ТОП 10:

Языковая манипуляция в обыденной жизни



 

Языковое манипулирование – это отбор и использование таких средств языка, с помощью которых можно воздействовать на адресата речи (определение С.Н. Литунова). Многие люди полагают, что ими сложно манипулировать, ведь они знают об этом процессе и могут его блокировать или обмануть ожидания манипулятора. Но на самом деле манипуляцию не всегда можно обнаружить сразу. Ведь с ней мы сталкиваемся ежедневно.

Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» говорит о некоем сценарии, по которому каждый человек играет определенную роль. А роль прививается с самого детства. Психолог утверждает, что модель поведения (сценарий) прививается человеку с самого детства. И условно делит людей на тех, кто вырос по сценарию, как Принц(есса) или как Лягушка, соответственно Победитель и Неудачник.

Как часто мы в повседневной жизни слышим: «А ты меня любишь?» или «Неблагодарный(ая), мы в тебя столько вложили!». Вроде бы простые слова, которые на самом деле является ничем иным как языковой манипуляцией.

Когда ребенок появляется на свет, в его психике есть только «базовые» чувства, то есть боль, комфорт и дискомфорт, приятные ощущения и неприятные. Именно в этом возрасте многие родители начинают играть на чувстве вины ребенка, развивая в нем новые чувства. Впоследствии же из чувства вины произрастает всем известный комплекс неполноценности. И выросший ребенок сам будет воздействовать на людей посредством манипуляций с виной.

Манипуляция на чувстве вины может проявляться очень разнообразно, однако с детьми проще всего использовать слова: «У тебя опять двойка? Все остальные дети учатся», «Ты снова подрался, вот другие дети никогда так себя не ведут!», «Неблагодарный, я ведь все ради тебя делаю». Конечно, подобные слова подкрепляются визуальным воздействием: обиженным и сердитым взглядом, сложенными на груди руками и прочими признаками манипуляций. После такого способа воздействия, человека нужно оставить одного со своей виной, чтобы он ее прочувствовал, осознал и обдумал. А потом нужно показать, как избавиться от этого чувства. Условно, погладить по голове, но сказать, что нужно исправить.

Помимо манипуляций на чувстве вины, есть масса других ее видов.

Как часто мы обвиняем других в своих ошибках? И сообщаем все вокруг: «Вот я же тебе говорил(-а)!» Вновь безобидные слова, которые в определённых ситуациях могут довести человека до слез. Для начала манипулятор ждет или создает ситуацию, после которой сможет выразить свое неодобрение. После этого ждет подходящего момента, когда человек наиболее уязвим и вот: «Я же предупреждал!» И вновь все комплексы человека, которые в нем с детства развивают, выходят наружу и начинают «обкладывать» бедного «подопытного» со всех сторон. А манипулятор радуется.

К слову, подобные манипуляции часто используются мужчинами и женщинами, когда они хотят расстаться с партнером, но осознанно это сделать не могут. Бессознательно или сознательно они провоцируют партнера криками, скандалами и ссорами, чтобы позже выставить его виновным и уйти. И вот тут появляются: «Ты меня не любишь!», «Ты мне изменяешь!», «Ты всегда меня обвиняешь!»

Помимо языковых средств в манипуляции используются тактильный контакт и эмоциональное давление. В сочетании с языковыми средствами это становится бесподобным способом воздействия на сознание.

Основные методы психологического воздействия – убеждение, внушение и манипулирование.

Манипуляция – это самый тонкий и незаметный способ воздействия, который намного сложнее внушения и убеждения.

Не все манипуляции базируются на негативных эмоциях человека. Ровно половина манипуляций вызывают у человека радость и счастье. Существует теория о «7 поглаживаниях» в день, которые необходимы человеку для полноценного функционирования и существования. Всего 7 «поглаживаний» могут сделать человека счастливым. Под поглаживанием понимается и речевая похвала. Если осознанно похвалить человека, сказав ему «Молодец, ты у меня самый лучший», то манипулятор может вызвать у человека чувство радости, которое потом можно использовать в своих собственных целях (ну, например, попросить после этого мужа помыть посуду).

