Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор).↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание. Введение 3 Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор) 8 §1. Манипуляция общественным сознанием 8 §2. Этапы манипулятивного воздействия 10 §3. Мишени психологического воздействия 11 §4. Виды манипулирования 12 Глава II. Манипулирование общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды» 17 §1. Описание метода исследования фильма «Великая тайна воды» 17 §2. Исследование фильма «Великая тайна воды» на предмет манипуляции общественным сознанием 19 §3. Выявление мишеней манипуляции в фильме «Великая тайна воды» 21 §4. Этапы манипуляции в фильме «Великая тайна воды» 22 §5 Приёмы манипулирования в фильме «Великая тайна воды» 27 Заключение 36 Список литературы 38 Введение. Актуальность исследования. Российские телезрители уже привыкли к фразам из рекламных роликов о новых чудо-технологиях, новейших достижениях учёных и передовых разработках медиков, и на подобные высказывания у многих сформировался своего рода иммунитет. Но в последнее время на российском телевидении с устойчивой регулярностью стали появляться те же сообщения с теми же, только неочевидными, целями, но под видом научно-популярных фильмов. В этих «произведениях кинематографического искусства» авторы активно используют различные манипулятивные технологии. Телевидение сегодня самый массовый сектор СМИ в России, поэтому оно является весьма эффективным каналом распространения манипулятивных действий в отношении общественного сознания. Манипуляции в лженаучных фильмах имеют свои особенности, по сравнению с остальными манипулятивными актами. Казалось бы, зачем создавать, научно-популярное кино с псевдонаучным содержанием. Какой в этом смысл? Есть несколько причин этому явлению, и две основные приведены ниже. Массового зрителя интересует сегодня разные паралогические феномены – мистика, чудо, ясновидения, предсказания, НЛО и т.п. Это имеет свои объяснения, чему посвящено много трудов по социологии и психологии. И так вышло, что реальная наука, как менее эффектная, отодвинулась в зрительских предпочтениях на задний план. А в условиях рынка, телеканалы в борьбе за рейтинги производят продукт, соответствующий зрительским запросам. Но есть и вторая причина – внедрение псевдонаучных знаний в общественное сознание, когда фильм является частью манипулятивной системы, неким инструментом манипуляции. Цели таких манипуляций могут быть самыми различными – от коммерческих до политических. Также производство фильмов процесс дорогой, а когда в этом процессе присутствует политический или, тем более, коммерческий интерес, то расходы ложатся на плечи заказчиков, в то время, когда на «белые» научно-популярные проекты нужно либо самостоятельно выделять средства, либо ждать помощи государства. Особенностью манипулятивных лженаучных фильмов является то, что зритель садится перед экраном телевизора с целью увидеть научно-популярный фильм, а манипуляторы под этим «соусом» проводят своё воздействие, конечная цель которого никак не связана с наукой. Когда мы наблюдаем манипулятивные технологии, склоняющие к приобретению какого-то товара в рекламном ролике, мы отдаём себе отчёт, что рекламный ролик предназначен для продвижения товара. Здесь же манипулятивная функция и функции «для прикрытия» различаются радикально. Манипуляция, как таковая, уже давно и довольно-таки хорошо изучена исследователями из разных областей наук. Но труды по изучению манипулирования общественным сознанием в лженаучных фильмах если и есть, то их крайне мало. Поэтому, на фоне частого появления таких фильмов на экранах российского телевидения, их исследование становится актуальной задачей. Объект исследования. Объектом данного исследования стал фильм отечественного производства «Великая тайна воды» 2006 года. Этот выбор объясняется широкой известностью его среди населения. Более того, ему присудили престижную в России премию ТЭФИ в трёх номинациях и премию «Лавр» в номинации «Лучший научно-популярный фильм». Авторы фильма продвигают в массы теорию о наличии у воды абсолютно уникальных свойств, использование которых может повлиять на жизнь людей в позитивном или в негативном ключе. Наличие у воды некой структуры, на которую можно воздействовать физически и эмоционально, позволяет этому веществу иметь широкий спектр свойств: влиять на здоровье людей, гореть, иметь память, влиять на развитие растений, формировать климат. А так как учёные научились искусственно структурировать воду, то у них в руках оказываются новейшие технологии в области медицины, сельского хозяйства, энергетики и управления погодой. Гипотезу, по фильму, поддерживает множество учёных, врачей, представителей религиозных конфессий. Также положения теории подтверждаются историческими событиями, а сама теория объясняет многие сказания и мифы. В фильме используются