данного подхода утверждают, что ведущую позицию в развитии человека играют генетические факторы. Роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех индивидов к человеческому роду и в тоже время создают индивидуальные различия. Сторонники Социогенетического подход а (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Оллпорт) считают, что развитие личности обусловлено социальными условиями среды, среда определяет направленность развития личности. Но такой подход недооценивает внутренние возможности или потенциал личности как сознательного субъекта жизнедеятельности. Процесс развития личности это процесс постоянного взаимодействия генетических и средовых факторов. К средовым детерминантам относят: культуру, семью, социальный класс, сверстники. С позиций системно-деятельностного подхода формирование и развитие личности в общем виде представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней. В том случае, когда индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит в ней три фазы личностного становления. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности. Если же индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, то у него могут формироваться приспособительские качества (конформность), зависимость от других членов общности, робость и неуверенность в себе. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальному выражению собственных индивидуальных особенностей. Если на этой фазе индивид, предъявляя группе характеризующие его индивидуальность личностные свойства, не встречает понимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности и подозрительности. Третья фаза (интеграция) определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют его развитию как личности. При успешном прохождении этой фазы у индивида формируются качества гуманности, доверия, справедливости, требовательности к себе и другим. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития. В связи с тем, что фазы адаптации, индивидуализации и интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводятся, соответствующие личностные свойства закрепляются, в результате чего складывается устойчивая структура личности. Ее основными составляющими, наиболее существенно влияющими на внешнее проявление личностной сферы человека, являются мировоззренческий, социально-психологический и индивидуально-психологический компоненты. Второй проблемный вопрос о структуре личности. Сколько и каких компонентов в структуре личности? Какая концепция является более достоверной или подходящей. В отечественной науке принято выделять следующие компоненты в структуре личности: Темперамент, Характер, Способности, Мотивация, Направленность и самосознание. В зарубежной персонологии структура личности будет напрямую зависеть от теоретического подхода и методологических основ, на которые опирается исследователь. Можно выделить ряд основных направлений: психоаналитическая психология, диспозиционное направление, когнитивное направление, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, психосинтез и др. Третий проблемный вопрос, рассматриваемый в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер. Однако в ряде исследований было обнаружено, что поведение человека довольно изменчиво. Поэтому невольно возникает вопрос о том, насколько и в чем личность и поведение человека действительно устойчивы. В ходе исследований были обнаружены и так называемые ситуативные черты, проявление которых может меняться от ситуации к ситуации у одного и того же человека, причем довольно значительно. В то же время ряд лонгитюдных исследований показывает, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности рассматриваются как ситуативно неустойчивые. Так же наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.45 (0.009 с.) |