Усиление роли гос-ва, проблема цензуры и понятие пропаганды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усиление роли гос-ва, проблема цензуры и понятие пропаганды.



Роль государства на протяжении последнего периода времени уси­ливается, поскольку общество столкнулось с проблемами, ранее от­сутствовавшими (экология, рост вооружений, появление технологий повышенного риска для человеческой жизни, терроризм, организо­ванная преступность и др.), решить которые не под силу отдельным индивидам или их объединениям.

Все большую распространенность приобретают тенденции, связан­ные с тем, что и в наиболее демократических странах государство уве­личивает свою долю участия в решении проблем общества и даже, ка­залось бы, частных проблем индивида. Эти тенденции, накапливаясь постепенно, к концу XX в. проявились особенно заметно. Выяснилось, что индивид все более нуждается в ежедневном воспроизведении сво­их отношений с государством, которые стали гораздо более жесткими, чем это мыслилось в эпоху возникновения концепции гражданского общества. Другими словами, индивид в конце XX в. (перед нами тен­денция и на временную перспективу) гораздо более зависим от госу­дарства. Индивид делегирует ему определенные полномочия защиты от экологических, военных катастроф; в ситуациях, связанных с ус­ложнением мирового рынка, а значит, и ценовой, таможенной поли­тики; в ситуациях, связанных с обострением этнических противоре­чий, с терроризмом, организованной преступностью.

Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодатель­ством. Не будет большой натяжкой утверждать, что эти взаимоотно­шения определяют характер государства. Исторически человечество знакомо с тремя формами этих взаимоотношений:

1) государство владеет СМК и полностью определяет их политику;

2) государство не владеет СМК, но влияет на их политику;

3) СМК отражает плюрализм социальных и экономических отношений.

В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государст­венности, рабочим инструментом отношений государства и СМК является цензура.

Одна из лекций В. Набокова из курса русской литературы, прочитанного в США (1958 г.), носила название «Писатели, цензура и чита­тели в России». В ней проводилось сравнение цензурной ситуации в России в XIX и XX вв. «Живописцы, писатели и композиторы прош­лого века были совершенно уверены, что живут в стране, где господст­вуют деспотизм и рабство, но они обладали огромным преимущест­вом, которое можно до конца оценить лишь сегодня, преимуществом перед своими внуками, живущими в современной России: их не зас­тавляли говорить, что деспотизма и рабства нет»

Сегодня в демократических государствах отмена цензуры считает­ся одним из важнейших моментов, обеспечивающих прессе свободные отношения с другими институтами общества. Л. Макушин из Ураль­ского университета, анализируя цензурную реформу 60-х годов XIX в., отмечает, что «в России сквозным мотивом всех преобразований вы­ступало изначальное провозглашение гласности как государствен­ной политики». Цензурная реформа XIX в. была попыткой создания правовой базы функционирования периодики, так как власть понима­ла необходимость поддержки реформ журналистикой как гаранта их свершения. Исследователь справедливо говорит, что это свиде­тельствует об объективном возрастании роли печати в период ради­кальных изменений в обществе.

Тем не менее, мы должны отметить, что существуют частичные огра­ничения деятельности прессы, регулируемые частными сводами законов. Известно, например, что в США была введена предварительная цен­зура в ходе войны в Персидском заливе. Осуществляется маркировка фильмов по наличию в них эротики и сцен насилия, чтобы зрители смогли обезопасить от опасного зрелища своих детей; но эта марки­ровка предполагает предварительный просмотр фильмов с последую­щим вынесением «приговора».

Предусмотренный законодательствами разных стран принцип при­остановления в ряде случаев функционирования СМК предполагает

отслеживание их деятельности специальными службами. Так что вполне можно говорить, что постулат о несовместимости цензуры с демократическими институтами современного общества требует неко­торых оговорок.

Следует упомянуть и о такой практике, распространенной в информационных структурах ряда стран, как наблюдательные советы. В Италии, например, существует специальная комиссия по надзору за деятельностью телевидения, в Англии — совет попечителей Би-Би-Си, назначаемый парламентом, и т. д. Помимо этого, в демократических структурах прессы существует понятие «самоцензуры», как произ­водное от всех трех форм регуляции деятельности СМК: законо­дательства, профессиональных кодексов и стандартов журналист­ской деятельности, определенных и разделяемых обществом этичес­ких норм.

По сути дела, декларации о свободе слова не могут не быть идеаль­ным типом социальных отношений в том смысле, который вкладывал в эту конструкцию М. Вебер (с его именем увязывается концепция идеального типа). Как и любая идеально-типическая конструкция, та­кое обозначение взаимодействия СМК и других социальных институ­тов предполагает, каким социальный процесс был бы, если бы они пол­ностью отвечали «логически непротиворечивой схеме».

Один из примеров существования цензуры в историческом контек­сте мы рассмотрим, чтобы ввести часто употребляемое в связи с дея­тельностью СМК понятие пропаганды.