исключительно качественные съемки, современные технологии компьютерной графики. Социальные последствия фильма. Широко проанонсированный фильм был показан по центральному телевидению в прайм-тайм. В сознании многих зрителей информация, полученная из фильма, позиционировалась как научная. Отмечались инциденты, когда учителя физики, химии и биологии показывали фильм в качестве просветительского во время уроков в школе. В продаже появилась структурированная вода, различные приборы для её структурирования. Сам фильм был удостоен престижной российской телевизионной премии ТЭФИ в трёх номинациях. Научная оценка фильма. Комиссия по борьбе с лженаукой при Российской Академии Наук, сразу после выхода фильма признала фильм несущим псевдонаучные знания. В «бюллетени в защиту науки» председатель комиссии Э.П. Кругляков негативно отозвался об авторах и псевдоучёных, участвующих в этом фильме: «В апреле 2006 г. на канале “Россия” после шумной рекламной кампании воскресным вечером был показан фильм “Великая тайна воды”. Ничего не скажешь, фильм снят мастерски. Показаны нетронутые цивилизацией уголки нашей Земли. Все это выглядело очень красиво. И вот на этом фоне весьма специфические “ученые” плетут всяческие небылицы о том, как вода реагирует на музыку Моцарта и Бетховена (если быстро заморозить воду после прослушивания такой музыки, образуются очень красивые кристаллики льда), и как она реагирует на хард-рок, на бранные слова (образуются безобразные кристаллы). Утверждалось, что вода помнит абсолютно все! Несчастная! Даже страшно подумать, сколько мерзостей, встретившихся за всю историю Земли ей приходится помнить и даже сколько нечистот довелось ей смыть… А один профессор-циник, осознавший, что на науке сегодня много не заработаешь, вещал о том, что вода может гореть. Надо сказать, организаторы этого шоу заполучили в фильм действительно известного ученого, лауреата Нобелевской премии К. Вютриха. На мой вопрос, как он попал в этот фильм, он ответил, что сам был немало удивлен, когда к нему приехала в Сан Диего (США), где он в тот момент находился, команда Российского телевидения и более часа снимала интервью о воде. Увы, К. Вютрих потребовался авторам фильма совсем не для того, чтобы узнать у него, что знает наука о воде. В фильм были включены три малозначительных фрагмента его интервью продолжительностью около двадцати секунд каждый. Вютрих потребовался для того, чтобы добавить солидности этому постыдному шоу». Предмет исследования. Фильм «Великая тайна воды» в данной работе исследовался на предмет манипулятивных технологий и их элементов, применяемых авторами – это стратегии, тактики и приёмы. Методы исследования. В работе используется общенаучный метод анализа и синтеза, структурный анализ и элементы контент-анализа. Теоретическая основа исследования. Данная работа основана на научной литературе учёных из разных областей науки: психологии, филологии и социологии. Труды, заложившие основу этому исследованию, это «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурзы, «Речевое манипулирование» Г.А. Копниной, «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е.Л. Доценко и «Скрытое управление человеком» В.П. Шейнова. Цель исследования. Цель этой работы – выявить основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра. Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были сформулированы его основные задачи. 1. Сформулировать структуру манипуляции. 2. Подготовить эмпирический материал для исследования (сделать текстовую расшифровку фильма «Великая тайна воды») 3. Проанализировать текст фильма на предмет манипуляции общественным сознанием. 4. Выявить структуру манипуляции в фильме «Великая тайна воды». 5. Сформулировать основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»». Подготовительный этап. К этому этапу относят действия по подстройке к особенностям ситуации и/или адресата воздействия, а также с организацией ситуации и подготовкой адресата. Организация или подбор ситуации состоит в том, чтобы проконтролировать «внешние» переменные взаимодействия: физические условия, культурный фон, социальный контекст. К физическим условиям относят место действия, сенсорную составляющую, интерьер. В культурный фон входят степень владения языком, национальные и местные традиции, культурные нормы поведения и др. Социальный контекст составляют переменные общения, задаваемые со стороны тех или иных групп людей. Например, принадлежность партнёров по общению к той или иной социальной группе, выполнение ими социальной роли, характерной для стандартной ситуации взаимодействия. Социальные роли, правила и нормы поведения накладывают ограничения на действия, чувства, желания адресата, снижают степень свободы его активности, а значит, повышают точность предсказания его поведения. К подготовительному этапу также относят выбор и/или создание «мишеней психологического воздействия».
