Государство и его взаимоотношения с смк. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и его взаимоотношения с смк.



Государство и его взаимоотношения с СМК.

Функции у государства и СМИ разные, но есть точки пресечения.

Природа политической власти такова, что она может осуществляться через коллективную деятельность людей. Этот коллективный характер большинства реализуемых целей, требует трансляции желательной информации. Для того чтобы желательную информацию транслировать, необходима мобилизация каналов (т.е. СМИ).

В этом и состоит специфическая роль СМИ в политике. Массовая коммуникация обеспечивает политику каналами передачи. Сейчас либо медиатизация политики, либо политизация СМИ.

СМИ воздействует на политику не как система власти, а лишь как инструмент системы власти.

М.к. в рамках общества существуют в виде единства института и организации. И их задача создать аналог информационного общества. И также в особом воздействии на политическую деятельность, как одной из ключевых сфер общества.

У м.к. особая сфера деятельности. Публичное обсуждение жизненно важных вопросов, является характеристикой демократического государства.

По Веберу власть-это возможность реализовать собственную волю, в данном социальном отношении, даже вопреки противодействию.

По Парсонсу власть – это способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей признанных всем обществом.

Власть убеждения – способность общаться на основе символов и знаков.

Без коммуникации невозможно применение власти.

Чем меньше развиты институты гражданского общества, тем в большей степени общество перекладывает контроль за властью на плечи СМИ.

 

СМК как «четвертая» власть.

«Четвертая власть» — такое негласное название в современном цивилизованном обществе получил институт средств массовой информации (СМИ). До такого уровня влияния общественного мнения на порядок управления государством и его экономикой, к сожалению, у нас в стране еще далеко. Но первые шаги, и весьма серьезные, уже сделаны.

Анализируя данные статистики Фонда защиты гласности, наблюдается постоянный рост информационных конфликтов и судебных разбирательств с участием СМИ. А это означает, что активность последних постоянно растет, равно как и их влияние в государстве. Как подтверждение усиления роли СМИ по борьбе с негативными тенденциями в системах управления обществом и экономикой, служит еще один весьма печальный показатель: не уменьшающаяся частота преследований и убийств в активной журналистской среде.

Так почему же СМИ считаются «четвертой властью»?

Не вдаваясь глубоко в продолжительные научные дискуссии о природе, проявлении и закономерностях огромного числа факторов, объясняющих такое место данного социального института, отметим следующие моменты.

На сегодня во всем мире СМИ считаются «организующей функцией» современного общества, обеспечивающей его жизнедеятельность. Появившись в период зарождения государственности как таковой, они сразу же стали непревзойденным инструментом управления народными массами.

Природа СМИ построена на известной теории коммуникаций, изучающей пути распространения информации, идей и установок среди индивидов, групп, наций и целых поколений! Именно она объединяет людей в общество. СМИ строят свою работу в четком соответствии с закономерностями информационного и эмоционального обмена между людьми, вызывая определенный интерес даже к малозначимым событиям или фактам. Массовая информация передается огромному числу людей на безграничные расстояния, он не знает государственных, политических и социальных границ. Разработанная на основе данной теории новая теория М. Маклюэна о «холодных» и «горячих» СМИ не в одной стране мира совершила перевороты и «выбрала» нужное Правительство. По разработкам его последователей, например, ограничив «горячее» радио, можно изменить революционную, накаленную «температуру» целой страны или без проблем, невзирая на конкуренцию, внедрить в массовое сознание людей любой «благосклонный» политический имидж представителя криминалитета, достроив его «образ» за него и его публику. Вспомним истории некоторых депутатов, руководителей целых стран и Мэров столичных городов…

Любое средство массовой информации принадлежит к той или иной системе средств массовых коммуникаций, чем оно дороже (по форме и способу издания), тем более вероятна принадлежность СМИ к той или иной «финансовой» или «властной» группировке. В США еще в 40 годах ХХ века стали разрабатывать приемы, скрывающие «управляющую» функцию «свободной прессы для свободных людей». Современные технологии СМИ впитали в себя многочисленные маркетинговые исследования, научные разработки военного времени. Последние, как основа пропаганды и информационной войны в тылу врага щедро финансировались и прорабатывались не одним исследовательским учреждением во всех странах мира. Тогда и был проработан вопрос, как закамуфлировать манипулятивную составляющую информации в «свободное волеизъявление людей».

