ТОП 10:

Национальной безопасности, пути решения



Проанализировав различные мнения и рассуждения политиков и ученых нашего времени о проблеме миграции, можно заострить внимание на некоторых важных моментах этого вопроса. Является ли незаконная миграция столь широкой и масштабной проблемой современного мира? И может ли она угрожать национальной безопасности России и стран Европы?

Многие государственные деятели, политики, ученые, практики по-разному дают правовое определение мигрантам, но правильное, по-моему, пока не дал никто. С одной стороны миграция – это процесс переселения граждан одной страны в другую с целью поселения за границей на неопределенно длительное время. То есть мигранты в данной ситуации не являются угрозой для населения и государства, куда эти лица стремятся въехать для проживания.

Но если рассматривать это явление с обратной стороны, можно с уверенностью предположить, что для ряда европейских стран миграция выглядит как переселение лиц, в большинстве случаев, большими группами и на дальние расстояния, посредством нарушения правил въезда на территорию иностранного государства или правил пребывания в нем с целью незаконного осуществления трудовой деятельности. Рассматривая вопрос с этой позиции, вывод напрашивается сам: миграция – это негативный фактор, ухудшающий социальное положение иностранного государства и развивающий криминогенное положение в нем. Из-за этого и проявляется негативное отношение к переселенцам (эмигрантам), которое и порождает угрозу национальной безопасности в лице террористов. С моей точки зрения, речь идет уже не о беженцах и вынужденных переселенцах, а о лицах, которые умышленно незаконным путем проникли в иностранное государство. Таким образом, первая категория лиц приобретает статус политических мигрантов, а последние становятся незаконными мигрантами. А это не одно и то же.

Почти каждая страна так или иначе знакома с миграцией, и практически везде она не ограничивается, хотя и несет за собой ряд серьезных проблем, таких как «резиновые дома» или «утечка мозгов» (drain- brain). Например, в английском законодательстве по существу нет каких-либо ограничений на выезд из страны. Формально для этого не требуется визы или паспорта. Однако, поскольку без паспорта нельзя попасть в другую страну, все британские граждане, выезжающие за рубеж, получают этот документ через министерство внутренних дел. Ограничения на выезд в определенных случаях накладываются решением суда [1, с.108]. В ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах также говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную». Но в Пакте даются и основания, по которым государства могут ограничивать эмиграцию в законодательном плане.

В июне 1963 года по результатам проведения сессий Ватиканского собора была опубликована энциклика Иоанна XXIII «Paceminterris», содержание которой заключалось в следующем: «Каждый человек имеет право на свободное передвижение в политическом сообществе, гражданином которого он является; он имеет также право ездить за границу по разным причинам и мотивам и там оставаться временно или постоянно. Никакая принадлежность к тому или иному политическому сообществу не может помешать ему это сделать, ибо человек является гражданином мирового сообщества». Впервые эмиграция была провозглашена как неотъемлемое право человека в папской энциклике.

Что же является причиной миграции, которая перерастает в столь масштабную проблему и вызывает негативные последствия? По мнению многих авторов, факторы, вызывающие эмиграцию можно подразделить на объективные и субъективные. Например, А.И. Федорако положил в основу категоризации ряд аспектов.

1.Объективные факторы:

а) выталкивающие факторы в странах происхождения мигрантов:

бедность, голод, низкий уровень жизни и заработной платы, перенаселение развивающихся стран, высокий уровень безработицы, экологические катастрофы, войны, конфликты, преследования и т.п.;

б) притягивающие факторы в странах назначения: более высокий уровень жизни и оплаты труда, огромные потребности экономик развитых и активно развивающихся стран в трудовых ресурсах, возможности трудоустройства, безопасность, дефицит собственных трудовых ресурсов в развитых странах, благоприятные природно-климатические условия и т.п.;

в) информационные: информационные технологии, Интернет, средства массовой информации;

г) коммуникативные факторы: развитость транспортного сообщения между странами, снижение затрат на транспорт и связь.

2. Субъективные факторы:

а) психологические установки, ценностные ориентации;

б) наличие потребностей: стремление трудоустроиться, улучшить свое материальное состояние, самореализоваться, познакомиться с миром, повысить уровень образования, воссоединение семьи и т.п.;

в) наличие личных контактов за рубежом, миграционного опыта и др. [5].

Стоит согласиться с данным мнением, так как факторы являются теми самыми условиями, воздействующими на человека при принятии им решения о миграции. А причины – это то, что непосредственно подталкивает человека на принятие того или иного решения, то есть это своего рода результат взаимодействия объективных и субъективных факторов.

