Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языкознание Как наука. Ее основные разделы и проблематика.

Поиск

Языкознание – наука, изучающая языки. Как и многие науки, языкознание возникло в связи с практическими потребностями. Постепенно языкознание превратилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Теоретическое языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим или диахроническим.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Основные разделы языкознания:

1.общее Я., имеющее предметом человеческий язык как таковой. Исследует универсальные свойства языка, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса естественного и машинного языков, а в естественном языке (в отличие от машинного) также фонетики.

2.частное., изучающие отдельные языки и их группы, например русское Я., или русистика, романское Я., или романистика, и т. д.

а) Синхронное - факт языка в какой-то момент истории

б) Диахронное - развитие языка на протяжение определенного отрезка времени

3. внутреннее Я - изучающее системные отношения яз. единиц без обращения к внешнелингвистическим факторам. "Правила игры" языка, сама система языковых единиц и их отношения, функционирование единиц внутри системы." (Ф. Де Соссюр)

4. внешнее Я - экстралингвистика, отрасль языкознания, изучающая совокупность этнических, социальных, исторических, географических факторов, неразрывно связанных с развитием языка.

5. теоретическое Я - терминолгия, методы

6.прикладное применямое в современной жизни языкознание (современная техника).

В современном Я. сохраняется традиционно сложившееся разделение дисциплин.

1) Дисциплины о внутреннем устройстве языка, или "внутренняя лингвистика": фонетика и фонология (с выделением просодии); грамматика с подразделением на морфологию и синтаксис (иногда с выделением морфонологии); лексикология (с выделением фразеологии); семантика (иногда с выделением семасиологии); стилистика; типология.

2) Дисциплины об историческом развитии языка: история языка: историческая грамматика (иногда как синоним истории языка в широком значении); сравнительно-историческая грамматика; история литературных языков; этимология.

3) Дисциплины о функционировании языка в обществе, или "внешняя лингвистика": диалектология, лингвистическая география; ареальная лингвистика; социолингвистика.

4) Дисциплины, занимающиеся комплексными проблемами и возникающие на стыке наук: психолингвистика, математическая лингвистика; инженерная лингвистика (понимается иногда как прикладная дисциплина);

прикладные собственно лингвистические дисциплины: экспериментальная фонетика; лексикография; лингвостатистика; палеография; история письменностей (см. Письмо); лингвистическая дешифровка неизвестных письменностей и др.

Некоторые вопросы, перечисленные ниже, касаются нерешённых проблем лингвистики как таковых, т.е. тех, для которых не существует решения. Другие могут быть обозначены как предмет дискуссий, следовательно, это те проблемы, единого решения для которых (пока) не существует, а имеются только мнения отдельных лингвистических школ и учёных.

 

Классификация функций языка.

Классификация функций языка.

Коммуникация внутри больших социальных групп и между ними определяет понятие функции.

Классификация Р.Якобсона.

Р.Якобсон для представления функций прибегнул к модели речевой коммуникации, состоящей из шести компонентов (факторов, элементов): адресанта, адресата, контекста, сообщения, контакта, кода

Шесть функций определяются как ориентации, установки на шесть элементов ситуации.

Первые три:

референтивная (коммуникативная) — ориентация на контекст (референт),

экспрессивная (эмотивная) — ориентация на адресанта (выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит),

конативная (апеллятивная) — ориентация на адресата.

Отметив соотносимость этих функций с функциями, выделенными К.Бюлером, Р.Якобсон перечисляет добавочные, выводимые из приведенной триады (и сообразно модели речевой ситуации):

фатическую (направленность на контакт),

метаязыковую (направленность на код, язык),

поэтическую (направленность на сообщение).

магическую («заклинательную») (неконвенциальная трактовка знака – не условное обозначение предмета, а его часть. Представляет собой разновидность конативной (апеллятивной) функции.

Соотношение функций понимается как иерархическое: "Различия между сообщениями заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции”

Столбцы и колонки матрицы получены следующим образом. Если оставить компоненты, существующие и вне означивания и передачи знаков, останутся адресант, адресат и референт, т.е. люди и внешний мир вне связи с информационным процессом. Это дает три колонки. Если же, напротив, сосредоточиться только на знаке, мы получим оппозицию: знак и знак знака (метазнак). Так получены строки.

Классификация У. Стюарта.

официальная функция (использование языка в сфере политики и государственного управления);

групповая функция (использование языка в определенном языковом коллективе, этнической группе);

функция широкой коммуникации (функционирование языка как средства межнационального общения в пределах государства);

образовательная функция (использование языка в системе образования);

литературная функция (использование языка в художественной литературе и науке);

религиозная функция (использование языка в религиозных обрядах и религиозной литературе);

техническая функция (использование языка для получения научно-технической информации).

Классификация Ч. Фергюсона.

коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества;

познавательная (или аккумулятивная) — передача информации и её хранение;

эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка;

фатическая (или контактноустанавливающая) цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. «- Алло, вы слышите меня? -»;

идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности.

омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

металингвистическая. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

номинативная - вера человека в название

денотативная, репрезентативная - передача информации, представление

конативная - ориентация на адресата;

эстетическая - сфера творчества;

аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо);

 

Понятие и технологии эффективного слушания СМК как социальная подсистема.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.87 (0.009 с.)