Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика статусного портрета человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Оказывается, статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек, меняется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой статусного набора, или портрета. Итак, людям свойственно изменяться во времени – расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни (в науке вся жизнь именуется жизненным циклом, разбитым на основные вехи: детство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п. 5.1. Жизненный цикл (по Кравченко) [190] Жизненный цикл – это понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. Выделяют циклы семейной жизни, трудовой жизни, цикл детства. Жизненный цикл, в отличие от времени жизни, относится к содержательным понятиям. Если графически выразить жизненную динамику, то она на декартовой системе координат примет три возможные позиции. A — устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности на старости лет. Б — параллельная оси ОХ прямая символизирует, по крайней мере, неуменьшение активности, которая была присуща в расцвете сил, В — парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи. Социальное время индивида – только время его личной жизни. Каждый проживает его по-разному. И только жизненный финиш показывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни. Даже старость у каждого человека проходит по-своему. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, когда их покидают физические силы, покидает со своей опекой и общество. Чем меньше общество тратит на социальную защиту людей, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию. Именно у этих обойденных обществом людей график всей жизни разбивается на две зеркально симметричные половины. Если через середину жизни человека (40–45 лет) провести условную прямую, то окажется, что графики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы. Пословица «что стар, что млад» выражает сходство двух возрастных эпох: у ребенка еще нет множества социальных статусов, характеризующих зрелость, а старик их уже утратил. Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием «социализация». Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей. О ней мы поговорим позже, а сейчас отметим лишь то, что своего пика социализация достигает в середине жизни индивида. С этим понятием тесно связано другое – кризис середины жизни. Когда наступает кризис середины жизни, настигающий нас примерно в возрасте 40–45 лет, человек осмысливает пройденный путь, оценивая или переоценивая то, что удалось со вершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это становится поводом к грустным размышлениям. Для других, заполнивших жизненное время достижениями и успехами, – поводом к удовлетворенности и высокой самооценке. Однако понятие жизненного успеха для каждого человека свое. Одни измеряют его количеством звездочек на погонах, размером и престижностью загородного особняка, количеством долларов на сберкнижке. А другие оценивают жизненный успех по количеству друзей и добрых поступков, которые ему удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и приключениям. У каждого свой счет, своя мера оценки, но каждая отмеряет результаты пройденного пути, позволяет подвести итоги жизни. Для одних жизнь полна разочарований и падений, для других – взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения. Новосибирские исследования В. Н. Шубкина и Д. Л. Константиновского выявили, что в картине жизненного успеха у выпускников школ обычно на первом плане – счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достижения успеха – учеба, повышение уровня своего образования. Но социальное время не заканчивается в середине жизненного пути. Что происходит с человеком в период старости, что происходит с его статусным набором? Можно ли сказать, что количество статусов начинает сокращаться? При выходе на пенсию у одних оно действительно сокращается, а у других расширяется, появляются новые статусы. В большинстве случаев, если рассматривать массовую ситуацию, число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производства, материальное положение, если пенсия невелика и родственники не помогают, снижается. Некоторых одиноких стариков и вовсе сдают в дома престарелых, а какие там условия, все мы знаем. Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта. Проживший активную жизнь человек с возрастом стал мудрее и спокойнее, научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Можно сказать, что к 65 годам, а возможно, и раньше, он превратился в идеального исполнителя и даже руководителя, но физические силы уже покинули его. По своему внутреннему состоянию он готов трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают ему более молодых. Середина жизни – это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории: — ожидаемая траектория жизни, — реальная траектория жизни. Ожидаемая траектория жизни – это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом. Она, как правило, имеет только одно направление – восходящее. В молодости мы мечтаем достичь больших высот, переоцениваем свои силы и способности, замахиваемся на большее, чем, может быть, заслуживаем. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию. Ее «планирует» нам жизнь. Исследования жизненных планов старшеклассников, проводившиеся на протяжении 30 лет, позволили В. Н. Шубкину и Д. Л. Константиновскому установить: чем выше статус родителей, тем сильнее проявляется в планах ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда. Реальная траектория жизни – это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом. Она может иметь как восходящую, так и нисходящую кривую. Служебная карьера То есть движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение выступают объективными вехами нисходящей траектории. Кроме служебной карьеры, социологи начали выделять в самостоятельный вид моральную карьеру. Моральная карьера Это социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания или подобного отношения к себе. Понятие моральной карьеры ввел в научный оборот И. Гоффман. Она состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытание. Например, провал на экзаменах в престижный вуз – событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха вызывает уважение окружающих, потерпевший неудачу – презрение. Уважение и презрение – формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный – медалью или орденом. Постоянная нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе. Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций. Притязания Под притязанием мы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающих личные способности человека. Притязание – это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы вы начали или продолжали строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли. Таким образом, мы можем сказать, что при оценке притязаний человека он обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других. Например, мой однокурсник – уже директор малого предприятия, а я еще офисный менеджер. Плохо, конечно, хотя я учился не хуже его и способностей, как я сам считаю, у меня не меньше. Возникает желание занять более высокое статусное положение. Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, то есть статусами. Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются по-другому, например, скромными желаниями или как-то иначе, но отнюдь не притязаниями. Продвижению к жизненному успеху способствуют только высокие притязания. Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое получило название кризиса середины жизни. Кризис середины жизни начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В основе лежит осознание несоответствия между прежними мечтами и реальными достижениями. Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути. Жизненный путь – совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Оно во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколь ко закономерные линии явлений. Жизненный путь – сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, индивидуальная история. Жизненный путь индивида – характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что у него есть с другими, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуально неповторимую траекторию жизни. Жизненный путь определяется теми или иными крупными вехами, событиями в жизни. Их называют поворотными событиями биографии человека. Типичные, общие с другими события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути. Жизненный путь это не хроника фактов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отношение к людям, на характер человека. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом биографии, а для другого – поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути. ВЫВОДЫ 1. Человек является обладателем целой системы социальных статусов. Их число возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Вместе с тем человек принципиально несводим к системе статусов, поэтому личность всегда сохраняет автономию по отношению к каждому статусу, обладателем которой она является. 2. В обретении статуса большую роль играет личный статус индивида. 3. С точки зрения социологии социализированная личность — это совокупность обретенных статусов, но даже самая полная совокупность статусов никогда не исчерпает содержания личности. Боле того, личность всегда сохраняет известную автономию от статуса. Способность личности сохранять автономию по отношению к любому статусу, обладателем которой она является, делает возможным совмещение взаимоисключающих статусов, а также поведение, объективно препятствующее реализации на практике мифологемы статуса. 4. Содержание статуса включает в себя две составляющие: — функциональную (обязанности и права), которые производны от социальной ценности и системы закрепляющих ее норм, — рейтинговую (представительскую). 5. Статусное поведение проявляется в трех сферах: — обретение статуса; — поведение в статусном положении; — потеря статуса. РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ Ключевые идеи Общество – это система статусов. Статус — атом социальной структуры. Статусное приписывание. Является универсальной чертой, свойственной всем культурам и эпохам, и продолжающимся во времени процессом. Число социальных статусов. Возрастает: – пропорционально социализации личности. — пропорционально усложнению социальной структуры: чем глубже разделение труда и диверсификация деятельности социума, тем сложнее социальная структура Социализация — это процесс обретения статусов; чем больше статусов, тем шире и глубже социализация индивида. Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой. В социальные отношения вступают не статусы, а их носители. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Составляющие статуса: — функциональная (права и обязанности); — рейтинговая (представительская) Особенности воспроизводства обладателя высокого статуса: — формирование и развитие способности к несению более высокой степени ответственности (способности выдержать более высокую степень психо-нервной нагрузки); — формирование навыков управления развитием подчиненной системы, творческого потенциала личности. – качественно иная структура затрат, предполагающая иную структуру воспроизводства (отличия в «потребительской корзине»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.216 (0.013 с.) |