Согласитесь, но именно СМИ формируют и «повестку дня» в обществе и «моду» на то, что и как нужно потреблять, чтобы быть «современным человеком». Мы все обсуждаем то, что увидели по телевизору, услышали по радио или прочитали в газете, журнале или на сайте в интернете. Весьма грубо, но реально звучат слова известного психолога Х. Ортега-и-Гассета «Масса людей не имеет мнения. Народ никогда не имел никаких идей; он не обладает теоретическим пониманием бытия вещей. Неприспособленность у теоретическому мышлению мешает ему принимать разумные решения и составлять правильные мнения. Поэтому мнения надо втискивать в людей под давлением из вне, как смазочное масло в машину». Осмыслите, но многие СМИ, действительно, «втискивают» в население «правильную» информацию, сопровождая ее «правильными» комментариями и мнениями авторитетов. Претендуя на роль «праповедника», они формируют «правильное» массовое поведение.

 

Законодательная власть.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Согласно ст. 75 конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент — Верховная рада. Местные законы для Крыма принимает Верховный совет Автономной Республики.

Структура парламента. Верховная рада — однопалатный орган. В ее составе 450 депутатов, избираемых гражданами путем прямых выборов. Депутатом может быть гражданин Украины, достигший 21 года (ранее — 25 лет), обладающий избирательными правами и проживающий на Украине в течение последних пяти лет перед выборами. Не могут быть избраны граждане, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Депутаты избираются на 4 года. Досрочное прекращение полномочий Верховной рады возможно только в результате ее роспуска и лишь в одном случае: если она не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов. Досрочное прекращение полномочий отдельных депутатов возможно в случае подачи ими заявления об отставке, вступления в силу обвинительного приговора, признания судом недееспособным, утраты украинского гражданства или выезда для постоянного проживания за пределы Украины. Действующий состав Рады избран в 1994 г. Согласно переходным положениям конституции, новые выборы состоятся в 1998 г.

 

Исполнительная власть.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции и законов в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Государственная исполнительная власть — это организация деятельности для достижения определённой цели, решения поставленной задачи, это государственное управление социальными процессами.

К органам государственной исполнительной власти относятся: Кабинет Министров Украины, государственные комитеты, ведомства; их органы на местах; исполнительные комитеты местных Советов во главе с избранными населением председателями Советов народных депутатов, являющимися одновременно председателями исполкомов этих Советов.

Низовым звеном системы государственной исполнительной власти является администрация предприятий, учреждений, организаций.

Возглавляет государственную исполнительную власть Президент Украины.

Перечисленные органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительную — потому что непосредственно исполняют предписания законодательной власти, а распорядительную — потому что для исполнения предписаний бывает необходимо от своего имени издавать акты управления, давать распоряжения.

Аппарат государственного управления практически решает все вопросы в народном хозяйстве (промышленность, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурной (здравоохранение, образование, социальная зашита) и административно-политической (охрана общественного порядка и общественной безопасности, государственной безопасности, оборона страны, юстиция) сферах.

Вся деятельность аппарата исполнительной власти подзаконна.

Таким образом, государственная исполнительная власть — это организация государственно-властной, исполнительно-распорядительной, подзаконной деятельности специально созданным аппаратом для практического осуществления задач и функций государства в экономической, социально-культурной и административно-политической жизни.

Государственная исполнительная власть построена на определённых принципах — научно обоснованных и сформулированных идеях, положениях, которые определяют характер деятельности её органов. Такими принципами являются: приоритет праг гражданина, человека, демократизм, законность, равноправие всех национальностей, участие граждан Украины в управлении, гласность.

