Телевидение: Как средство манипуляции обществом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Телевидение: Как средство манипуляции обществом.



Под средствами массовой информации понимают газеты, журналы теле-и радиопрограммы, кинодокументалистику, информационные агентства, другие периодические формы публичного распространения массовой информации. Они выступают посредником между журналистом, исследователем и аудиторией. В процессе функционирования средства массовой информации осуществляют двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом (тем, кто воспринимает информацию), происходит своеобразное общение - не личное, а с помощью массовых форм связи. Деятельность СМИ должна важные общественно-политические последствия, поскольку характер массовой информации, адресованный аудитории, определяет в значительной мере ее отношение к действительности и направление социальных акций. Поэтому СМИ не только выполняют информативную функцию (хотя она должна быть основной), но пропагандируют идеи, взгляды, учения, политические программы и принимают, таким образом, участие в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных установок, они побуждают человека к тем или иным поступкам. Индустрия сознания становится важнейшим инструментом политического господства и в то же время инструментом сокрытия этого господства монополистической элиты.

Изобретено в начале XX в. телевидение стало важнейшим средством распространения информации и одним из видов услуг. Были настоящего рождения телевидения можно назвать 1937 г., когда состоялась первая телетрансляция для широкой публики из лондонского «Александер-Пэлас». Над проблемой развития телевидения работало много ученых, в частности шотландец Джон Лоджи Байард, россиянин Владимир Зворыкин и американец Фило Фарнсуерт. На сегодня телевидение является средством распространения социальной информации, с помощью которого приобретают массового тиражирования духовные ценности и социальные нормы, в систематизированном виде отражают господствующие мировоззренческие представления, общественное настроение. Распространение информации на телевидении является средством политического, экономического и других видов на сознание и деятельность людей.

В век электронных средств массовой информации потеряли отличие периоды детства и взрослой жизни. Появление телевизора превратила, как утверждается, культуру в «эмоциональное потребления» кадров, которые меняются на экране каждые три секунды. Подсчитано, что за первые пятнадцать лет подросток проводит у телевизора 16 часов, причем в каждой программе он видит как минимум три сцены насилия. Исследования, проведенные в ряде стран с целью изучения степени просмотра детьми телепередач, показали, что первые контакты с телевидением дети имеют уже в возрасте двух лет. В возрастной группе трехлетних уже 60% смотрят телепередачи более или менее регулярно. Как свидетельствуют ученые, слишком велика участие в регулярном просмотре телепередач детей в возрасте от трех до шести лет.

СМИ оказывают влияние на общество и его развитие. Особенностью массово-информационных процессов последнего времени является их «демассификация» - возможность выбора для индивида той информации, которую он сам хочет получить, а не какую ему навязывают извне, хотя это и связано с определенными трудностями технического и политического плана. Кроме того, далеко не каждый человек имеет талант отделять правдивую информацию от ложной, что ей предлагают, поэтому и существует такой эффект, когда, по выражению Г. Тарда, «под влиянием прессы в обществе создается коллективное сознание, объединенная атмосферичною оболочкой, когда определенные качества индивидов взаимно отражаются друг на друге, а их действия направляются общей течению идей и страстей. Такая духовное единство индивидов порождается одновременностью их убеждений, формируемых прессой.

С точки зрения социальной науки манипулирования - это система средств идеологического и социально-политического влияния с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. При этом люди часто не осознают, что их мировоззрение, потребности, интересы и в целом образ жизни во многом зависят от тех, кто ими манипулирует. Исходя из этого определения, выделяют два основных вида манипуляции: оперативную манипуляцию сознанием и поведением людей и стратегическую манипуляцию. Оперативная (или ситуационная) манипуляция заключается в том, что, используя уже имеющиеся в сознании людей ценности, потребности, стереотипы, привычки, манипулятор заставляет их воспринимать ту или иную социальную информацию так, как ему выгодно, и направляет их социально значимые действия в нужное для себя русло. Широкие массы людей действуют так, как это спланировал манипулятор: голосуют или не голосуют, митингуют, создают хаос или, наоборот, придерживаются порядка и демонстрируют большую организованность. Стратегическая манипуляция заключается в том, что на протяжении многих лет в сознании людей формируются те ценности, потребности, идеи, стереотипы, привычки, которые и сами по себе способствуют поддержанию стабильности выгодного манипуляторов политического и экономического строя и могут быть использованы в оперативной манипуляции, если с появится такая необходимость. В любом случае власть связана с информацией и опирается на нее. Исходя из этого, качество этой информации и ее доступность осуществляет существенное влияние на характер системы властвования.

