Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный фанатизм и радикализация сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Всеохватный кризис западной цивилизации выражается не только в неравномерности производства и потребления материальных благ и угрозах экологических катастроф в масштабах планеты. Нарушение природных и социокультурных системных контуров и балансов в западном мире тесно связано с его заражением, «в самой вирулентной форме», рационалистическими идеями о противоборстве человека и окружающей среды, стремлением к жесткому контролю над ней, главенстве принципов экономического детерминизма, индивидуализма и фетишизации технологий (1). Становление ориентации на безграничное потребление значительно усугубило ситуацию. Прежде всего, кризисные явления охватывают сферу личностной и социальной идентичности, ценностей, потребностей и мировоззрения. «Отвержение совести и веры вписывается в политику, в жизненный опыт, в международные проблемы, в стратегические завоевания. Это тревожное состояние человеческого бытия, неотвратимо снабженное силой раздробить мир на мелкие кусочки определяется универсальной способностью человечества покончить с самим собой. Как сдержать, вразумить, парализовать человеческую бомбу? Некогда терроризм вызывал целый букет тщательно продуманных мер – полицейские репрессии, экономические и социальные предосторожности. Сегодня вызов, не признающий границ, обращен здесь и теперь к разумному обоснованию нашей жизни, к нашим надеждам на выживание и нашей отваге перед лицом смерти» (2, с. 247). Индикаторами глубины системного кризиса современного общества могут быть признаны рост экстремистских и террористических проявлений, эскалация насилия и нетерпимости. При этом фанатизм является неотъемлемой составляющей экстремизма и терроризма. Мы полагаем, что справедлива точка зрения на экстремизм как выраженный в действии фанатизм, соотносящийся с экстремизмом как внутреннее с внешним. «Экстремизм не самостоятелен, ему необходимо питание, и питание происходит за счет фанатизма, а фанатизм, в свою очередь, не самодостаточен, ему необходимо во что-то выливаться, воплощаться» (3, с. 128), что и осуществляется с помощью экстремистских и террористических актов. В настоящее время не осталось и следа той «слабой надежды», о которой несколько десятилетий назад упоминал Н. Аббаньяно, что «феномен терроризма сам исчерпает себя в рамках более или менее короткого отрезка времени» (4, с. 164). В последние годы процессы радикализации сознания, лежащие в основе рекрутинга новых членов экстремистских организаций, преодолели барьер локальных и межэтнических конфликтов и превратились в мощную силу, создающую угрозу человечеству. Отрицать связь менталитета общества потребления и эскалации фанатических группировок в мире не позволяют факты. Без четкого понимания природы фанатизма и причин стремительного роста его влияния на мировой арене невозможно планирование стратегий борьбы с его проявлениями, разработка мер профилактики экстремизма, терроризма и радикальных религиозных течений. Поэтому социально-философское осмысление феномена современного фанатизма имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Почвой фанатичного сознания становится опыт масс, который выстроен по стандартным шаблонам и избегает философствования, обращения к экзистенциальной глубине, как лишенного практически-полезного смысла. «Масса снимает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее,... жить – это вечно быть осужденным на свободу, вечно решать, кем ты станешь в этом мире» (5, с. 312). Фанатичное сознание вырастает в условиях массового рационализирующего сознания, которое служит для него питательным субстратом. Между человеком, «умеющим держать себя в бытии» и фанатиком обязательно присутствует слой конформной массы людей, выбирающих добровольно право на зависимость, право на духовное рабство. Именно в этом слое, придерживающемся преимущественно витальных ценностей и потребностей, может дать ростки фанатичная идеология. Причем идеология парадоксальная – порожденная кризисом настоящих бытийных ценностей, сама же бытийные ценности отвергающая, но провозглашающая цели достижения лучшего, справедливого мира. В последнее время «могущество бесчеловечности» приобретает характер тотальной