Приоритет прав гражданина при осуществлении исполнительной власти — одно из основных требований построения правового государства. Вся деятельность органов государственной исполнительной власти должна быть направлена на повышение его благосостояния, уровня жизни народа, обеспечения социальной с п ра ведл и вости.

Демократизм означает формирование основных звеньев органов исполнительной власти Советами народных депутатов: наличие коллегий в отдельных государственных органах, привлечение общественности к их работе, отчётность перед органами власти, их избравшими, и контроль со стороны общественности за деятельностью органов государственной исполнительной власти.

Законность деятельности органов государственной исполнительной власти — это точное и неукоснительное исполнение и соблюдение Конституции Украины, законов, это создание такого режима, при котором были бы обеспечены права и свободы граждан, государственные органы, общественные организации действовали в рамках своей компетенции, а должностные лица — исполняли свои обязанности надлежащим образом. Законность и дисциплина — предпосылка и гарантия согласованной и эффективной работы всего государственного аппарата управления.

 

Классификация Р.Якобсона.

Р.Якобсон для представления функций прибегнул к модели речевой коммуникации, состоящей из шести компонентов (факторов, элементов): адресанта, адресата, контекста, сообщения, контакта, кода

Классификация У. Стюарта.

официальная функция (использование языка в сфере политики и государственного управления);

групповая функция (использование языка в определенном языковом коллективе, этнической группе);

функция широкой коммуникации (функционирование языка как средства межнационального общения в пределах государства);

образовательная функция (использование языка в системе образования);

литературная функция (использование языка в художественной литературе и науке);

религиозная функция (использование языка в религиозных обрядах и религиозной литературе);

техническая функция (использование языка для получения научно-технической информации).

Классификация Ч. Фергюсона.

коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества;

познавательная (или аккумулятивная) — передача информации и её хранение;

эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка;

фатическая (или контактноустанавливающая) цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. «- Алло, вы слышите меня? -»;

идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности.

омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

металингвистическая. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

номинативная - вера человека в название

денотативная, репрезентативная - передача информации, представление

конативная - ориентация на адресата;

эстетическая - сфера творчества;

аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо);

 

Влияние СМИ на культуру.

Реклама стремительно вошла в жизнь современного общества, переплетясь с ней настолько плотно, что представить мир без огромных билбордов и объявлений уже невозможно. Теперь порой трудно отличить, где скрытое предложение услуг, а где – просто случайно сказанное слово. Открытым остается вопрос, существует ли влияние рекламы в региональных СМИ на культуру социума. Считается, что именно спрос рождает предложение. Однако в мире продвижения товаров есть случаи, когда совершенно бесполезный продукт и грамотное размещение рекламы в СМИ делали его популярным и востребованным.

Бесспорно, что влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Качественный продукт, запущенный в СМИ, делает человека более грамотным, рассказывает ему о тех вещах, которые он даже не мог себе представить. Те или иные афоризмы заставляют слушателя задуматься, более остро представить себе проблемы экологии и политики. У целого поколения хорошие рекламные ролики могут сформировать достойный вкус. Однако мир «двигателей торговли» наполнен некачественным продуктом, который больше обращается к человеческой психике, нежели к разуму.

Давно известно, что промоушн должен шокировать, содержать в себе «триггер» — подсознательный призыв к действию. Любой человек стремится получить как можно больше удовольствий, испытывая при этом минимум боли. Это обязательное условие, если Вам необходимо размещение рекламы в СМИ. Обратите внимание на заголовки газет: лучше всего покупаются те, где указан определенный негативный сюжет.

Но более-менее позитивное влияние справедливо лишь тогда, когда «двигатель торговли» попадается на глаза в ограниченном количестве. Как говорил Ленин, важнейшим из всех искусств является кинематограф. Так и наиболее действенным продвижением товара считается раскрутка через телевидение. К сожалению, в последнее время телевизионная реклама стала превалировать над идейным содержанием программ. В этом и заключается ее негативное влияние. Некоторые ученые даже считают, что бездумное размещение рекламы в СМИ ведет к появлению болезней: бессонница, общая слабость, депрессии. Едва ли она является единственной причиной этим заболеваниям.

