Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Манипуляция общественным сознаниемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует много различных формулировок манипуляции. В рамках данного исследования остановимся на определении психолога Е.Л. Доценко: «Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [7: 59] Исследователь С. Кара-Мурза выделяет четыре родовых признака манипуляции [9: 17-18]: 1) Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза насилия. То есть манипулятор действует на дух, на психические структуры человеческой личности. 2) «Манипуляция – это скрытое воздействие. Конечная цель манипулятора и факт самого воздействия должны быть не замечены объектом манипуляции, у которого при этом обязательно остаётся иллюзия самостоятельности принятия решения и осуществления действия» [10: 11]. 3) Манипуляция – воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Существуют, конечно, манипуляторы, действующие интуитивно, но масштаб их деятельности ограничивается небольшими группами, такими как семья, коллектив и т.п. Для манипулирования массовым сознанием обычно привлекаются разные специалисты или хотя бы знания, почерпнутые из специальной литературы. 4) К объектам манипуляции относятся не как к личностям, а как к объектам, можно сказать, к вещам. «Перечислим важнейшие социальные «приобретения»: • сокращение степеней свободы, находящихся в распоряжении у граждан, ограничение доступа к духовным ресурсам; • насилие над индивидуальностью: нивелировка, сравнение, оценивание, эксплуатация; • посягательство на ответственность, которой теперь стало возможным оперировать (манипулировать): снять, возложить, принять, перенести, распределить; • санкционированная эксплуатация людей — использование их в инструментальной функции как средства достижения не ими поставленных целей; • возведение в ранг обычной нормы иллюзий и взаимного обмана. Справедливости ради надо отметить, что при этом есть и вполне позитивные, привлекательные для людей приобретения, в которых отражается конструктивная сторона социальности: • повышение однозначности и определенности индивидуального восприятия, наличие понятных предписаний о том, как жить и что делать сделало жизнь людей более стабильной и предсказуемой; • снятие бремени принятия решения и груза ответственности с рядовых граждан позволило сделать более предсказуемым и их поведение; • достижение стандартизации в качествах людей позволило повысить управляемость человеческими ресурсами, следовательно, и эффективность общественного производства» [7: 73]. Этапы манипулятивного воздействия Манипулятивное воздействие осуществляется по схеме: сбор информации об адресате - обнаружение/формирование мишеней воздействия – аттракция – понуждение адресата к действию – выигрыш инициатора воздействия. Каждое манипулятивное воздействие заранее планируется манипулятором. Любой процесс манипулирования проходит в несколько этапов[10:35]. Подготовительный этап. К этому этапу относят действия по подстройке к особенностям ситуации и/или адресата воздействия, а также с организацией ситуации и подготовкой адресата. Организация или подбор ситуации состоит в том, чтобы проконтролировать «внешние» переменные взаимодействия: физические условия, культурный фон, социальный контекст. К физическим условиям относят место действия, сенсорную составляющую, интерьер. В культурный фон входят степень владения языком, национальные и местные традиции, культурные нормы поведения и др. Социальный контекст составляют переменные общения, задаваемые со стороны тех или иных групп людей. Например, принадлежность партнёров по общению к той или иной социальной группе, выполнение ими социальной роли, характерной для стандартной ситуации взаимодействия. Социальные роли, правила и нормы поведения накладывают ограничения на действия, чувства, желания адресата, снижают степень свободы его активности, а значит, повышают точность предсказания его поведения. К подготовительному этапу также относят выбор и/или создание «мишеней психологического воздействия».
Аттракционный этап Аттракция - это психологическое понятие, смысл которого в "притяжении" одного человека к другому. Аттракция включает в себя привлечение и удержание внимания, и определенный интерес, и расположение, и уважение партнера. Очень часто она уже присутствует в общении, и инициатору остается лишь воспользоваться ею. В иных случаях состояние аттракции необходимо создавать. Скрытое понуждение к действию Скрытое понуждение к действию может осуществляться многими способами. К ним относятся: использование подходящих трансакций, препарирование передаваемой адресату информации, приемы убеждения, психологические уловки и риторические приемы. Мишени психологического воздействия Мишенями психологического воздействия называют «те психологические структуры, на которые оказывается влияние со стороны инициатора воздействия и которые изменяются в направлении, соответствующем цели воздействия» [7: 122]. Зачастую манипуляторы эксплуатируют влечения, которые должны действовать безотказно: потребности в безопасности, в пище, в чувстве общности. Воздействия часто строятся в расчёте на низменные влечения человека или его агрессивные устремления. Чем шире аудитория, тем универсальнее выбираемые мишени. Манипулятор может воздействовать как на готовые мишени человека, так и на те, которые он сам предворительно у него вызывает и закрепляет в сознании. Доценко, основываясь на классификации «психологических образований» Т.С. Кабоченко, к мишеням воздействия относит: 1) Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы. 2) Регуляторы активности: смысловые, целевые и операциональные установки, групповые нормы, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования. 3) Когнитивные (информационные структуры): знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информацией человеческую активность. 4) Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, навыки, квалификация. 5) Психологические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные т.д. Виды манипулирования В психологической литературе отсутствует общепринятая классификация видов манипулятивного воздействия. Психолог Е.Л. Доценко выделяет несколько видов манипуляции, отличающиеся, как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов: манипуляция образами, конвенциональная манипуляция, операционно-предметная, эксплутация личности и манипуляция духовностью. Причём исследователь отмечает, что «эти виды не удаётся выстроить линейно, как уровни или этапы манипуляции» и «что скорее их следует рассматривать как различные механизмы, которые могут сочетаться, дополнять друг друга, усиливая суммарный эффект воздействия» [7: 157].
Манипуляция образами Суть такой манипуляции заключается в предъявлении «таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. Как пишет Е.Л. Доценко, на этом основаны подавляющее большинство сексуальных уловок – от обнажения нужных участков тела, до использования определённых жестов и движений. К этому близки приёмы, которые основаны на непосредственном управлении воображением адресата. Также к манипуляции образами Е.Л. Доценко относит «те случаи, в которых актуально воспринятые или мысленно сконструированные образы пробуждают активность релевантных им архетипов». Этому виду манипуляции немало внимания уделил и исследователь С. Кара-Мурза. Он пишет, что образы «обладают суггесторным значением и порождают цепную реакцию воображения. На равнее с логосферой в культуре можно выделить особый мир графических и живописных форм, воспринимаемых с помощью зрения, - эйдосферу…» [9: 99] На образах также основана сила воздействия театра и телевидения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 995; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.008 с.) |