Структура личности по З. Фрейду. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура личности по З. Фрейду.



Трех компонентная модель: уровень бессознательного, инстинктов – ид (оно); уровень личностный, самости – эго (я); уровень социальных сознательных установок – суперэго (сверх я). Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими проявлениями (еда, сон, дефикация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Ид рассматривается Фрейдом как нечто хаотичное, темное, не знающее законов. Ид сохраняет центральное значение на протяжении всей жизни человека. Первичный принцип ид это стремление к получению энергетической разрядки, которая получила определения принципа удовольствия. Ид подчиняется этому принципу выражая себя в импульсивной, нарциссической, иррациональной природе, невзирая на последствия для себя (как самосохранение) и для других. Ид выступает как посредник между соматическими и психическими процессами в организме. Фрейд описал два процесса, с помощью которых, ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия – ид автоматически отвечает на сигналы возбуждения, и тем самым снимает напряжение (безусловные врожденные рефлексы – чиханье, кашель, слезы, рвота, сужение зрачка и проч.). Однако, рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения, тогда вступает в действие другая функция ид - «первичный процесс». Первичный процесс работает с образами человека, создавая нелогичную фантазийную форму человеческого представления, в которых сливаются реальное и нереальное, я и не-я и т. д. Индивид не может адекватно воспринимать реальность (не видит разницы между водой и миражом воды). Человек должен научиться откладывать процесс удовлетворения своих желаний, первичных потребностей, это возможно в том случае когда человек (ребенок) сталкивается с внешним миром, потребностями другого. Возникновение этого знания — это показатель формирования вторичной личностной структуры эго.

Эго выступает как компонент психической структуры ответственный за контроль и принятие решений. Эго стремиться выполнить желания ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. Природа эго подчиняется принципу реальности — цель которого, сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов, до момента достижения разрядки допустимым способом. Принцип реальности дает возможность индивиду тормозить переадресовывать, постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивида.

Суперэго — совокупность социальных установок, норм, ценностей, регулирующих поведение индивида. Этот компонент человек приобретает в ходе социализации. Суперэго как отражение коллективной совести. В суперэго Фрейд выделил две подструктуры: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительского наказания, совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов, возникновение чувства вины. Эго-идеал выступает как поощрительный элемент. Он формируется из того что родители поощряют, высоко ценят, он подводит индивида к выбору высоких стандартов для себя. И если цель достигнута это вызывает чувство гордости, самоуважения. Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Стадии развития. Оральная (от рождения до 1- 1,5 лет), анальная (1,5 – 3 лет), фаллическая (3 – 6 лет), латентный период (6-12 лет) и генитальная (12-17 лет). (Студенты дают характеристику).

Защитные механизмы Эг о. (Студенты называют и дают характеристику, если не называют, тогда записывают).

Вытеснение (забывание) первичная форма защиты по Фрейду.

Проекция – приписывание собственных неприемлемых мыслей и чувств другим людям, возлагать вину на другого (сами вы здесь все свиньи).

Замещение – перенос агрессии на другой менее угрожающий объект, а не непосредственный источник фрустрации.

Рационализация – использование ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение выглядит приемлемым. У индивида возникает потребность сохранить свою самооценку (зеленый виноград).

Реактивное образование – состоит из двух частей: 1. Подавление неприемлемого импульса; 2. На уровне сознания проявляется совершенно противоположно. Мужчины высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле сами защищаются от собственных гомосексуальных убеждений (укрепляют свой дух).

Регрессия – возврат, откат к более ранней стадии развития, детским моделям поведения.

Отрицание – непринятие реальности, такой какая она есть (извещение о смерти близкого и проч.).

Сублимация – изменение природных импульсов, их перевод в более приемлемые социальные формы. Единственная здоровая, конструктивная стратегия, позволяющая обуздать нездоровые импульсы. Сублимация сексуального влечения есть – особо заметная черта эволюции культуры (Поэты, писатели, художники, архитекторы).

«Индивидуальная психология личности Альфреда Адлера»

Многие исследователи склонны рассматривать А. Адлера как ученика З. Фрейда который, в конце концов, взбунтовался и пошел войной против своего учителя, однако многие биографы А. Адлера утверждают, что он никогда не учился у Фрейда и всегда достаточно критично относился к его учению, никогда не подвергался психоанализу и не был практикующим психоаналитиком. После разрыва отношений с Фрейдом 1911 году, они так больше и не помирились. Индивидуальная психология А. Адлера, ее основные положения развивались как антитезисы теории Фрейда.