Наряду с попытками объяснить существование пропаганды в об­щегосударственных масштабах, приходится принимать в расчет рас­хожее описание этого феномена как любого единичного воздействия с заданной целью. Под пропагандой в научном смысле этого слова, по-видимому, следует понимать государственную политику обеспечения доминирования в масштабах социума определенной точки зрения, дос­тигаемого любыми средствами, в том числе тотальным контролем за информационными потоками в социуме, вплоть до устранения аль­тернативных точек зрения. Любое присутствие в информационном поле одной точки зрения, даже обеспеченной массированным воздейст­вием на публику (например, в рамках нескольких информационных каналов), не будет пропагандой, если в обществе наличествуют аль­тернативные точки зрения и у Аудитории есть реальный выбор. Отли­чительный признак пропаганды — внедрение этой доминирующей точки зрения всеми существующими информационными системами, т. е. ее экспансия.

Укажем также, что пропаганда апеллирует к большим массам людей, в идеале — ко всему населению страны.

По своему содержанию пропаганда аналогична идеологической догме, основанной на вере, поэтому в качестве основ внушения этой догмы используются эмоциональные, а не рациональные механизму. Цель такой пропаганды — унификация мышления, веры, отношения и поведения получателей информации.

Соответственно, в рамках единичного контакта пропагандист стре­мится подвести адресата своего сообщения к нужному выводу. И по­скольку последний тезис сродни педагогическим усилиям, теоретики и аналитики пропаганды отличают эти процессы следующим образом: образование учит как думать, а пропаганда — что думать.

 

Законодательная власть.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Согласно ст. 75 конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент — Верховная рада. Местные законы для Крыма принимает Верховный совет Автономной Республики.

Структура парламента. Верховная рада — однопалатный орган. В ее составе 450 депутатов, избираемых гражданами путем прямых выборов. Депутатом может быть гражданин Украины, достигший 21 года (ранее — 25 лет), обладающий избирательными правами и проживающий на Украине в течение последних пяти лет перед выборами. Не могут быть избраны граждане, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Депутаты избираются на 4 года. Досрочное прекращение полномочий Верховной рады возможно только в результате ее роспуска и лишь в одном случае: если она не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов. Досрочное прекращение полномочий отдельных депутатов возможно в случае подачи ими заявления об отставке, вступления в силу обвинительного приговора, признания судом недееспособным, утраты украинского гражданства или выезда для постоянного проживания за пределы Украины. Действующий состав Рады избран в 1994 г. Согласно переходным положениям конституции, новые выборы состоятся в 1998 г.

 

Исполнительная власть.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции и законов в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Государственная исполнительная власть — это организация деятельности для достижения определённой цели, решения поставленной задачи, это государственное управление социальными процессами.

К органам государственной исполнительной власти относятся: Кабинет Министров Украины, государственные комитеты, ведомства; их органы на местах; исполнительные комитеты местных Советов во главе с избранными населением председателями Советов народных депутатов, являющимися одновременно председателями исполкомов этих Советов.

Низовым звеном системы государственной исполнительной власти является администрация предприятий, учреждений, организаций.

Возглавляет государственную исполнительную власть Президент Украины.

Перечисленные органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительную — потому что непосредственно исполняют предписания законодательной власти, а распорядительную — потому что для исполнения предписаний бывает необходимо от своего имени издавать акты управления, давать распоряжения.

Аппарат государственного управления практически решает все вопросы в народном хозяйстве (промышленность, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурной (здравоохранение, образование, социальная зашита) и административно-политической (охрана общественного порядка и общественной безопасности, государственной безопасности, оборона страны, юстиция) сферах.

Вся деятельность аппарата исполнительной власти подзаконна.

Таким образом, государственная исполнительная власть — это организация государственно-властной, исполнительно-распорядительной, подзаконной деятельности специально созданным аппаратом для практического осуществления задач и функций государства в экономической, социально-культурной и административно-политической жизни.

Государственная исполнительная власть построена на определённых принципах — научно обоснованных и сформулированных идеях, положениях, которые определяют характер деятельности её органов. Такими принципами являются: приоритет праг гражданина, человека, демократизм, законность, равноправие всех национальностей, участие граждан Украины в управлении, гласность.

Приоритет прав гражданина при осуществлении исполнительной власти — одно из основных требований построения правового государства. Вся деятельность органов государственной исполнительной власти должна быть направлена на повышение его благосостояния, уровня жизни народа, обеспечения социальной с п ра ведл и вости.

Демократизм означает формирование основных звеньев органов исполнительной власти Советами народных депутатов: наличие коллегий в отдельных государственных органах, привлечение общественности к их работе, отчётность перед органами власти, их избравшими, и контроль со стороны общественности за деятельностью органов государственной исполнительной власти.

Законность деятельности органов государственной исполнительной власти — это точное и неукоснительное исполнение и соблюдение Конституции Украины, законов, это создание такого режима, при котором были бы обеспечены права и свободы граждан, государственные органы, общественные организации действовали в рамках своей компетенции, а должностные лица — исполняли свои обязанности надлежащим образом. Законность и дисциплина — предпосылка и гарантия согласованной и эффективной работы всего государственного аппарата управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.012 с.)