Манипуляция, как вид воздействия на сознание встречается нам на каждом шагу. Истинный талант заключается в том, чтобы отличить ее от искренности. И конечно, чтобы не попасться на удочку манипулятора.

 

 

Булатников Иван Сергеевич, студент 1-го курса

естественно-географического факультета ПИ ИГУ

кафедры географии,

безопасности жизнедеятельности и методики

Социально-образовательный проект «Разумным быть модно!»

или новый вектор развития общества

(Истинная концепция общественной безопасности)

 

Перед нами стоит непростая задача – разорвать цепь собственной ограниченности, ликвидировать политико-культурный вакуум в своих головах, вновь научиться придавать правильное течение мысли, слову и действию. Пора понять, что наши «многолетние оковы рабства», система, ПО и В которой мы живём, связаны непосредственно только с нашим «Я». А всё, что существует среди нас, особенно такие крупные элементы как экономика, политика и т.п. – это уже продукт нашего творения. Власть – это люди, экономика – это хоть и обмен товарами, но производят его тоже люди, всё, абсолютно всё – это вклад каждого человека, каждой личности… И это важно понять сегодня каждому члену нашего гражданского общества, особенно молодому его представителю.

Сделать это можно лишь реформацией собственного «Я», никакие законы, никакое образование, никакие деньги и никакая власть в руках не помогут стать нам поистине высокоразвитой цивилизацией, да что там, хотя бы чуть-чуть улучшить, усовершенствовать наше положение во всех смыслах…

Верный шаг для России и нашей области сегодня – это новая политика просвещения, отвечающая современной тенденции развития страны.

Чтобы знать, как решить любую проблему, нужно «Зреть в корень этой проблемы», как сказали бы поэты 19 века.Я решил последовать этому примеру и посмотрел вглубь некоторых проблем современности.

Моё представление о развитии общества и в целом о прогрессе опирается на суждение древнегреческих учёных Платона и Аристотеля, которые предполагали, что развитие общества – это циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

Современная модель развития общества представлена, с одной стороны, противоречивой «спиралевидной формой», которая показывает развитие как сложное повторение (соединение) циклов и линейных событий. Каждый цикл истории так или иначе сопровождается негативными событиями, явлениями, которые воспринимаются как неизбежное зло, и на каждом этапе проходит осмысление сущности данных явлений и путей снижения их негативного воздействия. Но зачастую идеи, направленные на это снижение, сталкиваются с противостоянием определённых сил в обществе: скептики, считающие себя реалистами, власть с отработанными механизмами регулирования, элита, неадекватно оценивающая реальность (чревато любой революцией, войной, взять, к примеру, те же события на Украине).

Исходя из этого я хотел бы заострить своё внимание именно на некоторых нежелательных аспектах общественной жизни, которые, несмотря на сегодняшний уровень развития, продолжают существенно влиять на людей, на развитие общества. Например, наличие деклассированных элементов в обществе: уголовники-рецидивисты, наркоманы, алкоголики и т.д. При этом их количество существенно не меняется, хотя живём мы не во времена всеобщего голода, разрухи и т.п.

Можно привести ещё массу примеров, начиная от политики и заканчивая развитием личности людей, их привычками. В своём проекте я остановился на развитии личности человека, так как любой человек является базовой составляющей единого механизма – общества. В дальнейшем именно этот человек создаёт среду обитания для другого человека... Сегодня мы имеем систему, где личность человека и среда его обитания игнорируются… Сразу можно вспомнить одну из теорий, сформулированной американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. Это так называемая «теория разбитых окон», рассматривающая мелкие правонарушения как индикатор ухудшения криминогенной обстановки в целом. Иначе говоря, там, где разбили одно окно, например подъезд дома, там скоро могут разбить и второе.

Суть у всего этого такова, что красивое слово «прогресс» на сегодняшний день не находит себе должного оправдания, не всегда затрагивает отдалённые «уголки» общественной жизни, оставляя место регрессу.

Нынешние время характеризуется плюрализмом мнений, многогранным выбором, множеством ориентиров, полных противоречий, порой даже двуличности и безразличия. Поэтому людям (в частности молодёжи) очень трудно делать выбор и ещё сложнее отвечать за этот выбор, весьма трудно анализировать и прогнозировать.