Наиболее известный и простой способ властного влияния и контроля над информационными процессами - цензура. Государство с помощью специально предназначенных и ответственных перед ним чиновников регулирует содержание печатных и других информационных материалов. Результатом такого контроля нередко является столь значительное вмешательство в деятельность средств массовой информации, она теряет много своих функций по отражение социальной действительности. С другой стороны, демократическое общество наделяет работников средств массовой информации большими правами, но они несут и большую ответственность перед обществом. По сути СМИ находятся в замкнутом круге: выражая и формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки группового действия людей.

Итак, манипуляция сознанием чаще направляется на такие составляющие

человеческой жизни, как: слово, число, логическое мышление, миф т.д. Известными методами психологического воздействия являются: ссылки на авторитет, навешивание ярлыков, технология запугивания и т.д., активно используется на телевидении - одному из видов средств массовой коммуникации.

Ни у кого не вызывает сомнения постулат, что детям вредно много смотреть телевизор. От этого портится зрение, осанка и настроение. Но не только. От телевидения серьезно страдает детская психика - к такому мнению пришли американские ученые. Поведение детей до года, оказывается, напрямую зависит от того, что они видят по телевизору. Американские психологи выяснили, что телевидение активно влияет на психику даже годовалых детей. Малыши могут беспокоиться или радоваться зависимости от увиденных программ и реакций на них родителей, а случайный просмотр фильмов ужасов может серьезно попортить психику. В связи с этим ученые призывают взрослых осторожней выбирать телевизионные программы, которые они собираются смотреть в присутствии своих детей.

До сих пор споры по поводу влияния телевидения на детскую психику велись в основном вокруг детей дошкольного и школьного возраста. Новые исследования показывают, что заботиться родителям о здоровье своих детей необходимо гораздо раньше. «Даже двенадцатимесячная малыши делают выводы, основываясь на эмоциональной реакции взрослых,» - говорит руководитель исследовательской группы, психолог из университета Тафтс в Бостоне Донна Мамма. «Оказывается, эмоциональную информацию, полученную с помощью телевидения, маленькие дети могут использовать и в дальнейшем, поскольку телевидение в определенной степени формирует у них матрицу восприятия окружающего мира. Это означает, что взрослым следует дважды подумать, прежде чем разговаривать с маленьким ребенком в резком или грубом тоне и сажать его рядом с собой для того, чтобы смотреть программы или фильмы, совершенно не предназначенные для его возраста», - отмечает Донна Мамма.

Немецкий писатель Бертольд Брехт подчеркивал, что при использовании произведений культуры для манипулирования человеческим сознанием происходит процесс, который он назвал «переплавкой духовных ценностей». Серьезно беспокоит и то, что современная молодежь больше внимания уделяет «агрессивным формам культуры», которые распространяются со скоростью эпидемии благодаря распространению средств массовой информации, а книга, как источник духовного развития отступает на второй план.

Современный человек в определенной степени является «телелюдиною». Телевидение - это важный фактор ее существования. Оно является не только источником информации. Количество времени, проведенного у телевизора, демократичность, доступность телепродукции - все это оказывает большое формирующее влияние на вкусы и предпочтения человека. Молодежь, особенно подростки - наиболее активная зрительская аудитория. По данным социальных наук, подростки воспринимают телеэкран как инфомуючий канал и как собеседника. Желание расширить объем сведений об окружающей жизни, приятно провести время - вот основные мотивы ребенка. Кроме того, существуют мотивы личностного отношения. Подростки обращаются к телеэкрана, чтобы получить подтверждение или отрицание их позиций как общественно значимых, пригодных к сравнению с общественными образцами. Социально ценная информация высокого морального и художественного качества, которую предоставляет телевидение, может помочь ребенку выйти за пределы непосредственной социальной ситуации, в которой она оказалась, развернуть перед ней широкое поле социального взаимодействия с другими людьми, помочь выйти из морального и психологического кризиса.

Телевизионные новости, особенно ведущих телеканалов, всегда находятся в центре внимания общественности и политикума. Новостные программы - своеобразный информационный эпицентр телевидения. Их производство постоянно совершенствуется, цель новостного процесса - получение высокого рейтинга, то есть привлечение как можно более широкой аудитории. Достижение такой цели возможно благодаря совершенствованию технологий информационного производства. По сравнению с предыдущими годами современные новости общенациональных телеканалов является частью ярким и насыщенным продуктом. Однако, как утверждают западные медиа-специалисты, теленовости стоят на пороге радикальных перемен. Нынешние творческие достижения информационщиков местами уже признаются архаичными. Итак, время модернизация теленовостей. Можно предположить, что существенным элементом этого процесса будет технический аспект (виртуальные студии, режим прямых эфиров и т.п.). Вместе с тем понятно усложняться и творческий сторону новостного производства. Перед информационщиков еще острее встанет проблема устранения статичности сообщения. Собственно, эта публикация направлена на поиски эффективных (чисто репортерских и менеджерских) технологий, способных повысить качественный уровень новостей отечественного телевидения.