 

Символическая организация.

Привлекательность сайта.

Дело в том, что большинство пользователей Интернета, как ни странно, определяют привлекательность для них сайта «на глазок», несмотря на так рекламируемые создателями сайтов удобные интерфейсы и уникальность контента. Канадские учёные даже провели исследования, посвященные тому, как юзер выбирает сайты. Множеству людей буквально на секунду давали увидеть и оценить сайт, а потом в спокойной обстановке выбрать понравившиеся сайты. Пользователи составляли своё мнение о сайте буквально за миллисекунды, то есть со скоростью, с которой глаза способны воспринять информацию. И сайты с высокой «первой» оценкой всегда привлекали внимание и вызывали своего рода «приязнь» у большинства людей при последующих исследованиях. Ведь если сайт вызвал первое приятное впечатление, его содержимое тоже не хуже — таково мнение людей.

Уважаемые вебмастера и вебдизайнеры! При разработке сайта старайтесь вызвать первое положительное от посещения впечатление у будущего юзера. Ведь никакие нынче модные SEO-заморочки не помогут, если сам сайт не привлекает чисто эстетически. И ваш глубоко проработанный, с серьёзным содержанием сайт не вызовет интереса у пользователя, который покинет его, так и не узнав, что вы ему предлагаете.

Понятие манипуляции.

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

 

 

Анализ

(a). Связь с прессой не ограничивается только прессой, а включает все новостные средства передачи информации: прессу, радио, телевидение и хроникальные фильмы (там, где они выходят). Хотя периодически появляются и другие родственные термины, например, «отношения с медиа» – media relations, они пока не получили признания, а и на радио, и на телевидении предпочитают пользоваться выражением «новостной релиз» (news release), а не «пресс-релиз». Вместе с тем термин «пресс-релиз» все еще широко используется и является предпочтительным для «заявлений для прессы», которым пользуются журналисты, но избегают PR-специалисты.

(b). Цель связи с прессой – «добиться понимания явлений и процессов и предоставить необходимые знания», а не печатать то, что клиент или работодатель хотят видеть напечатанным или получить «благоприятные упоминания». Никто не должен думать, что СМИ печатают или передают в эфир все что угодно, по крайней мере в демократическом государстве такого не должно быть.

(c). Как писал американский PR-консультант Айви Ледбеттер Ли в своей «Декларации принципов» (Declaration of Principles), которая была опубликована уже достаточно давно – в 1906 г., PR – не настолько новое явление, как об этом иногда полагают; главное, чтобы все материалы для прессы должны быть «интересными и стоящими для опубликования». Именно это должно быть критерием всех материалов, которые PR-специалист передает медиа и именно на основе этого критерия эти материалы должны оцениваться. Если полученный материал «интересен» для читателей, слушателей или зрителей и «стоящий для опубликования», он, скорее всего, будет использован, а полученное в результате этого паблисити будет, в конечном счете, позитивно для клиента или для работодателя.

 

Виды и методы пиара.

В зависимости от того, каковы цели пиара и на кого он направлен, выделяют несколько его разновидностей.

Основными видами PR можно назвать коммерческий и политический пиар.

Политический пиар связан с продвижением "на рынке" разнообразных партий, идей, кондидатов. А коммерческий пиар формирует положительный имидж фирмы.

Политический пиар начал развиваться в эпоху представительной демократии, когда политическим лидерам стало необходимо убеждать самые широкие круги избирателей голосовать за них. Современный политический пиар уже не сводится к созданию благоприятного имиджа отдельным политикам или политическим партиям. В эпоху глобализации развивается международный PR, направленный на достижение взаимопонимания между гражданами разных стран, невзирая на культурные различия. От имиджа страны зависит ее репутация, на которую реагируют зарубежные инвесторы, общественное мнение других стран. Поэтому деятельность современных дипломатов обязательно включает организацию публичных мероприятий, прославляющих достижения и культуру их страны.