Основные институты социализации (семья, система образования, институт трудовой деятельности, институт духовной сферы, гражданское общество), которые «учат людей жить», адаптируют к общественной жизни, к сожалению, не учат при выборе предполагать возможные риски, нивелировать их с учётом ситуации. Они не содействуют формированию и развитию тех или иных качеств человека, которые были бы полезны и для общества и для самого человека. Эти институты социализации учат «целям», забывая о «способах».

Например, семья – самый первый и главный институт социализации. Многих детей с детства учат защищаться от людей, а не пытаться наладить с ними контакт. Если, конечно, ещё этому учат. Многим детям говорят «надо», а почему «надо» не объясняют. Наконец, многим говорят «нельзя», а в ответ почему «нельзя», обычно предпочитают отвечать силой.

Деятельность некоторых общественных организаций вообще настолько «многолика», что вызывает противоречия между идеями и реальными действиями.

И это всё видит и впитывает современная молодёжь. Потом, не осознавая своей роли в жизни страны, равняясь на примитивных псевдогероев нашего времени, не имея реальных возможностей участия и не надеясь быть услышанными, большинство молодых людей уходят в пассивное существование либо переключает свою энергию на индивидуальное обогащение. Стремление к личному обогащению уводит на второй план социальную значимость человеческих действий. (Например: уход от меценатства, острым вопросом остаётся и электоральная активность во время выборов и т.п.).

Конечно, в какой-то степени скоротечный «перемонтаж» коммунистической идеологии породил в сознании россиян политико-культурный вакуум, который сказывается так или иначе на нынешнем поколении. Большинство граждан ещё не овладело минимум научных сведений о рыночной экономике, правовом государстве и гражданском демократическом обществе. Сама политика рассматривается рядовыми российскими гражданами больше как способ манипулирования общественным мнением со стороны тех или иных лидеров и конфликтующей с властью оппозиции. Страшен и тот факт, что нынешнее поколение молодых людей, а точнее отдельные его представители, не зная такого страшного исторического периода, как «лихие 90-е», находят в нём «романтику», способ личного обогащения и достижения власти… Таким примером, кстати, можно и доказать цикличность истории. Говоря в общих чертах, можно подчеркнуть, что у нас малограмотное население, которое не стремится задать положительную динамику и сдвиг в этом направлении. Чем это чревато, уже было сказано мною выше. Остаётся заметить, что малограмотное население – это страшное оружие в руках недоброжелателя (например, вербовка граждан нашей страны в ИГИЛ).

У каждого человека есть определённые потребности. Все хотят жить хорошо - и взрослые, и молодёжь, но многие, как бы это банально ни звучало, не понимают, чтобы хорошо жить, нужно что-то создавать, ждут, пока сделает кто-то другой. Иначе говоря, создавать условия существования, которые меняли бы самого человека. Таким образом, я медленно подошёл к утверждениям французских материалистов и социал-утопистов, которые, утверждали, что человек (его взгляды, характер и нравы) – продукт среды. Из этого вытекало, что для изменения человека надо изменить среду. В то же время они полагали, что сама среда зависит от мнения людей, и делали отсюда вывод, что для изменения среды надо посредством разумного воспитания изменить людей... Получался замкнутый круг.

Я, осознавая существенную долю юношеского максимализма в моих идеях, задался вопросом: А можно ли данное положение вещей как-то всё-таки переиначить, сохранив при этом всё то, что считается прогрессом? Найти ту грань, при которой бы человек функционировал во благо себя и во благо общества, с наибольшей полезностью, при этом сам этого хотел?

Практически, казалось бы, я никак не решу эту проблему, но моя гражданская позиция, жизненный принцип, направленный на созидание, не позволили мне оставить этот вопрос, поэтому я занялся разработкой конкретных механизмов, которые в той или иной степени могли бы повлиять на некоторые озвученные мною проблемы.

В основу проекта легла когнитивная теория личности, которая исходит из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо всегда понимать, оценивать, фильтровать, правильно передавать и использовать.