Телевидение часто навязывает зрителям искривленные пропорции мира: катастрофы, взрывы, смерти и мало позитива. Новости во многих случаях не информируют, они запугивают и развлекают. Обидно, что в значительной степени эта общая тенденция отразилась на втором по показателям рейтингов всеукраинском канале «Студия 1 +1». Впрочем, это закономерно. Еще в марте 2008 года новые владельцы данного телеканала - компания «СМЕ» - объявила о переориентации «ТСН». Согласно новым правилам, «90% новостей, входящих в выпуске, формируются по признакам шести«С»и одного«Г». Речь идет о Скандалы, Сенсации, Страх, Секс, Смерть, Смех и Деньги. То есть почти все новости, которые наполняют выпуск и соответственно интересные для зрителей «ТСН» имеют вышеуказанные признаки. Очень эффективны журналистские расследования, скрытая камера. Исключение некоторые новости культуры и искусства - они зрителя должны развлекать». Проанализировав выпуски «ТСН» в феврале 2009 года, было выявлено, что актуальными темами месяца стали деньги, сенсации, страх.

В деятельности телевидения большое внимание уделяется роли новостей как одного из основателей общественного мнения. Значительная часть населения не читает газет, потому телевизионные новости являются главным источником информации о происходящем в стране и в мире. В связи с этим работники «ТСН» используют разнообразные приемы работы с информацией для ее оптимального воздействия на потребителей. К таким приемам относятся:

1. Замалчивания. «Невыгодный» информация скрывается, упускается, а остается лишь «выгодна».

2. Перестановка. Необходимые информационном субъекту позиции выносятся в начало материала, в то время как другие, действительно значимые, передвигаются на задний план.

3. Привлечение авторитетного посредника. Ищется авторитетный источник, содержащего такую же информацию. В таком случае представленная информация будет звучать убедительнее.

4. Подбор опросы и рейтинги. Подбирается и опрашивается такая совокупность людей, мнение которых работает на решение данной задачи.

5. Подбор цитат. Подаются цитаты без комментариев, которые в комплексе работают на нужный результат.

6. Использование эмоций. Использование эмоциональных материалов в условиях недостатка фактов и цифр.

7. Монтаж. Выбор из большого количества фото-, видео-, аудиоматериалов таких, которые обрисовали бы некоторый объект в исходном или, наоборот, невыгодном ракурсе.

Указанные выше приемы работы с информацией активно используются работниками «ТСН» в их повседневной деятельности для оптимального воздействия на сознание зрителей.

От каждого выпуска новостей зритель хочет почувствовать, как пульсирует жизнь страны и мира, понять причинно-следственные связи событий и явлений. Журналисты обязаны сообщать любые факты максимально точно, не искажая их первоначальное содержание. Особенно это касается имен, фамилий, имен, цифр. Сообщая о событии с чужих слов, журналист должен проверить ее минимум из двух независимых источников. Если невозможно, то об этом следует сообщить зрителей. За точность обнародованной информации отвечает репортер. Редакция признает подтвержденные фактические ошибки и, отмечая этом, исправляет их публично.

Итак, новости являются главным источником информации о событиях и явлениях, происходящих в стране и в мире. С помощью определенных приемов работы с информацией (замалчивание, привлечение авторитетного посредника, подбор цитат и рейтингов, монтаж и т.д.) они влияют на сознание зрителей, формируя тем самым общественное мнение об определенных событиях и явлениях. Телепрограмма «ТСН» также использует манипулятивные приемы, но их деятельность контролируется Редакционным уставом Телерадиокомпании «Студия 1 +1», который содержит требования по созданию и распространению информации на упомянутом телеканале.

Выводы. Телевидение является средством политического, экономического и иных воздействий на сознание и поведение людей. Новостные программы - своеобразный информационный эпицентр телевидения. Их производство постоянно совершенствуется, цель новостного процесса - получение высокого рейтинга, то есть привлечение как можно более широкой аудитории. Достижение такой цели возможно благодаря совершенствованию технологий информационного производства. Современные новости общенациональных телеканалов является частью ярким и насыщенным продуктом. Однако телевидение часто навязывает зрителям искривленные пропорции мира: катастрофы, взрывы, смерти и мало позитива. Новости во многих случаях не информируют, а запугивают или развлекают. Эта тенденция прослеживается и на канале «1 +1» в выпусках «ТСН». Поэтому актуальной проблемой является изучение манипулятивных технологий, которые активно используются при трансляции сюжетов теленовостей, чтобы научиться распознавать истинную и недостоверную информацию о событиях и явлениях, происходящих в стране и мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.02 с.)