Дюркгейм о коллективном сознании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дюркгейм о коллективном сознании



Коллективное сознание — это «психический тип общества, который имеет свои свойства, свой собственный способ развития, свои условия существования». Объект коллективного сознания представляет собой особую, «отдельную реальность», он существует независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества:

— нормальное

— патологичное.

Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм. Оно возникает в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества:

— социальное неравенство,

— рутинизация труда,

— деградация рабочей силы,

— классовые конфликты.

Основной путь оздоровления общества — реформы.

Здесь многое от Маркса. Патология общества — это противоречие производственных отношений производительным силам общества. Но Дюркгейм не видит опережающей динамики производительных сил и замыкает все только в общественных отношениях. (Норма — это тоже общественное отношение).

Здесь многое и в полемику с Марксом. Главное — неприятие революции. Поэтому разрешение противоречий должно осуществляться только реформистским путем.

Социальные факты

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика— оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Таким образом, социальные факты— это образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Социальные факты подразделяются на:

— факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и

— морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение ит.д.

Факты коллективного сознания включают следующие классы явлений:

— общие идеи и чувства,

— моральные максимы и верования,

— моральные нормы,

—юридические кодексы поведения,

— экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

МАКС ВЕБЕР (1864—1920)

Вебер внес существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология, по его мнению, анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. всё многообразие человеческой культуры.

Социальное действие

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории социологииэто:

— поведение,

— действие,

— социальное действие,

— социальное отношение.

Поведение— это наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл.

О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу— это гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер исходит из того, что человек — это культурное существо, и на основе именно этой предпосылки пытается построить здание объективной социологии. Только то, что содержится в культуре, может составить содержание человеческой мотивации, то есть подразумеваемого смысла действий. В мотивации не может быть ничего, что отсутствует в культуре. Соответственно то, чего нет в культуре, не может стать предметом социологического изучения.

Вебер о Социальном действии

Например, просто реактивные действия не являются предметом интереса социологов так же, как вообще действия, даже если они связаны с взаимодействием нескольких участников, но не имеют «подразумеваемого смысла». «Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта является уже социальным действием»

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

традиционное, которое определяется традицией или привычкой;

аффективное, которое определяется эмоциями;

ценностнорациональное, оно определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

целерациональное, когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей.

Социальное отношение

Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения; их система — социальные институты.

К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка:

— традиционный,

— аффективный,

— ценностно-рациональный и

— легальный.

 

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления. Именно он позволяет упорядочить многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Социология экономики

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения:

— традиционную,

— целерациональную.

Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами.

В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезис современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимализация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

— рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

— традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

— харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления:

— «плебисцитной вождистской демократии»

— разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.022 с.)