ТОП 10:

Бюрократизм как угроза национальной безопасности



 

Истоки современной ситуации с бюрократизмом лежат, по нашему мнению, в 90-х годах. Тогда команда радикальных либералов под руководством Бориса Ельцина пыталась в кратчайшие сроки ликвидировать хаос, который с огромной скоростью рос. Для этого в экстренном порядке жадно и бездумно копировались западные модели управления, основанные на другой – не комплиментарной для России – цивилизационной основе, которые при своем внедрении только усиливали неразбериху. Одновременно с этим часть госаппарата использовала традиционные советские схемы управления, которые корректировались в соответствии с новым курсом страны на построение дикого капитализма. И благодаря этим схемам страна сохраняла определенную устойчивость.

Результат творчества команды Ельцина – создание не имеющей аналогов в мире гибридной бюрократии, которую по праву можно поместить на первую строчку среди других бюрократических систем мира. В числе «лучших» качеств гибрида – огромная скорость роста, невозможность развития, антинациональная направленность, невиданный показатель аппетита, предельная коррумпированность и т.д. Почему ситуация ухудшается? Дело в том, что мировая экономика вынуждает всех игроков играть по определённым правилам, при этом, странам западной коалиции достаточно внести поправки в уже имеющиеся законы, и они в игре. Право на Западе, так же как это было в СССР, выполняет функцию регулятора общественных отношений. В ситуации же современной России, где с 90-х гг. восторжествовала ультралиберальная идеология, правовые институты превратились в инструмент для использования общественных благ в частных интересах.

Госаппарат, как и любая другая организация, стремится к самосохранению, но, в отличие от других структур, она имеет больше опыта и возможностей для того, чтобы не допустить свой роспуск. Чиновник, действуя в формате ультралиберальной идеологии, с целью сохранения своего места искусственно повышает значимость своего труда путем подзаконного нормотворчества и, как следствие, увеличения документооборота.

Итак, что мы имеем на сегодняшний день? Во-первых размеры нашей бюрократии (1,9 млн.) в несколько раз больше, чем у её предшественника (в СССР 0,7 млн.). Советская бюрократия управляла страной в 1,3 раза больше чем РФ. Во-вторых, сегодняшняя бюрократия стала самостоятельной, свободной от какой-либо официальной власти, которую она открыто игнорирует. В-третьих, бюрократизм ворует всё время как у руководителей всех уровней, так и у всех работников бюджетной сферы, делая невозможным творческое отношение к работе. Как итог – моральное выгорание, конфликтность, деградация человеческого капитала.

Все попытки решить этот вопрос на высоком уровне окончатся провалом, если в разработках не будут рассмотрены и услышаны все звенья цепочки госаппарата и мнение обычных граждан. Вот примеры того, на что государство может напрямую повлиять – конкретные поправки в законы.

Статья 57. Дисциплинарные взыскания. Глава 12. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Добавить в пункт 1 более суровые наказания (принудительные общественные работы, строгий выговор, лишения права занимать ЛЮБУЮ государственную должность на пожизненный срок, запрет выезда из страны сроком от 5 лет).

Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия. Глава 12. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

По нашему мнению, данная статья, в связи с особой содержательной базой, должна включать в себя следующие меры по ограничению чиновника, а именно – запрет на выезд из страны сроком от 10 лет, запрет родственникам занимать любые государственные должности сроком от 8 лет, списание всех средств с иностранных счетов чиновника и принадлежащих ему и его родственникам компаний. Данные запреты способны ликвидировать множество пороков сегодняшнего чиновничества.

Мы предлагаем также другие решения. В первую очередь создать закон, который ограничит создание «маленьких бюрократий», запретив школам, университетам, больницам заниматься любым нормотворчеством, обеспечив для них всё то, чего в последние годы им сильно не хватает – работы с людьми, а не с бумагой. Для медицины мы предлагаем следующий закон, думаем, подобную структуру нужно применить к закону о нормотворчестве в образовании:

Закон «О нормообразовании и структуре министерства здравоохранения»

1. Ограничивает количество заполненных бумаг:

- для каждого врача в отдельности;

- для каждого чиновника в отдельности;

- для каждого работника администрации.

2. Определяет строгую иерархию, требования, нормы для «чиновника нового здравоохранения» (ЧНЗ):

- устанавливает структуру министерства здравоохранения РФ;

- устанавливает структуру министерства здравоохранения субъектов;

- закрепляет требования и нормы как для федерации, так и для регионов.