Аттракционный этап Аттракция - это психологическое понятие, смысл которого в "притяжении" одного человека к другому. Аттракция включает в себя привлечение и удержание внимания, и определенный интерес, и расположение, и уважение партнера. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать. Виды манипулирования В психологической литературе отсутствует общепринятая классификация видов манипулятивного воздействия. Психолог Е.Л. Доценко выделяет несколько видов манипуляции, отличающиеся, как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционно-предметная, эксплутация личности и манипуляция духовностью. Причём исследователь отмечает, что «эти виды не удаётся выстроить линейно, как уровни или этапы манипуляции» и «что скорее их следует рассматривать как различные механизмы, которые могут сочетаться, дополнять друг друга, усиливая суммарный эффект воздействия» [7: 157].
Манипуляция образами Суть такой манипуляции заключается в предъявлении «таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. Как пишет Е.Л. Доценко, на этом основаны подавляющее большинство сексуальных уловок – от обнажения нужных участков тела, до использования определённых жестов и движений. К этому близки приёмы, которые основаны на непосредственном управлении воображением адресата. Также к манипуляции образами Е.Л. Доценко относит «те случаи, в которых актуально воспринятые или мысленно сконструированные образы пробуждают активность релевантных им архетипов». Этому виду манипуляции немало внимания уделил и исследователь С. Кара-Мурза. Он пишет, что образы «обладают суггесторным значением и порождают цепную реакцию воображения. На равнее с логосферой в культуре можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения, - эйдосферу…» [9: 99] На образах также основана сила воздействия театра и телевидения. Эксплуатация личности Е.Л. Доценко отмечает, что «эксплуатация личностных структур является апофеозом манипулятивного воздействия – управлять тем, что само управляет!» [7: 166]. «Суть этого воздействия в том, чтобы переложить ответственность за совершаемые действия на адресата, причём так, чтобы у последнего осталось иллюзия свободы в принятии решения» [10: 21].
Доценко выделяет три необходимых элемента, в результате сочетания которых возникает эта иллюзия свободы: наличие борьбы мотивов, момент выбора и отсутствие (осознания) стороннего вмешательства. «Первый элемент в подавляющем количестве случаев создаётся манипулятором, поскольку актуализируемый им мотив по определению оказывается противоречащим интересам или намерениям адресата. <…> Выбор совершается в результате стандартного умозаключения или ситуативного распределения мотивов, на которые также можно повлиять извне. Для этого манипулятор привлекает <…> средства управления побудительной силы мотивов. Третий элемент <…> также является предметом специальных усилий манипулятора. <…> Таким образом, эксплуатация личности выражается в имитации процесса самостоятельного выбора между альтернативными мотивами, в создании иллюзии совершения поступка» [7: 166-167]. Речевое манипулирование Г.А. Копнина Даёт следующее определение речевому манипулированию [10: 25]: Речевая (языковая) манипуляция (манипулирование) разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемое путём искусного использования определённых ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата. К приёмам речевого манипулирования относят различные операции с информацией: искажение, фальсификация, селекция, умолчание, способы подачи. Также они включает в себя приём отождествления личности с социальной группой с ярко выраженными свойствами, неправомерные аналогии, приём программирующей номинации (предвосхищение выводом, намеренное опережение событий), создание комплексной эквивалентности (установление желательных причинно-следственных связей), бездоказательные утверждения, перенос мнения нескольких людей на представительную группу, сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий, подмена тезиса, смысловые пропуски, плюрализация, генерализация сторонников точки зрения говорящего, неопределённость при названии деятеля или действия, эллиптические сравнения. Также сюда можно приписать различные стилистические приёмы, такие как метафора, антитеза, нагромождение терминов, приём навешивания ярлыков, приёмы двусмысленности, гипостазирование, размывание смысла. Тактики Приёмы 5. ЭТАПЫ: 1) Подготовительный 2) Аттракционный 3) Перлокутивный Мишени: 1) Побудители активности 2) Регуляторы активности 3) Когнитивные структуры 4) Операциональный состав 5) Психические состояния ВИДЫ: I. Манипуляция образами II. Конвенциональная манипуляция III. Операционно-предметная манипуляция IV. Эксплуатация личности V. Манипуляция духовностью VI. Речевое манипулирование Затем производилась расшифровка текста фильма, которая фиксировалась в таблице со следующими столбцами: автор, время, номер предложения, предложение. После этого ввели понятие «микроблок» – это часть текста, принадлежащая одному герою или диктору, на одну тему. Также ввели понятие «тезис» - глобальное в рамках фильма утверждение, выполняющее определённую манипулятивную функцию. Далее для удобства анализа весь текст был разбит на микроблоки и тезисы. Набралось 24 тезиса, которые зачастую повторяются или перекрывают друг друга (см. табл. 2). Общая таблица для анализа приняла следующий вид:
Табл. 1. Шапка общей таблицы анализа.