Важной особенностью правильно организованного пиара является то, что это работа направлена не столько на сиюминутный результат, сколько на достижение долгосрочных выгод. Часто заказчик требует от пиарщиков быстрого результата. Особенно это типично для политиков, срочно нуждающихся в повышении своей популярности накануне выборов. Если затратить крупные средства и использовать манипулятивные технологии, то можно резко повысить рейтинг даже крайне непопулярных фигур. Большое значение при этом играет «черный пиар».

Первоначально пиар деятельность была направлена исключительно на потребителей. Программы паблик рилейшнз, направленные на создание положительной известности производящих товары фирм, и сейчас остаются важнейшим направлением пиара. Это особенно важно при выводе на рынок новых видов товара, когда надо уверить настороженных потребителей в высокой репутации фирмы-производителя.

Методов Пиара существует много (более десятка), но самыми известными являются "черные", "белые" и "розовые" методы пиара.

Черный пиар – метод ведения информационных войн или целенаправленное распространение негативной информации, с целью подрыва позиций конкурента и достижения собственного превосходства на рынке.

Словосочетание «белый пиар» появилось в СНГ для демонстрации понятия, контрастного к черному пиару. В этом варианте пиар строится на открытости. Это значит, что информация об объекте пиара дается только правдивая. При этом конкурентов никак не цепляя. Белый пиар ориентируется на преимущества компании.

Кроме технологий «белого» и «черного» пиар следует выделить еще третий вид — технологии «розового» пиара. Это технологии легенд и мифов.

Но технологии «розового» PR не всегда являются средством злонамеренного введения людей в заблуждение. В ряде случаев они выполняют роль стимулятора социального оптимизма, погружая людей в перспективы будущего благополучия, что особенно полезно в периоды массовой депрессии в обществе. Желательно, что бы легенда была не чистой выдумкой, а красиво, эффектно и в нужном ракурсе представленными реальными событиями.

В помощь «розовому» пиару создали даже целое направление в науке – мифодизайн. Мифодизайн разрабатывает методы и методики построения мифов и историй. Миф является несомненным близким "родственником" для паблик рилейшнз, особенно в области политики. Именно мифологический архетипы (типа "отца нации") во многом определяют взаимоотношения лидеров и населения.

Услугами профессиональных PR-агентств активно пользуются государственные органы для создания положительного имиджа в международных отношениях и в поддержку собственных экономик.

 

Трудности общения

Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.

В. Н. Куницыной предложена общая классификация трудностей межличностного неформального общения по их причинной обусловленности и содержательно-функциональным характеристикам, а также методы их диагностики.

Можно выделить две группы трудностей:

1) субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера;

2) «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием.

К субъективно переживаемым трудностям относятся социальная неуверенность, робость, застенчивость, неумение установить психологический контакт. Социальная неуверенность нередко возникает в условиях ролевого общения (начальник – подчиненный); обнаружена ее связь с социальным интеллектом. Робость – поведенческая и характерологическая черта, обусловливающая трудности, которые возникают при необходимости принять решение, сделать выбор.

Так называемые объективные трудности, то есть вызванные объективными и, в общем устранимыми причинами, – это трудности коммуникативного характера (связанные с психофизиологическими особенностями личности, полнотой владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта) и коммуникабельного характера (владение нормами, правилами, сформированность психологической культуры общения).

Семиотика текстов.