угрозы. Радикализация сознания будущих фанатиков идет различными путями: ей способствуют исходные психологические черты личности, социально-экономические условия среды ее жизни, прочность социальных контактов, и прежде всего, реализованность высших потребностей, дающая смысл существования в гармонии с миром. Так, например, общим в мировосприятии фанатиков, выбирающих для себя будущее джихадиста, является разрыв социальных связей, чувство личностной ущемленности, унижения и жажда реванша (6). При этом неважно, реальна ли ситуация несправедливости, или она предстает таковой лишь в восприятии субъекта, в любом случае она служит пусковым крючком процессов радикализации. В основе фанатизма с психопатологической точки зрения находится замкнутый круг невротической зависимости: недостаток доверия к себе порождает недостаток доверия к миру, следовательно, невозможность конструктивной реакции на меняющиеся жизненные и коммуникативные условия. Отсюда следует два варианта – обходной, рационализирующий сценарий нападения и такой же объективирующий шаблон избегания. Таким образом, психологические «поломки» являются предпосылками двух типов фанатизма – агрессивно-мессианского антисоциального и «избегающего», асоциального. Бесстрашие фанатика на самом деле мотивировано глубинным страхом. Страх побуждает его «заморозить», закрепить в понятных и постоянных формах социальные институты, духовную жизнь, отношения между людьми и вообще – культуру. Конформность, свойственная невротическому субъекту, движется потребностью в принадлежности, аффилиации. Вера и ценности в фанатичном сознании сливаются в единую, негибкую структуру, которая может функционировать ценой огромных энергетических затрат, обеспечиваемых с помощью воли. Формируется семантический ряд: фанатичная вера – ценность – сверхценная идея – установка сознания – усечение иерархии ценностей и потребностей – поведение. Таким образом, в центре структуры фанатичного сознания находится сверхценность – идея, символ, вербальный образ, заключающий в себе концентрированные смыслы, актуальные для личности, которые видятся ею как решение ее глубинных неосознаваемых конфликтов. С точки зрения проецирования в окружающий мир они дают фанатику «путеводную нить» по избавлению его от сложности принятия решений, восприятия многообразия и парадоксальности мира. Фанатичная вера есть отражение фанатичного недоверия реальности. С помощью фанатичной веры отрицаются очевидные факты и предпочитаются иллюзии (7). Разрыв фанатичной веры с действительностью, иными словами, «недоверие реальности» выражается в сверхценностном отношении к своим идеям относительно мира. Эти жесткие, заданные наперед идейные шаблоны блокируют получение информации от других людей и из окружающей среды. Фанатик, отличающийся радикализмом, считает свое мнение истиной в последней инстанции, которое вполне может воплощаться в жизнь за счет жизней других людей. При этом фанатично-радикальную личность совершенно не волнует тот факт, что большинство членов общества не разделяют такую позицию. Из этого следует вывод, что большинство «неправо», имеет разлагающее влияние на общество и должно быть подчинено, либо остановлено любой ценой (8). Фанатичное сознание дуалистично: оно обязательно подразделяет мир на «мы» и «они». В ходе развития общества это разделение наблюдалось всегда, способствуя внутригрупповой консолидации, выработке этнической, территориальной, конфессиональной, лингвистической и иных идентичностей. Без разделения «мы» и «они» не сформировалась бы этнокультурное разнообразие человечества. Человек в современности сталкивается с тем же разделением мира на «мы» и «они», как и на заре становления человечества. В разных социокультурных сообществах данное противопоставление имеет специфику: в догосударственных этнических образованиях представлены минимальные возможности для продуктивной межкультурной коммуникации, взаимного обмена глубинными, бытийными смыслами, поскольку «они» воспринимаются как конкурирующая общность, и более широко – как пространство враждебной среды. Тем не менее, данное явление имеет этноконсолидирующее значение, которое сплачивает членов сообщества, способствует формированию традиций, общего поля сознания «мы». Именно к данному периоду относятся предания о борьбе