Проект не исключает, конечно же, работы с психологией, в частности и «возрастной психологией», так как формирование взрослого человека, зрелой личности проходит разные «возрастные» этапы. К сожалению, на каком-то этапе (у каждого человека он свой, но входит при этом в общие рамки, поддаётся общему ранжированию) происходит некая «стагнация», застой познавательных процессов. Поэтому в нашем обществе так много людей, которые, «будучи взрослыми, остаются детьми». То есть живут одним днём, выстраивают вокруг себя некий «купол благополучия» (моё мнение есть, а другое знать не хочу) и не пытаются познать истинную сущность окружающей действительности, «плюют» на общечеловеческие ценности, как уже было сказано, уходят в пассивное существование. Не находят нужного русла, в дальнейшем им приходиться «пахать» на нелюбимой работе. От этого падает и эффективность трудовой деятельности…

Наша общая задача сегодня – растить не потребителей, а созидателей, людей, которые сами бы хотели развиваться, привить ответственность, которой, увы, у многих отсутствует. Наша задача – не быть «локомотивом», который бы «тянул» всё это, а задать динамику неким «толчком сзади».

Главной целью проектастало привлечение молодых людей к «разумному» использованию своего человеческого потенциала как важного фактора частной и общественно-полезной жизни.

Одна из главных задач проекта, которая была поставлена мною, это сбор и обобщение определённого теоретического и практического материала с целью создания предпосылок дополнительной, но обязательной образовательной «практичной» программы, на основе которой будет осуществляться целый комплекс задач, предполагающих решение многих социально-острых проблем современности, в первую очередь связанных с недопониманием явлений и понятий в современной жизни общества.

На сегодняшний день я использую следующие механизмы:

- проведение спортивно-интеллектуальных игр «Умные и сильные» на территории Иркутской области, в образовательных учреждениях и детских лагерях. Актуальность в том, что это новая форма досуга, которая позволяет показать молодёжи не только свои умственные способности, но и способности физические. Тем самым игра охватывает и заинтересовывает тех, кто не привык «блистать» умом, повышается общее количество привлекаемых людей. Общий принцип игр: команда отвечает на вопросы – получает баллы, не отвечает – либо теряет баллы, либо выполняет физическое упражнение. Требуемые ресурсы на начальных этапах минимальны;

- проведение ряда лекций на темы «Лидерство», «Ум и разум», «Креатив» на территории Иркутской области, в образовательных учреждениях и детских лагерях. Актуальность в том, что это форма проведения строится на уровне диалога, а не лекции, где молодые люди активно принимают участие, учатся размышлять, формируют умение оценивать и фильтровать информацию;

- проведение чемпионата по мини-футболу среди дворовых команд города Черемхово. Чемпионат – это новый шаг, новый уровень самоорганизации дворового футбола, где себя могут проявить не только футболисты, занимающиеся в секциях, но и обычные ребята со двора. И это необычный чемпионат, ведь в нём у каждой команды есть эмблема, у каждого игрока есть рейтинг и т.п. – это всё красиво оформлено через графический редактор фотошоп и выставлено на обозрение в сети интернет. Хотелось бы обратить внимание на то, что здесь очень хорошо работает обнаруженный мной «педагогический принцип», что называется «врага его же оружием»: практически у каждого молодого человека есть компьютер, практически каждый играет в компьютерные игры, где можно прокачать персонажа, достичь определённого уровня – для молодых людей это, к сожалению, своеобразный способ реализации, успех… Этим принципом я и руководствуюсь. Играя на футбольном поле в реальности, ребята «прокачивают» (повышают рейтинг) своё «я» в интернете, как следствие реализуют себя, ведь их результаты могут видеть остальные участники чемпионата, остальные пользователи интернета. В перспективе, используя тот же принцип, планируется организовать то же самое в других видах спорта. (Предполагается создание Союза Активной Молодёжи – С.А.М., куда войдут все подобные спортивные мероприятия).

Механизмы на уровне идей:

- Образовательная программа «Практичная жизнь». Рассматриваю это, как некое законотворчество. Это вопрос был рассмотрен мною выше.

- «Практичные» интерактивные игры, флеш-анимация, квест-видеоролики в молодёжной и взрослой среде с использованием интернета. Актуальность в том, что это один из современных и технологичных способов донесения информации, который привлекает молодёжь больше всего, при этом даже взрослые не исключение.

