Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Мотивация, направленность и способностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Способности 1. Общая характеристика способностей 2. Мотивация и направленность Способности в научной литературе определяются как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие условием успешного выполнения различных видов деятельности. Уровень способностей зависит от трех факторов: 1. от качества отдельных элементов знаний и умений, которыми располагает индивид (верные-неверные, твердые-нетвердые), 2. от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которой рождается ребенок; 3. от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. Сегодня в психологической науке общепризнанно, что способности– это либо свойства личности, либо структуры этих свойств, определяющие возможность личности более или менее качественно выполнять определенную деятельность и совершенствоваться в ней. Ведущим специалистом и исследователем психологии способностей в отечественной науке выступил Б. М. Теплов (1896 - 1965). В своих работах он отмечал: «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности». Можно выделить ряд признаков демонстрирующих наличие способностей у индивида к какому-нибудь виду деятельности. Во-первых, наличие высокого темпа обучения определенной деятельности; Во-вторых, наличие навыка переноса одного вида деятельности или операции в другую сходную ситуацию; В-третьих, наличие у индивида невысокого уровня энергетических затрат при выполнении данного вида деятельности (быстрое, легкое и безошибочное выполнение) получило определение – энергетическая экономность; В-четвертых, проявление индивидуального и неповторимого стиля деятельности; В-пятых, наличие у индивида высокой мотивации при выполнении данного вида деятельности. В психологической науке принято выделять различные виды способностей. Первичная классификация подразделяет способности на общие и специальные. Под общими способностями понимают такие свойства, которые доступны большинству людей: способность к прямохождению, способность к элементарной коммуникации, памяти, восприятию. Мышление также рассматривается как общечеловеческая способность. Специальные способности проявляются в условиях конкретной деятельности и связаны с индивидуальными особенностями личности (музыкальные, инженерные, спортивные и т.д.). Развитие общих и специальных способностей протекает у конкретного человека в целостном процессе. Способности, как и характер, и личность в целом, и проявляются, и формируются в деятельности, поэтому они являются саморазвивающимся процессом. Вне деятельности существуют только потенциальные способности. В деятельности они проявляются и становятся актуальными. Не все способности и не у всех личностей развиваются равномерно. У человека выделяют различные уровни развития способностей. В психологии используется следующая классификация уровней развития способностей: задатки, способность, одаренность, талант, гениальность. Всякие способности в процессе своего развития проходят несколько этапов. Для того чтобы, некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Таким базовым уровнем формирования способностей выступают задатки. Задатки рассматриваются как врожденные анатомо-физиологические особенности организма (и в первую очередь нервной системы), определяющие природную основу способностей как психических свойств личности. Задатки не обладают спецификацией для отдельных видов деятельности. В процессе реализации деятельности происходит формирование способностей и выявляется направленность и спецификация одаренности. У одних людей одаренность проявляется только в профессиональной деятельности, у других охватывает широкий спектр человеческой активности. Высокие уровни одаренности принято называть талантом и гениальностью. Таблица уровней развития способностей
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.135 (0.006 с.) |