с врагами, которые обязательно принадлежат к чуждым (реальным или мифологическим) сообществам. Потеря значимости противопоставления «свой» – «чужой» происходит в эру формирования наций, когда этноцентризм слабеет, личность приобретает «голос» и права, возможность выбора идентичности. Выход за пределы этничности в таком контексте рассматривается как предпосылка формирования толерантного сознания (9). Но «выход за пределы» своих этнических традиций, мировоззренческих моделей, культурной памяти ведет не к толерантности, а к утере личностью своих корней, «безразличной толерантности», равнодушию и попустительству фанатикам. Поэтому эволюция сознания предполагает расширение его горизонтов с сохранением живой сердцевины – народной культуры, традиций, и сопровождается построением пространства диалога. Названные социокультурные тенденции имеют общий, «рамочный» характер, поскольку обретение индивидуальным личностным сознанием полноты возможно на любом уровне общественного развития, так и проявления фанатизма обладают приблизительно одинаковой частотой на уровне этноса и нации, а также в глобализационную эпоху. Фанатизм выходит за рамки простой дифференциации «своих» и «чужих»: ин-группа («мы») вместо позитивного отношения в умеренном варианте приобретает статус богоизбранности, эталона нравственности и чистоты, аут-группа («они») наделяется всеми возможными негативными проекциями (безнравственность, грязь и разложение в помыслах, деструктивность). «Они»… «становятся не просто врагами, а воплощением космического зла, и мир не просто состоит из различных людей с их достоинствами и недостатками, но становится полем битвы между добром и злом, между светом и тьмой, поэтому уместна параллель между фанатизмом и манихейским мировоззрением (10). Фанатичное радикальное сознание формируется постепенно, и в этой постепенности есть шанс вовремя диагностировать начавшиеся изменения и вмешаться в данный процесс, пока он не стал необратимым. При этом вмешательство предполагает не только реализацию запретительных стратегий, – в дополнение к ним должен быть привлечен арсенал образовательных, просветительских и психологических средств, воздействующий силой значимых для субъекта авторитетов. Таким образом, ни социально-экономические, ни правовые барьеры сами по себе не способны стать эффективным противодействием фанатизации сознания. Запретить его недостаточно – ведь фанатик «ждет» нападения на свою позицию, нуждается и в репрессиях и в ограничениях, чтобы актуализировать свой потенциал агрессии, встав на защиту сверхценной Идеи. Образно говоря, таким способом пытаясь потушить костер, можно лишь раздуть его пламя. Выход – в комплексном подходе, основой которого будет преодоление фанатизма через восстановление контакта человека с его собственной экзистенциальной глубиной.
Литература 1. Бейтсон Г. Корни экологического кризиса / Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. С.454 – 459. 2. Гуревич П. С. Новые темы философской антропологии (очерки). Очерк 1. Феномен деантропологизации человека //Личность. Культура. Общество. 2009. Вып.1. (№№ 46-47) С.236 -250. 3. Фельде В. Г. Виды экстремизма и типы его субъектов // ОНВ. 2013. № 5 (122). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vidy-ekstremizma-i-tipy-ego-subektov (дата обращения: 09.04.2016). 4. Аббаньяно Н. Человек: проект 2000. Краснодар, 2010. -188с. 5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс /Эстетика. Философия культуры. М.1991. – 335 с. 6. Яхьяев М. Я. Фанатизм и терроризм: общее и особенное //Исламоведение. – 2010. – №. 4 7. Marimaa K. The many faces of fanaticism //ENDC Proceedings. – 2011. – Т. 14. – С. 29-55. 8. Ellis A. Fanaticism that may lead to a nuclear holocaust: The contributions of scientific counseling and psychotherapy //journal of Counseling and Development. – 1986. – Т. 65. – №. 3. – С. 146-151. 9. Мельникова Л. В. Толерантность как сберегающий подход в современной культуре: дисс. канд. философ. наук – Тюмень, 2003. 10. Nystrom C. L. Immediate man: The symbolic environment of fanaticism //ETC: A Review of General Semantics. – 1977. – С. 19-34.
Шеметова Анастасия Александровна, аспирантка БГУ. Научный руководитель – профессор В. А. Туев
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.102.18 (0.013 с.) |