- Иркутский государственный университет как стартовая площадка образовательной программы. Образовательная программа, а точнее её элемент, подразумевает под собой создание дискуссионного клуба (некоммерческой организации) «Клуб публичных дискуссий (КПД)» для обсуждения социально-острых «вечных» вопросов, например: «Нужно ли нам платное образование?», «Феномен пьянства как девиация в русской культуре», «Смертная казнь в России…» и т.п. Актуальность в том, что на таких дискуссионных мероприятиях молодые люди будут не только учиться размышлять, учиться синтезировать информацию, развивать многогранную систему взглядов на мир, но и получать «практичные» знания.

- Интеграция институтов социализации на территории различных муниципалитетов Иркутской области: создание общей базы знаний (теория); создание условий для применения полученной теории (практика, проба); выпуск готовых квалифицированных кадров.

Хотелось бы подчеркнуть, что все эти механизмы весьма примитивны, но при этом поражают своей эффективностью, вовлечённостью молодёжи в процесс. При этом сам проект, в рамках которого действуют эти механизмы,

показывает значимость социальных преобразований как основополагающего элемента развития иных сфер жизни общества (в том числе и экономической сферы), а также предлагает и формирует способы решения некоторых острых социальных проблем, формирует иной эффективный механизм взаимодействия власти и общества. Этим обуславливается актуальность проекта.

Ценность проекта: новый взгляд (с позиции молодого гражданина) на актуальные проблемы современности, формирование эффективных методов по борьбе с социально-негативными явлениями общества, формирование новых форм досуга для людей.

Риски (проблемы) при реализации проекта:

1.Тезис о том, что нам нужно очень много хорошо образованных и разумных людей, сталкивается с другим тезисом: а куда этим людям деваться в нынешней ситуации, есть ли для них места? Ни выходят ли они на улицу требовать для себя жизненного пространства? Потому что то жизненное пространство, которое у них есть, не дает возможности реализоваться тому замечательному, прекрасному образованию, которое, возможно, они уже получили…

2.Проблема связана с проблемой личности в психологии:

- Биогенетический подход – основные свойства человека заложены генотипом (+ инстинкты); социум лишь «корректирует» генетически запрограммированные процессы.

- Социогенетический подход – психологические изменения зависят, прежде всего, от социокультурной среды, в которой формируется личность. (среда может быть не всегда благоприятной).

- Персонологический подход – формирование личности обусловлено естественным стремлением к реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.

3.Вопрос «глобальности», «масштабности», «утопичности» проекта – самый главный проблемный вопрос.

Делая вывод, хочется отметить, что в молодёжи важно сегодня пробуждать не только желание к «разумной» жизни, но и учить творчески мыслить, прививать не только к активной жизни, но и к инициативной…

 

Евстратова Мария Викторовна,

Харнутова Ольга Анатольевна,

студентки факультета

филологии и журналистики ИГУ,

журналисты 3 курса.

Научный руководитель –

профессор Н.С. Коноплёв

Работа литературно-драматической части Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова как пресс-центра. Взаимодействие театра со СМИ и зрителями

 

Если бы смысл театра был только

в развлекательном зрелище, быть

может, и не стоило бы класть в него

столько труда. Но театр есть

искусство отражать жизнь

К.С. Станиславский

 

Театральное искусство – это искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основным средством этой интерпретации является игра актера. Театр должен не только изучать, формировать, привлекать публику, он должен постоянно осознавать силу внушения, присущую ему как никакому другому виду искусства, и соответственно этому заботиться об интеллектуальном и нравственном развитии своей аудитории, ведь от того, какой она будет завтра, зависит будущее самого театра.

Иркутск – театральный город, это его особенность. В нем живет большая армия почитателей театрального искусства: драматического, опереточного, поклонников театра юного зрителя и кукольного. Иркутский зритель наделен неповторимыми свойствами, отличающими его от любого другого зрителя. У него огромное чувство юмора, также ему присущи интеллигентность, доброжелательность, доверительность, но в то же время и строгость суждения.

Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова дружит с театрами других городов. К нам иногда приезжают режиссёры, чтобы познакомиться с иркутскими артистами, поставить спектакли, не потому что в иркутском театре нет своих постановщиков, у нас есть режиссёры, и в театральном коллективе их становится всё больше. …Геннадий Шапошников, Геннадий Гущин. Всё чаще артисты получают режиссёрское образование. Сегодня мы можем увидеть постановки артистов Дмитрия Акимова, Александра Братенкова, Василия Конева, Алексея Орлова.

Следует отметить главного режиссёра Геннадия Шапошникова. «Он работает в антрепризе, плодотворно сотрудничает с Государственным театром эстрады, Государственным академическим театром им. Евгения Вахтангова, Московским театром «Современник», Государственным театром «На Покровке», Государственным театром Наций, Московским Государственным театром «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Поставил около 50 спектаклей в разных театрах страны». С 2003 года Геннадий Шапошников является художественным руководителем Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. За 12 лет работы в этом творческом коллективе поставил более 40 спектаклей». Приводимая информация взята с сайта драматического театра.

Иркутский зритель очень отзывчивый. На спектаклях всегда чувствуется взаимодействие зала и артистов. Театрал реагирует на каждую фразу и движение актёра, актёр, воодушевляясь поддержкой зала, выдаёт что-то новое. Один и тот же спектакль кажется разным, зритель всегда новый. Актриса Екатерина Константинова на вопрос журналиста Ольги Харнутовой «Как сделать так, чтобы роль не надоела?» ответила: «Представьте, что наливаете себе горячий чай. Предвосхищаете, думаете о том, как будете его пить, вдыхаете терпкий аромат и делаете первый глоток. И всегда ощущаете, что это приятно и вкусно. Так и со спектаклями. Каждый раз к нам приходит новый зритель, который не видел раньше этой постановки, и его хочется удивить».

Еще А.И. Герцен говорил: «Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов». При просмотре спектакля человек находит ответы на жизненные вопросы и в дальнейшем применяет их в своей жизни. Таким образом, театр – это советчик, помощник человека в решении каких-либо трудных ситуаций; он помогает выбрать верный путь, взглянуть со стороны на какой-либо случай, понять для какого человека выбор будет правильным.

Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации.

К примеру, хорошо об этом сказано в статье Светланы Жартун «Воспитание чувств или спасительная ложь» из газеты «Восточно-Сибирская правда»: «Спектакль Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова «Осенние скрипки», поставленный режиссером, заслуженным артистом России Геннадием Гущиным по пьесе Ильи Сургучева, как и вальс, звучащий в нем, полон любви. Она, эта любовь, рассматривается во всех ракурсах, проявляется в интригах, свойственных только любви. <…> Все объяснено, все давно понятно, но как выйти из молчания, этого угнетения чувств? Выход – в воспитании чувств, считает Геннадий Гущин, которому удалось привести героев спектакля к очищению. Пройдя через боль, страдания и унижения, сохранив благородство, все они освободились от испепеляющих душу страстей. Спектакль тем и хорош, что, не назидая, предлагает каждому сидящему в зале последовать примеру героев».

Иркутский драматический театра им. Н.П. Охлопкова имеет группы в социальных сетях «В контакте» и «Фейсбук», есть профиль в «Инстаграмме». Таким образом, он устраивает различные игры и викторины, освещает жизнь, происходящую в стенах такого замечательного, пропитанного искусством и творчеством здания.

Аудитория соцсетей – журналисты, блогеры, поклонники театра, друзья поклонников театра. В литературной части «соцсети» называют неофициальным источником информации. «Соцсети иногда работают как пресс-релизы. Перед премьерой спектакля «Идиот» разместили информацию на сайте и в социальных сетях. Журналисты сами начали читать информацию и заказывать интервью, съемки и так далее» (из доклада драматичного администратора «соцсетей» Ольги Киселевой).

Театр всегда тесно взаимодействовал со СМИ. Но сейчас мало людей, которые погружены в тему культуры. Аудиторию мало интересуют проблемы искусства, но в то же время каждому хочется стать духовно богатым. Поэтому драмтеатр воспитывает молодое поколение культурных журналистов. Куратор проекта «Молодёжный пресс-центр» Ольга Зайнагабдинова – наш наставник и человек, который учит журналистскому мастерству и верит в нас.

