Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манипуляция общественным сознанием

Поиск

Существует много различных формулировок манипуляции. В рамках данного исследования остановимся на определении психолога Е.Л. Доценко: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [7: 59]

Исследователь С. Кара-Мурза выделяет четыре родовых признака манипуляции [9: 17-18]:

1) Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза насилия. То есть манипулятор действует на дух, на психические структуры человеческой личности.

2) «Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно остаётся иллюзия самостоятельности принятия решения и осуществления действия» [10: 11].

3) Манипуляция – воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Существуют, конечно, манипуляторы, действующие интуитивно, но масштаб их деятельности ограничивается небольшими группами, такими как семья, коллектив и т.п. Для манипулирования массовым сознанием обычно привлекаются разные специалисты или хотя бы знания, почерпнутые из специальной литературы.

4) К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, к вещам.

«Перечислим важнейшие социальные «приобретения»:

• сокращение степеней свободы, находящихся в распоряжении у граждан, ограничение доступа к духовным ресурсам;

• насилие над индивидуальностью: нивелировка, сравнение, оценивание, эксплуатация;

• посягательство на ответственность, которой теперь стало возможным оперировать (манипулировать): снять, возложить, принять, перенести, распределить;

• санкционированная эксплуатация людей — использование их в инструментальной функции как средства достижения не ими поставленных целей;

• возведение в ранг обычной нормы иллюзий и взаимного обмана.

Справедливости ради надо отметить, что при этом есть и вполне позитивные, привлекательные для людей приобретения, в которых отражается конструктивная сторона социальности:

• повышение однозначности и определенности индивидуального восприятия, наличие понятных предписаний о том, как жить и что делать сделало жизнь людей более стабильной и предсказуемой;

• снятие бремени принятия решения и груза ответственности с рядовых граждан позволило сделать более предсказуемым и их поведение;

• достижение стандартизации в качествах людей позволило повысить управляемость человеческими ресурсами, следовательно, и эффективность общественного производства» [7: 73].

Этапы манипулятивного воздействия

Манипулятивное воздействие осуществляется по схеме: сбор информации об адресате - обнаружение/формирование мишеней воздействия – аттракция – понуждение адресата к действию – выигрыш инициатора воздействия.

Каждое манипулятивное воздействие заранее планируется манипулятором. Любой процесс манипулирования проходит в несколько этапов[10:35].

Подготовительный этап.

К этому этапу относят действия по подстройке к особенностям ситуации и/или адресата воздействия, а также с организацией ситуации и подготовкой адресата. Организация или подбор ситуации состоит в том, чтобы проконтролировать «внешние» переменные взаимодействия: физические условия, культурный фон, социальный контекст.

К физическим условиям относят место действия, сенсорную составляющую, интерьер. В культурный фон входят степень владения языком, национальные и местные традиции, культурные нормы поведения и др. Социальный контекст составляют переменные общения, задаваемые со стороны тех или иных групп людей. Например, принадлежность партнёров по общению к той или иной социальной группе, выполнение ими социальной роли, характерной для стандартной ситуации взаимодействия. Социальные роли, правила и нормы поведения накладывают ограничения на действия, чувства, желания адресата, снижают степень свободы его активности, а значит, повышают точность предсказания его поведения.

К подготовительному этапу также относят выбор и/или создание «мишеней психологического воздействия».

 

Аттракционный этап

Аттракция - это психологическое понятие, смысл которого в "притяжении" одного человека к другому. Аттракция включает в себя привлечение и удержание внимания, и определенный интерес, и расположение, и уважение партнера. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать.
Понятно, что, строго говоря, аттракция значительно облегчает скрытое управление другими, хотя не является совершенно необходимой.

Скрытое понуждение к действию

Скрытое понуждение к действию может осуществляться многими способами. К ним относятся: использование подходящих трансакций, препарирование передаваемой адресату информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы.

Мишени психологического воздействия

Мишенями психологического воздействия называют «те психологические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия» [7: 122]. Зачастую манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребности в безопасности, в пище, в чувстве общности. Воздействия часто строятся в расчёте на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Чем шире аудитория, тем универсальнее выбираемые мишени. Манипулятор может воздействовать как на готовые мишени человека, так и на те, которые он сам предворительно у него вызывает и закрепляет в сознании.

Доценко, основываясь на классификации «психологических образований» Т.С. Кабоченко, к мишеням воздействия относит:

1) Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

2) Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

3) Когнитивные (информационные структуры): знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность.

4) Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация.

5) Психологические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные т.д.

Виды манипулирования

В психологической литературе отсутствует общепринятая классификация видов манипулятивного воздействия. Психолог Е.Л. Доценко выделяет несколько видов манипуляции, отличающиеся, как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционно-предметная, эксплутация личности и манипуляция духовностью. Причём исследователь отмечает, что «эти виды не удаётся выстроить линейно, как уровни или этапы манипуляции» и «что скорее их следует рассматривать как различные механизмы, которые могут сочетаться, дополнять друг друга, усиливая суммарный эффект воздействия» [7: 157].

 

 

Манипуляция образами

Суть такой манипуляции заключается в предъявлении «таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. Как пишет Е.Л. Доценко, на этом основаны подавляющее большинство сексуальных уловок – от обнажения нужных участков тела, до использования определённых жестов и движений. К этому близки приёмы, которые основаны на непосредственном управлении воображением адресата.

Также к манипуляции образами Е.Л. Доценко относит «те случаи, в которых актуально воспринятые или мысленно сконструированные образы пробуждают активность релевантных им архетипов».

Этому виду манипуляции немало внимания уделил и исследователь С. Кара-Мурза. Он пишет, что образы «обладают суггесторным значением и порождают цепную реакцию воображения. На равнее с логосферой в культуре можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения, - эйдосферу…» [9: 99] На образах также основана сила воздействия театра и телевидения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.008 с.)