Далее, достраивая столбцы к этой таблице, проводилось исследование фильма на наличие элементов выделенной выше структуры. После этого путём сопоставления результатов анализа таблицы со знаниями, почерпнутыми из литературы, и собственных умозаключений производилось описанное ниже исследование фильма.
Табл. 2. Список выделенных из фильма тезисов.
Заключение. В процессе разработки данной темы был изучен ряд литературы по теории манипуляции массовым сознанием, откуда была выделена общая структура манипулятивного воздействия. Далее после подготовки эмпирического материала было произведено исследование лженаучного фильма «Великая тайна воды» на предмет манипулятивных технологий.Было установлено наличие психологического воздействия манипулятивного характера на протяжении всего фильма. В результате анализа этого воздействия была выявлена комплексная манипулятивная система, отвечающая всем признакам манипуляции. Далее, в целях выявления направлений дальнейших, исследований, были рассмотрены различные элементы этой системы, такие как этапы манипуляции, мишени манипулятивного воздействия, его приёмы и др. В результате, можно выделить темы детальных исследований для более подробной разработки темы «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»»: 1) Структура манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды»». Здесь будут подробно исследоваться цели, средства, этапы, инструменты и тактики манипулирования, как элементы структуры манипулятивной системы. 2) Социальные последствия манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды». 3) Формирование и выбор мишеней манипулятивного воздействия в фильме «Великая тайна воды». 4) Использование религии в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды». 5) Использование мифов, историй и сказаний в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды». 6) Использование реконструкций научных экспериментов в фильме «Великая тайна воды». 7) Использование приёмов речевой манипуляции в фильме «Великая тайна воды». Очень объёмная тема, поэтому нуждается в дополнительном дроблении. 8) Мнение компетентных лиц, как приём манипуляции в фильме «Великая тайна воды». 9) Визуальные образы в системе манипулирования общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды». 10) Звуковой ряд в системе манипулирования общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды». Работа имеет «разведывательный» характер, её результаты будут использованы в качестве «векторов» исследований в научном труде на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра. Список литературы. 1. Бредемайер К. Чёрная риторика: власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 2. Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. 3. В защиту науки. Бюллетень №3. М.: «Наука», 2008. 4. В защиту науки. Бюллетень №5. М.: «Наука», 2009. 5. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. Спб.: Бизнес-пресса, 2002. 6. Давид М.В. Публицистическая деятельность академика Э. П. Круглякова в борьбе с лженаукой в современных СМИ. Дипломная работа, 2009. 7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 2000. 8. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ [Электронный ресурс] // С. А. Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zel.htm. 9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 10. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Изд-во «Наука», 2007. 11. Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Медиаскоп. – Режим доступа: http://mediascope.ru/node/290. 12. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги. М.: «Наука», 2001. 13. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 2. М.: «Наука», 2006. 14. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 3. М.: «Наука», 2009. 15. Метод семантического манипулирования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.librero.ru/article/7t7/metod_cemanti4eckogo_manipulirovania.htm. 16. Полукаров В.Л. и др. Телевизионная и радиовещательная реклама. 17. Рубанов В. А. Влияние СМИ на формирование интеллектуального потенциала общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=155470 (26.05.07). 18. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приёмы в рекламе. М.: ИЦК «Март», 2004. 19. Средства массовой информации России. - М., 2005. 20. Топорков А. Мифы и мифология в современной России // Неприкосновенный запас. – 1999, № 6. 21. Хазагеров Т.Г. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. 22. Хлопкинс К. Научная реклама. М.: Эксмо, 2007. 23. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М.: Изд-во АСТ, 2001. 24. Штепа В. И. Научная журналистика в сегодняшнем мире [Электронный ресурс] // RELGA. - 2007, № 05 (150). - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1754&level1=main&level2=articles. 25. Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. М.: ИЦК «Март», 2004. Содержание. Введение 3 Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор) 8 §1. Манипуляция общественным сознанием 8 §2. Этапы манипулятивного воздействия 10 §3. Мишени психологического воздействия 11 §4. Виды манипулирования 12 Глава II. Манипулирование общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды» 17 §1. Описание метода исследования фильма «Великая тайна воды» 17 §2. Исследование фильма «Великая тайна воды» на предмет манипуляции общественным сознанием 19 §3. Выявление мишеней манипуляции в фильме «Великая тайна воды» 21 §4. Этапы манипуляции в фильме «Великая тайна воды» 22 §5 Приёмы манипулирования в фильме «Великая тайна воды» 27 Заключение 36 Список литературы 38 Введение. Актуальность исследования. Российские телезрители уже привыкли к фразам из рекламных роликов о новых чудо-технологиях, новейших достижениях учёных и передовых разработках медиков, и на подобные высказывания у многих сформировался своего рода иммунитет. Но в последнее время на российском телевидении с устойчивой регулярностью стали появляться те же сообщения с теми же, только неочевидными, целями, но под видом научно-популярных фильмов. В этих «произведениях кинематографического искусства» авторы активно используют различные манипулятивные технологии. Телевидение сегодня самый массовый сектор СМИ в России, поэтому оно является весьма эффективным каналом распространения манипулятивных действий в отношении общественного сознания. Манипуляции в лженаучных фильмах имеют свои особенности, по сравнению с остальными манипулятивными актами. Казалось бы, зачем создавать, научно-популярное кино с псевдонаучным содержанием. Какой в этом смысл? Есть несколько причин этому явлению, и две основные приведены ниже. Массового зрителя интересует сегодня разные паралогические феномены – мистика, чудо, ясновидения, предсказания, НЛО и т.п. Это имеет свои объяснения, чему посвящено много трудов по социологии и психологии. И так вышло, что реальная наука, как менее эффектная, отодвинулась в зрительских предпочтениях на задний план. А в условиях рынка, телеканалы в борьбе за рейтинги производят продукт, соответствующий зрительским запросам. Но есть и вторая причина – внедрение псевдонаучных знаний в общественное сознание, когда фильм является частью манипулятивной системы, неким инструментом манипуляции. Цели таких манипуляций могут быть самыми различными – от коммерческих до политических. Также производство фильмов процесс дорогой, а когда в этом процессе присутствует политический или, тем более, коммерческий интерес, то расходы ложатся на плечи заказчиков, в то время, когда на «белые» научно-популярные проекты нужно либо самостоятельно выделять средства, либо ждать помощи государства. Особенностью манипулятивных лженаучных фильмов является то, что зритель садится перед экраном телевизора с целью увидеть научно-популярный фильм, а манипуляторы под этим «соусом» проводят своё воздействие, конечная цель которого никак не связана с наукой. Когда мы наблюдаем манипулятивные технологии, склоняющие к приобретению какого-то товара в рекламном ролике, мы отдаём себе отчёт, что рекламный ролик предназначен для продвижения товара. Здесь же манипулятивная функция и функции «для прикрытия» различаются радикально. Манипуляция, как таковая, уже давно и довольно-таки хорошо изучена исследователями из разных областей наук. Но труды по изучению манипулирования общественным сознанием в лженаучных фильмах если и есть, то их крайне мало. Поэтому, на фоне частого появления таких фильмов на экранах российского телевидения, их исследование становится актуальной задачей. Объект исследования. Объектом данного исследования стал фильм отечественного производства «Великая тайна воды» 2006 года. Этот выбор объясняется широкой известностью его среди населения. Более того, ему присудили престижную в России премию ТЭФИ в трёх номинациях и премию «Лавр» в номинации «Лучший научно-популярный фильм». Авторы фильма продвигают в массы теорию о наличии у воды абсолютно уникальных свойств, использование которых может повлиять на жизнь людей в позитивном или в негативном ключе. Наличие у воды некой структуры, на которую можно воздействовать физически и эмоционально, позволяет