В драмтеатре нет пресс-центра, а есть литературно-драматическая часть театра (ЛДЧ). ЛДЧ пишет материалы на сайт, взаимодействует со СМИ, поздравляет с днём рождения, со свадьбами, пишет некрологи, много работы с документами. Работы всегда очень много.

В 2009 году в Иркутске проходил XVI Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени А. Вампилова. Это большое мероприятие нужно было осветить: написать обо всех приезжих театрах, о мероприятиях, а это не только спектакли, но и круглые столы, капустники, пресс-конференции. Чтобы справиться с работой, создали группу, состоящих из активистов Молодёжного театрального движения, среди них были студенты, обучающиеся на факультете филологии и журналистики. Они описывали жизнь Вампиловского фестиваля. Тексты писались быстро, но непрофессионально. В дальнейшем драмтеатр отказался от идеи создать молодёжный пресс-центр.

Из доклада Ольги Зайнагабдиновой:

«Иркутский академический театр ведёт крайне насыщенную жизнь, реализует множество проектов — в неделю может происходить до 7-10 культурных событий, инициатором которых является драмтеатр. Все их необходимо освещать как на сайте www.dramteatr.ru (в виде новостей), так и в СМИ города. К 2014 году объём новостей, настолько увеличился, что для работы в таком масштабе потребовалось большее количество специалистов.

К тому же приближался юбилейный X Вампиловский фестиваль, программа которого обещала быть крайне насыщенной. В литературной части появилась идея возобновить прежнюю попытку, только в более логичной форме. Было решено набрать до 10 студентов факультетов журналистики ВУЗов Иркутска, интересующихся культурной жизнью города и региона, в Молодёжный пресс-центр театра».

МПЦ активно участвовал в Вампиловском фестивале. Каждый из студентов был прикреплён к двум театрам-участникам юбилейного фестиваля. В программе их было 16. Спецкоры освещали 4-5 мероприятий, ещё два интервью с режиссёрами и актёрами театров, к которым были прикреплены. Все интервью были опубликованы в газетах «Байкальские вести» и «Восточно-Сибирская правда». 22 материала были созданы за неделю X Вампиловского фестиваля – с 20 по 28 сентября.

Студенты получили годовую контрамарку на два человека. Теперь можно привести с собой кого-нибудь из родных или друзей.

Молодёжный пресс-центр начал работать в октябре 2014 года. В нём состояли семь студентов филологического факультета ИГУ, один с факультета сервиса и рекламы. Каждый из нас получил годовую контрамарку на сезон на спектакли Основной сцены театра. На постановки Камерной и Другой сцены мы тоже можем ходить бесплатно, только сначала надо договориться с администрацией театра.

Что это даёт? Мы обретаем опыт. С молодёжным пресс-центром проводят беседы раз в месяц. Там нам рассказывают как себя вести, как писать, что надо делать и что делать не надо. Проводят интервью с артистами и режиссёрами. Участники МПЦ ходят на репетиции спектаклей: видят, как создаются постановки. Осуществляется общение со зрелыми журналистами. Многое у них можно перенять. Мы учимся должным образом писать о культуре, задавать деликатные вопросы, чтобы не обидеть творческого человека, стремимся мыслить по-театральному: разглядывать символы, правильно их интерпретировать. Наш куратор Ольга Зайнагабдинова выращивает культурных журналистов. Нами вырабатывается свежий взгляд на театр. Занимаясь театром, студенты невольно увлекаются музыкой, живописью и т. д.

Под патронатом театра десять лет работает молодёжное театральное движение. Эта организация объединяет молодёжные творческие коллективы нашего города. Они играют большую роль в театре, реализуя новые проекты. Их творчество можно увидеть на «четвёртой» (её называют ещё «учебной») сцене.

Что такое «четвёртая сцена»? В 2010 году драмтеатр и институт им. Б. Щукина создали учебную группу, в которой должны были обучаться будущие артисты Иркутского академического драматического театра. Они учились в театре, а сессию сдавали в Москве. В театре им выделили «четвёртую сцену». В 2014-ом году ее завершили 9 человек, и сегодня они влились в ряды ведущих артистов театра.