Основные положения Индивидуальной психологии:

- Человек является единым неделимым, самосогласующимся организмом. Все проявления жизненной активности нельзя рассматривать изолированно, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Человек един в своем проявлении на всех уровнях (сознательном, бессознательном и в каждом проявлении личности ). Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни.

- На протяжение всей своей жизни человек стремится к совершенству, только в этом движении человек может рассматриваться как единое и самосогласующегося целое.

- Человек обладает внутренним источником творческой силы, который позволяет свободно распоряжаться своей жизнью, проявлять направленную активность. Каждый человек благодаря творческой силе является архитектором своей жизни, самоопределяющимся индивидуумом.

- Особое значение, влияние на поведение человека оказывает социальный контекст или социум, в котором он живет. Человек рассматривается в совокупности его социальных взаимосвязей. Человек старается к гармонизации социальных отношений (стремление вступать в различные социальные группы), конфликт с обществом рассматривается как нечто неестественное.

- Поведение человека всегда зависит от мнения других людей. Люди мотивированны фиктивными целями – личными представлениями о прошлом и будущем, которые и регулируют их поведение. Особое значение имеет субъективное восприятие реальности.

Стиль жизни складывается у ребенка в первые 4- 5 лет его жизни и

отчетливо проявляется в его установках и поведении в течение жизни. Это проявляется в структуре интересах, определенных занятиях, и даже местности (сельской, городской).

А. Адлер выделял 4 типа установок или жизненных стиля:

1. Активно-конструктивный или социально-полезный. Идеал совершенной жизни такой человек видит в служении людям. В нем связаны высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Люди такого плана амбициозны и ориентированы на успех.

2. Пассивно-конструктивный или берущий. Идеал совершенной жизни такой человек видит во внимании к себе окружающих. Он обладает обаянием, умением расположить к себе людей, но его социальный интерес низок.

3. Активно-деструктивный или управляющий. Идеал совершенной жизни такой человек видит в уничтожении существующей власти, в анархии, в навязывании своей воли окружающим. Это антисоциальные элементы ориентированные только на разрушение. Социальный интерес у них не развит.

4. Пассивно-деструктивный или избегающий. Идеал совершенной жизни такой человек видит также в уничтожении власти, но для них характерна пассивная агрессия и стремление к изоляции от общества. Социальный интерес у них не развит и активность в решении своих жизненных проблем достаточно низкая. Они избегают любых жизненных трудностей.

Только первый вариант является социально желательным. Остальные

три дают описание людей дезадаптированных, которые нуждаются в помощи психотерапевта. Возникновение неврозов связано с ошибочным стилем жизни, недостаточным развитием социального интереса.

Другой аспект индивидуальной психологии А. Адлера связан с его идеей чувства неполноценности и компенсацией. В своей работе «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации» (1907). В этой работе он развил идею о том, что нет абсолютно здоровых людей одно заболевание больше волнует одного человека другое – другого, одни участки тела болезнь поражает чаще и острее чем другие. У человека заболевание происходит именно того органа, который более слабо развит, менее успешно функционировал, и в целом был «неполноценным» от рождения. Люди с ярко выраженными дефектами часто стараются компенсировать их. А длер пишет, что почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого либо органа, складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности. (Параолимпийские игры).

Истоки комплекса неполноценности: 1. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве (зависимость от родителей, несамостоятельность как фрустрирующий фактор – ощущение неполноценности). Ощущение неполноценности – означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружающим, а так же стремление к совершенству и безупречности. Стремление к превосходству – основная мотивационная сила в жизни человека. У некоторых людей по разным причинам ощущение неполноценности может становится чрезмерным и переходить в форму комплекса неполноценности. 2. Неполноценность каких-либо органов. 3. Чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях. Адлер выделил три основные формы проявления компенсации:

1. Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпепсация, которая означает одностороннее приспособление к жиз­ни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности.

3. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности; не может прийти к компенсации «нормальными» спосо­бами и «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Возникает невроз.

У человека также может развиваться гиперкомпенсация как чрезмерная ответная реакция на комплекс неполноценности – по Адлеру это комплекс превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности (преувеличение здорового стремления к чему-либо).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.011 с.)