этому веществу иметь широкий спектр свойств: влиять на здоровье людей, гореть, иметь память, влиять на развитие растений, формировать климат. А так как учёные научились искусственно структурировать воду, то у них в руках оказываются новейшие технологии в области медицины, сельского хозяйства, энергетики и управления погодой. Гипотезу, по фильму, поддерживает множество учёных, врачей, представителей религиозных конфессий. Также положения теории подтверждаются историческими событиями, а сама теория объясняет многие сказания и мифы. В фильме используются исключительно качественные съемки, современные технологии компьютерной графики. Социальные последствия фильма. Широко проанонсированный фильм был показан по центральному телевидению в прайм-тайм. В сознании многих зрителей информация, полученная из фильма, позиционировалась как научная. Отмечались инциденты, когда учителя физики, химии и биологии показывали фильм в качестве просветительского во время уроков в школе. В продаже появилась структурированная вода, различные приборы для её структурирования. Сам фильм был удостоен престижной российской телевизионной премии ТЭФИ в трёх номинациях. Научная оценка фильма. Комиссия по борьбе с лженаукой при Российской Академии Наук, сразу после выхода фильма признала фильм несущим псевдонаучные знания. В «бюллетени в защиту науки» председатель комиссии Э.П. Кругляков негативно отозвался об авторах и псевдоучёных, участвующих в этом фильме: «В апреле 2006 г. на канале “Россия” после шумной рекламной кампании воскресным вечером был показан фильм “Великая тайна воды”. Ничего не скажешь, фильм снят мастерски. Показаны нетронутые цивилизацией уголки нашей Земли. Все это выглядело очень красиво. И вот на этом фоне весьма специфические “ученые” плетут всяческие небылицы о том, как вода реагирует на музыку Моцарта и Бетховена (если быстро заморозить воду после прослушивания такой музыки, образуются очень красивые кристаллики льда), и как она реагирует на хард-рок, на бранные слова (образуются безобразные кристаллы). Утверждалось, что вода помнит абсолютно все! Несчастная! Даже страшно подумать, сколько мерзостей, встретившихся за всю историю Земли ей приходится помнить и даже сколько нечистот довелось ей смыть… А один профессор-циник, осознавший, что на науке сегодня много не заработаешь, вещал о том, что вода может гореть. Надо сказать, организаторы этого шоу заполучили в фильм действительно известного ученого, лауреата Нобелевской премии К. Вютриха. На мой вопрос, как он попал в этот фильм, он ответил, что сам был немало удивлен, когда к нему приехала в Сан Диего (США), где он в тот момент находился, команда Российского телевидения и более часа снимала интервью о воде. Увы, К. Вютрих потребовался авторам фильма совсем не для того, чтобы узнать у него, что знает наука о воде. В фильм были включены три малозначительных фрагмента его интервью продолжительностью около двадцати секунд каждый. Вютрих потребовался для того, чтобы добавить солидности этому постыдному шоу». Предмет исследования. Фильм «Великая тайна воды» в данной работе исследовался на предмет манипулятивных технологий и их элементов, применяемых авторами – это стратегии, тактики и приёмы. Методы исследования. В работе используется общенаучный метод анализа и синтеза, структурный анализ и элементы контент-анализа. Теоретическая основа исследования. Данная работа основана на научной литературе учёных из разных областей науки: психологии, филологии и социологии. Труды, заложившие основу этому исследованию, это «Манипуляция сознанием» С. Кара-Мурзы, «Речевое манипулирование» Г.А. Копниной, «Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита» Е.Л. Доценко и «Скрытое управление человеком» В.П. Шейнова. Цель исследования. Цель этой работы – выявить основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра. Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были сформулированы его основные задачи. 1. Сформулировать структуру манипуляции. 2. Подготовить эмпирический материал для исследования (сделать текстовую расшифровку фильма «Великая тайна воды») 3. Проанализировать текст фильма на предмет манипуляции общественным сознанием. 4. Выявить структуру манипуляции в фильме «Великая тайна воды». 5. Сформулировать основные направления для подробных исследований в детальной разработке труда на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»». Глава I. Манипуляция общественным сознанием (Литературный обзор).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.013 с.) |