За 1,5 года в театре у одной из нас (участницы МПЦ Ольги Харнутовой) появилось театральное виденье, я подружилась с деятелями театра и журналистами, я поняла, чего я хочу от жизни.

В марте этого года меня (Ольгу Харнутову) отправили с театром на гастроли в Усть-Уду и Атланку, на родину Распутина. Показывали спектакль «Последний срок» и советовались с местными жителями о будущем спектакле «Прощание с Матёрой». Три дня с диктофоном и микрофоном я ходила за артистами, брала у них и у режиссёра интервью, разговаривала с односельчанами Распутина. Следила за спектаклями и встречами. Я собирала информацию для иркутских СМИ, преимущественно для телеканалов. Я конструктивно себя проявила. И теперь вместе с IT-специалистом Алексеем Власевским занялись театральным телевидением. Раз в неделю выходит новый выпуск.

В последнее время новые шаги технического прогресса дарят театральной индустрии новые возможности, и театральные премьеры начинают посещать даже те люди, которые считали их пережитком прошлого. Поэтому следует сделать посещения театра регулярными, только так вы сможете убедиться на личном опыте, как быстро сможет поменяться ваша жизнь, как в ней появятся новые и яркие краски, принося интересное и новое.

Теперь купить билет можно не выходя из дома. Достаточно зайти на сайт драмтеатра и там его приобрести. Режиссёры всегда радуют чем-то новым и современным. Благодаря их постановкам зритель видит, на что способен иркутский артист. К примеру, спектакль «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. Актёры предстали в образе клоунов и показали, что могут быть комиками, фокусниками и акробатами.

Молодежь и будущие журналисты увлеклись театром и научились нормально писать. Хотим пойти по стопам Ольги Зайнагабдиновой и привить любовь к театральному искусству.

Выводы:

1. Театр помогает нам развиваться духовно;

2. Практиковаться в сфере журналистики;

3. Знакомиться с деятелями театра, журналистами и другими деятелями культуры;

4. Молодежный пресс-центр театра им. Н.П. Охлопкова – это большая возможность зарекомендовать себя, показать, на что ты способен;

5. Работа в театре – это отдых и социализация одновременно;

6. Развивает содержательно-культуроведческую журналистику;

7. Приобщает молодёжь к культуре.

 

Использованная литература

1. История искусств под ред. д-ра филос. наук, проф. Г.В. Драча и Т.С. Паннотовой (Москва: КноРус, 2014).

2. Общественно-политическая и деловая газета Иркутской обл. «Восточно-Сибирская правда»: «Воспитание чувств или спасительная ложь» - 2003

3. http://www.dramteatr.ru/ Коллектив театра. Режиссёры.

4. Материалы из доклада куратора проекта «Молодёжный пресс-центр» Ольги Зайнагабдиновой и СММ соцсетей Ольги Киселёвой.

 

 

Зайкова Анна Валерьевна,

магистрант ИГУ

Научный руководитель –

профессор Н.С. Коноплёв

Место городского культурологического журнала в информационном поле региона (на примере Иркутской области)

«В интернете

мы скользим по верхам,

в журнале плаваем»

(рекламный лозунг Magazines,

The Power of Print)

 

С 2017-го по 2035-й гг. – срок перехода традиционных печатных средств массовой информации в цифровой мир. Эти предсказания «поотрядного вымирания классической прессы» опубликовал журналист Андрей Мирошниченко в своей книге «Когда умрут газеты». Такие пророчества сейчас очень популярны. Даже такие позитивные факторы, как привычка людей к бумаге, типографской краске, тактильным ощущениям и комфортному чтению, сводятся к тому, что после смены нынешнего поколения прекратится и эпоха печатных СМИ.

Но, несмотря на существующие такие негативные факторы влияния на традиционные СМИ как конкуренция со стороны интернета и дальнейшее совершенствование электронных носителей, постоянное увеличение цены на печатные издания, смены модели медиа-потребления и всеобщее (масштабное) снижение интереса к чтению, эксперты прогнозируют сохранение отдельных видов изданий, прежде всего журналов. Так, например, шеф-редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова считает, что с







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.029 с.)