Принятое большинством ученых стандартное толкование определения Ч. Пирса, согласно которому знаком является тот предмет, который репрезентирует (представляет, замещает) другой объект, нуждается в уточнении и развертывании. В соответствии и этим толкованием, всякий символ есть знак, поскольку он репрезентирует нечто «незримое очами», или, по цитированным словам Ю.М. Лотмана, «выражает другое, более ценное содержание». Вместе с тем Лотман утверждает, что «символ и в плане выражения, и в плане содержания всегда представляет собой некоторый текст». Тот же Лотман в другой своей работе отождествляет художественное произведение с отдельным знаком, репрезентирующим замысел художника и имеющим целостную структуру. Текст, допустим, «Анны Карениной» превращается в литературоведческий знак, что создает условия для развития семиотического подхода в литературоведении. Таким образом, водораздел между знаком и текстом оказывается размытым, и это обескураживает прямолинейно мыслящего исследователя. Кроме того, «литературоведческий знак», ту же «Анну Каренину», нельзя признать согласно приведенному выше определению коммуникационным знаком, ибо этот роман – не «социально признанное единство значения и имени», а напротив, новаторское, «социально неожиданное» единство замысла писателя и его художественного воплощения. Получается, что логико-лингвистические, коммуникационные знаки и литературоведческие, искусствоведческие, науковедческие коммуникационные знаки, то бишь – законченные произведения, – вещи качественно различные, но связанные друг с другом, как слово и текст. Итак, где кончается «знак» и начинается «текст»?

Всякий знак – это свернутый текст, скрытый в его значении, а всякий текст – элемент смыслового диалога, дискурса, постоянно ведущегося в обществе и между обществами, включая прошлые поколения. Вырисовывается семиотический континуум – последовательность плавно переходящих друг в друга знаков, символов, текстов, документных потоков, дискурсов. Классическим примером континуума является цветовой спектр, где один свет незаметно переходит в другой и невозможно установить границу между голубым и зеленым, красным и оранжевым цветами. Точно так же не видно границы между знаком и текстом, словом и предложением (устойчивые словосочетания, идиомы, поговорки – это слова или предложения?). Спаянность семиотического континуума затрудняет его анализ, выявление уровней, классифицирование знаков. Тем не менее, мы не можем отказаться от препарирования семиотического континуума, ибо только таким путем возможно его познание.

Для начала уточним соотношение между понятиями «код» и «знак», которое довольно запутано. Некоторые авторы определяют код как «совокупность знаков (символов)», а знак – как «отдельный символ алфавита». Выходит, что буквы «м» и «а» – это знаки, а слово «мама» – это код. Такое понимание кода укоренилось в технике связи (код Морзе, телеграфный код), в вычислительной технике, информатике, математике, даже в генетике (вспомним «генетический код»). С этой точки зрения кодом является естественный язык, имеющий алфавит букв (звуков), представляющих собой «знаки», и образующий слова-коды. Перевод с английского языка на русский понимается как перекодирование, переход с одного кода на другой. Именно такие взгляды были заложены в методологию машинного пословного перевода, оказавшуюся неэффективной. Технические преимущества «кодовой интерпретации» естественных языков в том, что можно абстрагироваться от значения слов, оперируя только «совокупностями знаков (символов)», т.е. планом выражения. Такое «оперирование» не годится в смысловой коммуникации, которая имеет дело со смыслами, а не с техническими кодами. Поэтому мы не можем принять техницистское решение проблемы соотношения «знака» и «кода».

Однако проблема определения «тела знака», т.е. тех материальных единиц, из которых складывается план выражения коммуникационного знака, все-таки остается. Решим ее следующим образом: знак – единство содержания и выражения; код – единица плана выражения – буква алфавита, фонема, условное обозначение, музыкальная нота, фигура танца, цвет в живописи.

Теперь можно отграничить коды от знаков и текстов: знаки и тексты в качестве материально-идеальных единств имеют две стороны, или два плана – план выражения и план содержания; коды же плана содержания не имеют, они служат «строительным материалом» для плана выражения знаков и текстов. Остается открытым вопрос о разграничении знаков и текстов. Чтобы найти семиотически приемлемое решение, обратимся к идеям одного из основателей глоссематики, замечательного датского лингвиста Людвига Ельмслева (1899–1965).