3. Ограничивает работу сторонних организаций:

- устанавливает полномочия для представителей ОМС;

- определяет наказание за превышение установленных полномочий (предыдущий пункт);

- утверждает полномочия правоохранительных служб в сфере административной деятельности;

- утверждает полномочия правоохранительных служб в сфере лечебной деятельности.

4. Принимается сроком на 5 лет. По истечении срока возможны внесение поправок.

5. Регулирует финансирование здравоохранения:

- исключается работа ОМС в качестве посредника;

- определяется индекс ежегодного повышения расходов на здравоохранения сроком на 3 года;

- отменяет право понижать затраты на здравоохранение в течение 5 лет.

Есть также уже имеющийся закон, который регулирует сферу госзакупок.

Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

В связи с трудностью внесения каких-либо поправок предлагаем изменить главу 3 (Осуществление закупок) в соответствии с новой схемой закупок, включающей только 3 участника (департамент закупок, завод изготовитель /даже иностранный/, региональное министерство). Наша схема исключает привлечение посредников и, как следствие, уменьшение бумаготворчества на 50-55% (в зависимости от региона), а также, возможно, осуществляется полная ликвидация мошеннических схем в сфере госзакупки.

В последующем можно заняться разработкой конкретного, новейшего свода требований и указаний для государственного аппарата. Займёт это не один год, но зато это облегчит жизнь не только государству, но и большинству самих чиновников, уставших от постоянных отчётов в разные новоизобретённые инстанции. Между тем заняться разработкой поправок, которые будут ограничивать дальнейший рост бюрократизма с одним очень важным условием – чиновники не должны стать предметом осуждения и увольнения; единственное, чем должно заниматься государство – это исправлением своей структуры с последующим улучшением и модернизацией составных частей. Наиболее сильный эффект от предстоящей работы возможен, если правительственные СМИ займутся разработкой видеороликов, тематических передач, обучающих чиновников профессиональной этике, культуре и т.д. Видеоматериалы позволят быстрее донести до слушателя то, что в нашей стране начались глобальные изменения в сфере бюрократии. Такой ход, несомненно, произведёт впечатление на огромную аудиторию, которая в дальнейшем сыграет важнейшую роль в реформировании бюрократического аппарата и вывода страны на качественно новый политико-экономический уровень в мире.

Возможно, миллионную армию чиновничества можно перебросить из политической в экономическую сферу, создав институт государственных предпринимателей.

Ключевые статьи для ограничения нормотворчества в образовании:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов.

- слово «иных» нужно исключить, т.к. неопределённость в законе порождает увеличение создания ненужных бумаг в неисчисляемых количествах. Поправка ограничит бюрократизм на 20-60%(в зависимости от образовательного учреждения)

<…>

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

- оформление и расторжение договоров должно перейти на уровень министерства, т.к. нынешнее положение обязывает создавать собственный отдел кадров, а с ним и бухгалтерию. Данная поправка снизит обмен бумаг на30-40%.

<…>

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.

- дополнить понятие «индивидуальный» с целью сузить количество бумаг, описывающих многие стороны освоения образовательных программ. Данная поправка уменьшит нагрузку на преподавательский состав, особенно в школах. Ожидаемое сокращение бюрократии 35-50%.

<…>

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

- нормативные акты для университетов должны быть едиными и разрабатываться только на уровне Министерства образования

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

- нормативные акты для университетов должны быть едиными и разрабатываться только на уровне Министерства образования

В заключение мы хотели бы привести цитату В.И. Ленина из его статьи «Лучше меньше, да лучше», которая сохраняет свою актуальность и по сей день:

«Дела с госаппаратом у нас до такой степени печальны, чтобы не сказать отвратительны, что мы должны сначала подумать вплотную, каким образом бороться с недостатками его, памятуя, что эти недостатки коренятся в прошлом, которое хотя перевернуто, но не изжито, не отошло в стадию ушедшей уже в далекое прошлое культуры. Именно о культуре ставлю я здесь вопрос, потому что в этих делах достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки. А у нас, можно сказать, хорошее в социальном устройстве до последней степени не продумано, не понято, не прочувствовано, схвачено наспех, не проверено, не испытано, не подтверждено опытом, не закреплено и т. д. Иначе и не могло быть, конечно, в революционную эпоху и при такой головокружительной быстроте развития, которая привела нас в пять лет от царизма к советскому строю».

 

 

Филиппов Роман Леонидович,

студент группы ЭЖД 1-12-1,

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный

университет путей сообщения», г. Иркутск







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.009 с.)