ТОП 10:

Политическая форма организации



Организация

Политическая форма организации — это организация общества вокруг определенных политических ценностей.

Что такое организация?

Нечто упорядоченное, систематизированное:

БСЭ об организации

1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.

2. Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

3. Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил.[244]

Таким образом, остается выяснить:

— какова программа, цель, вокруг которой объединяются люди,

— каковы части, которые «согласованно взаимодействуют между собой в процессе их достижения».

Таким образом, в контексте организации, государство — это объединение вокруг определенной системы ценностей, которые находят свое отражение в законах, нормах общественной морали, образцах поведения, и реализуются в социальных ролях и статусах взаимодействующих друг с другом людей, социальных групп, организаций.

Взаимодействующие элементы

Ключевые ценности государства:

На внешнеполитическом уровне — суверенитет, свобода, безопасность, территориальная целостность страны.

Само по себе такое состояние, конечно же, не наступает, но и, каким-то чудом наступив, не сохраняется вечно. Именно поэтому оно и осознается как ценность, формулируется как цель. Но традиционно эта ценность понималась так, что за периметром государственных границ не остается никого, кто мог бы угрожать суверенитету, свободе, целостности. Свобода до сих пор понимается как прямое противопоставление рабству, подчинению и всегда ассоциируется с борьбой. Собственного определения, которое бы не включало в себя ни это противопоставление, ни контекст силового противостояния, она не имела и не имеет.

Поэтому в традиционном понимании свобода – это прежде всего обеспечение превосходства (лучше подавляющего). Иными словами, полная свобода существует только там, где существует возможность продиктовать свою волю всему окружению.

С появлением оружия, способного гарантированно уничтожить всю планету, представления начинают меняться. Ведь и заведомо слабый противник сегодня может нанести неприемлемый ущерб. Но все же до сих пор решающая ставка делается на силу. Если же обратиться к истории, то все это проявлялось в одном – в стремлении к военно-политической гегемонии. Вспомним Вергилия:

Вергилий о назначении Рима:

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды— не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных![245]

 

На внутриполитическом — стабильность, легитимность, преемственность.

Отсюда взаимодействующими элементами должны быть такие органы, которые обеспечивают решение следующих задач:

— определение ценностей, порядка решения вытекающих из них задач на текущий период.

— сплочение людей, социальных групп, вокруг этих ценностей,

— достижение ценностей,

— надзор за ходом достижения,

— решение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе достижения.

Таким образом, в широком смысле государство, которое рассматривается как синоним общества, предстает как единство всех социальных групп, учреждений, институтов. При этом каждый раз, когда произносятся слова «свобода», «независимость», «законность» и т.п., произносящая их личность, должностное лицо, орган выступают как структурный элемент, агент единого института государственной власти. В конечном счете состав широкого понятия включит в себя все подразделения социальной структуры. Но, разумеется, только в той части, в какой они причастны к решению перечисленных задач. Поэтому полного тождества понятий государство и общество нет и не может быть.

В узком значении слова государство — это система специфических учреждений и органов, которые предстают как аппарат управления совместной деятельностью и принуждения к исполнению принимаемых решений.

Структура государственной власти

Общая структура государственной власти

Отсюда государство, как институт политической власти, предстанет как взаимодействие следующих основных органов:

Властных:

законодательная власть;

исполнительная власть;

судебная власть.

Надзорно-контрольных:

прокуратура;

полиция, милиция;

таможня служба, таможенные органы;

налоговая инспекция и налоговая полиция;

счетная палата;

органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).

Органов принуждения:

вооруженные силы;

национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

органы безопасности;

пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

В этом значении система взаимодействующих органов сливается с понятием аппарат принуждения.

Структура властных органов

Законодательная власть:

Законодательная власть — власть в области законодательства.

В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся:

— разработкой законодательства, а также утверждение:

— правительства,

— изменений в налогообложении,

— бюджета страны,

— международных соглашений и договоров, объявление войны.

Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят

— Государственная дума и

— Совет Федерации,

В регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

 

Исполнительная власть

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, назначение которых состоит в организации практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации.

В России система исполнительной власти представлена следующими органами:

— Президент Российской Федерации

— Правительство Российской Федерации

— Государственная администрация

— Органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Все они наделены правом от имени государства:

— решать,

— командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

— назначать;

— осуществлять легитимное принуждение;

— замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

— отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

— расходовать вверенные ресурсы;

— контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

— разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

 

Судебная власть

Органы судебной власти

— разрешают правовые споры между конкретными лицами,

— рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов— Конституции, подзаконных нормативных актов— законам, так называемый нормоконтроль),

— в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором.

— выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Высшие федеральные суды:

— Конституционный Суд.

— Верховный Суд

— Высший Арбитражный Суд.

Принцип разделения власти не гарантирует равновесия и равносилия ее ветвей внутри политической системы. В большинстве стран мира, исполнительная власть так или иначе доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она не имеет ни своего аппарата насилия (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для претворения своих решений.

Таким образом, равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.01 с.)