Вслед за Л. Ельмслевым будем в плане содержания коммуникационных сообщений различать:

1) субстанцию плана содержания – аморфный, несформулированный замысел, мысленный образ будущего текста;

2) форму содержания – результат наложения на аморфный замысел структуры и выразительных возможностей данного языка, формулирующих мысль в границах лингвистической относительности Сепира-Уорфа.

В плане выражения обнаруживаются:

3) субстанция плана выражения – звуки, изображения, пантомима и другие материальные носители сообщений;

4) форма плана выражения – фонетический состав разговорного языка, алфавит письменности, выразительные средства живописи, музыки, танца и т.п.

Получается, таким образом, 4 уровня семиотического континуума, из которых четвертый уровень – это коды, а третий – их материальные носители. Второй уровень – поверхностный смысл текста, представляющий собой сумму значений знаков, образовавших текст; первый уровень – глубинный смысл, исходный замысел автора, определивший выбор знаков и способов кодирования.

Соотношение между глубинным и поверхностным смыслами – это психолингвистическая проблема соотношения мысли и слова. Л.С. Выготский писал по этому поводу: «Мысль не есть нечто готовое, подлежащее выражению... Мысль есть внутренний опосредованный процесс. Это путь от смутного желания к опосредованному выражению через значения, вернее, не к выражению, а к свершению мысли в слова». Мысль, таким образом, рождается в результате оперирования субъективными, не доступными другим людям смыслами. Отчетливо разграничены глубинные смыслы (мораль) и поверхностные смыслы (повествование) в баснях, притчах, загадках, поговорках. Любое художественно-литературное произведение обладает идейно-эстетическим замыслом, не сводимым к сумме значений используемых знаков. Литературная критика, кстати говоря, как раз занимается выявлением глубинных, а не поверхностных смыслов.

Теперь можно, наконец, предложить критерий разграничения понятий «текст» и «знак». Знак – кодовое выражение, обладающее только поверхностным смыслом (значением). Например, взятое вне контекста слово с его словарным толкованием является подобным знаком. Текст есть отдельный знак или (как правило) упорядоченное множество знаков, объединенных единством замысла коммуниканта и в силу этого обладающих глубинным смыслом. Именно отсутствие глубинного смысла разделяет текст и знак. Символы потому и считаются текстами, что они обладают глубинными, иногда мистическими смыслами.

Семиотика позволяет дать и формальное определение текста. Ю.А. Шрейдер предложил следующую формулировку «Текстом называется четверка из словаря V, множества мест М, набора отношений на этом множестве и отображения О множества мест в словаре. Символически это записывается так:

Т = <У, М, φ1,... φm, 0>

φ1, φ2,… φm – отношения на множестве М, именуемые синтаксическими отношениями.

Формальное определение имеет то достоинство, что исчерпывающим образом перечисляет все составляющие текста. Дело в том, что всякая формализация остается на уровне плана выражения, не выходя в туманные просторы смысла.

Семантический треугольник относится к отдельным коммуникационным знакам, но его можно трансформировать в текстовой треугольник, где представлены уровни поверхностного и глубинного смысла. Замысел автора возникает в результате осмысления ситуации, представленной рядом денотатов – Д1, Д2, Д3. Каждому денотату в соответствии с знаковым, семантическим треугольником ставится в соответствии свой концепт (значение). Совокупность концептов K1, K2, K3 образует поверхностный смысл, который на речевом уровне, в плане выражения представляется именами И1, И2, И3.

Реальные научные, художественные, в принципе – любые литературные тексты представляют собой сложный монолог автора, который может быть представлен в виде текстового коммуникационного сообщения, соответствующего текстовому семантическому треугольнику. Эти текстовые сообщения и образуют те «литературоведческие знаки», которыми, по мысли Ю.М. Лотмана, должно заниматься структурное литературоведение. Можно легко представить живописные, музыкальные, сценические, кинематографические тексты, которые войдут в предмет различных отраслей семиотики искусства. В своих исследованиях они могут отталкиваться от семантических треугольников и других семиотических закономерностей, обнаруженных обобщающей семиотикой социальной коммуникации.

 

Метод фокус-групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.066 с.)