Представляется целесообразным выделить самое главное из вышеперечисленных аспектов. С моей точки зрения, фундаментальной причиной незаконной миграции нашего времени является неравенство ряда государств в экономической сфере, которая сопровождается отсутствием возможности трудоустройства, низкой заработной платой и тем самым вызывает недовольство граждан страны. Конечно же, исключать военный фактор, вызывающий причину ряда эмиграций, также не следует, поскольку нынешнее положение некоторых европейских государств находится в «плачевном» состоянии, так как миграция вызвала угрозу национальной безопасности в лице террористов. Но все же экономический фактор является значительной причиной миграции. Страны с развивающейся экономикой, высоким уровнем жизни и дефицитом собственных трудовых ресурсов всегда были привлекательны для мигрантов.

Зачастую иностранные граждане в целях легального въезда используют различные туристические визы для дальнейшего незаконного пребывания на территории иностранного государства.

Незаконная миграция – это общественно опасное, развивающееся в ускоренных темпах явление, сопровождающееся рядом негативных факторов, которые угрожают интересам национальной безопасности. В системе данного явления можно выделить:

· нелегальную миграцию и незаконное пересечение Государственной границы иностранного государства;

· общеуголовную преступность мигрантов;

· организованную национально-этическую преступность мигрантов;

· терроризм;

· наркобизнес;

· торговлю людьми [2].

Необходимо рассмотреть и статистику данного явления, к примеру, в России. По данным МВД, за январь – июль 2006 г. нелегальными мигрантами в России было совершено 33,5 тыс. преступлений, что на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2005 г. Ежегодно, минуя систему государственного контроля, мигранты стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. Объем денежных средств, переводимых ежегодно мигрантами из России, вырос в 2 раза [4, с.1]. По приблизительным подсчетам, на территории Российской Федерации на сегодняшний день находятся примерно 10 млн. иностранных граждан, 21% из которых превысили срок законного пребывания. То есть эти лица, возможно, работают нелегально, соответственно, не платят налоги.

Общее количество протоколов, составленных сотрудниками территориальных органов ФМС России об административных правонарушениях правил пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации за восемь месяцев 2012 г. составило почти 533,5 тыс. (в 2011г. – почти 650 тыс.). [3].

Практически вся основная масса нелегальных эмигрантов, прибывая в страну, соглашается с любыми условиями, но по истечении некоторого времени они начинают считать, что в их отношении поступают нечестно и для них закрыты многие возможности. И со временем это волнение и недовольство приобретает масштабный характер, который несет в себе элементы преступности.

Некоторые политологи предлагают ряд мер, которые могли бы помочь решить проблему незаконной эмиграции.

Например, член Совета Федерации ФСРФ Капура М.М. считает, что наиболее эффективными станут меры, основанные на скоординированной политике группы государств. Некоторые другие считают, что миграционная политика нашего времени не соответствует национальным интересам России и других стран. Граждане же страны полагают, что необходимо приглашать в страну всех, кто хочет стать гражданином РФ, и заселять ими отдаленные места, окраины, села и т.п.

Во-первых, прежде чем бороться с незаконными мигрантами на территории своего государства и пытаться их выдворить, необходимо взглянуть на ситуацию, которая протекает в их стране, и попытаться помочь им. Решить проблему можно и на внутригосударственном уровне посредством повышения уровня жизни граждан, выровняв экономическое положение страны, увеличив рабочие места и т.д., чтобы население не сбегало. Если же не получается этого сделать, необходимо усилить паспортно-визовый контроль на государственной границе и в целом охрану государственной границы. И, исходя из реальных возможностей иностранного государства, попытаться трудоустроить мигрантов, чтобы в дальнейшем они смогли принять участие в социально-экономической жизни данного государства. И со временем каждый желающий сможет стать полноценным гражданином государства, в котором он пребывает.

 

Список литературы

1. Анисимов Л. Н., Колосов Ю.М. Эмиграция и гражданство // Советское государство и право. – 1989. – № 5. – С. 108 –115.

2. Джафаров С. А. Национальная безопасность России (аспекты: гражданство, иностранцы, транснациональная незаконная миграция). М., 2007.

3. Егорова Е. Ю. Нелегальная миграция в России // Миграция в России, 2000– 2012: в 3 т. Т. 1, ч. 1. – М., 2013. – С. 735–743.

4. Капура М. М. «Проблема незаконной миграции и возможные пути её решения» // Журнал «Право и безопасность». Номер - 1-2 (22-23), Июль 2007. – С. 3.

5. Федорако А. И. Миграция населения: понятие, причины, последствия// Журнал международного права и международных отношений. – 2012. – № 4. – С. 3–11.

 

 

Толстов Петр Валерьевич,

ИГМУ, лечебный факультет,

второй курс, студент,

Борисов Игорь Альбертович,

заведующий кафедрой философии

и социальных наук, к.ф.н ,доцент

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.007 с.)