Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт генерал-губернаторства в Приангарье в 1822-1917 годы: основы кадровой политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Меллем Анастасия Васильевна. Иркутский государственный университет, исторический факультет, 4 курс. Руководитель: к.и.н, Шмидт С.Ф.
Введение института генерал-губернаторства как формы региональной власти в России было предопределено рядом факторов, среди которых наиболее важными стоит отметить расширение территориальных границ страны, необходимость властного контроля на местах, стремлением к эффективности управления на местах, а также исторически сложившейся, редко дающей «обратный ход» тенденцией к централизации власти. Крестьянская война 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва показала низкий уровень эффективности управления на местах, в связи с чем 7 ноября 1775 г. Екатерина II издала манифест «Учреждение для управления губерний Российской империи», который заложил основы административно–территориального управления России в имперский период (1). После упразднения провинций, территория страны была разделена на 40 губерний. Межуев Б.В. и Трифонов А.Г. отмечают, что генерал–губернатор занимался не только административными и судебными вопросами, но и выполнял функцию политического контроля (2). В компетенции генерал–губернатора входили надзор за полицией, тюрьмами и судами, контроль рекрутских наборов, социально – экономическое управление региона. Злобин Ю.П. в статье «Институт генерал–губернаторов в России в XVIII веке: становление и развитие» отмечает, что институт административного управления при Екатерине II был образчиком самодержавного традиционализма в системе управления Российской Империи во второй половине XVIII века (3). За 355 лет город Иркутск прошел уникальный путь от казачьего зимовья до развитого административного, экономического и культурного центра всей Сибири. Выгодное географическое положение способствовало тому, что в Иркутске концентрировались ключевые административные структуры, что и составило основу для формирования генерал-губернаторского корпуса Сибири. 26 января 1822 город Иркутск стал центром Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, которое включило в себя Иркутскую и Енисейскую губернии, Якутскую область, Охотское и Камчатское приморские управления. Главное управление Восточной Сибири стало основным управленческим органом (4). Широкий спектр полномочий, который толком не регламентировался законодательно, позволял генерал-губернатору концентрировать в своих руках все хозяйственные и политические решения, поэтому от личностных особенностей генерал-губернаторов во многом зависело развитие территории. В инструкции генерал-губернаторам конца XIX века четко указывалось, что «они главные блюстители неприкосновенности верховных прав самодержавия, пользы государства и точного исполнения законов и распоряжений высшего правительства по всем частям управления во вверенном им крае» (5). Выбор кандидата на пост генерал-губернатора – задача пусть и регионального, но стратегического значения, именно поэтому назначением занимался сам император. Важную роль при выборе кандидата играл послужной список претендента, а также его политическая благонадежность и верность идеалам империи. Стоит отметить, что большая часть генерал–губернаторов имела не только благородное (дворянское) происхождение, но и хорошее образование: кадетские корпуса (Броневский С.Б., Синельников Н.П., Анучин Д.Г.), специальные училища (Корсаков М.С., Фредерикс П.А.), Муравьев Н.Н. и Игнатьев А.П. были выпускниками Пажеского корпуса, Лавинский А.С. и Сулима Н.С. получили домашнее образование, которое в XIX веке считалось достаточно престижным. Стоит отметить, что военное образование играло важную роль в продвижении по карьерной лестнице, встроенной в бюрократическую вертикаль Российской империи. Средний срок нахождения генерал–губернатора на должности составлял около 6 лет, но встречаются и «долгожители» на государевой службе, которые более 10 лет управляли Восточно-Сибирским генерал-губернаторством. Это Лавинский А.С., сыгравший огромную роль в устройстве управления Нерчинских сереброплавильных заводов, и Руперт В.Я., который оказал содействие созданию Сиропитательного дома и Банка имени купцов Медведниковых. Прецедент, когда генерал-губернатор находился в должности менее года, всего один. Сулима Н.С. управлял регионом 9 месяцев, после чего в марте 1834 стал командиром отдельного Сибирского корпуса и генерал-губернатором Западной Сибири. Успешная военная служба в первой половине XIX в. стала для многих карьерным лифтом, способствующим продвижению на должность генерал–губернатора. Уровень социальной мобильности был очень низок, вертикаль власти достаточно закрыта, поэтому именно попадание в военную систему становилось для многих заветным билетом в бюрократический аппарат административно–территориального управления. Стоит отметить, что некоторые генерал–губернаторы до назначения на должность принимали участие в реальных военных кампаниях: Сулима Н.С. (герой Отечественной войны 1812 года), Броневский С.Б. (в 1804 г. принял участие в Кабардинском поход), Руперт В.Я. (участвовал в Турецкой кампании 1811 года, сражался при Кульме). Именно через такой социальный институт как армия, многие смогли добиться высокого положения в обществе и заслужить доверие монархов, без чего в то время продвижение по карьерной лестнице было невозможным. Специфика политических процессов на восточных «окраинах» империи была связана с тем, что население Сибири было гетерогенным по своему составу, что несло в себе серьезные вызовы для управленческих институтов. Однако уникальность внутренней политики Российской империи заключалась, с одной стороны, в стремлении к административно–финансовой унификации территорий, но, с другой стороны, также учитывались многочисленные особенности пограничных регионов. Безусловно, сложные климатические условия, удаленность от центра, особый характер приграничной территории и нестабильная социально-экономическая ситуация требовали от генерал-губернаторов Сибири большой мудрости в принятии решений. Для большинства должность генерал-губернатора Восточной Сибири стала пиком управленческой карьеры (4). Многие после службы в Сибири были назначены в государственный совет, и только малая часть продолжала занимать должности управленцев на местах. Подводя итог, стоит отметить, что организация эффективного административно–территориального управления занимает особое место в истории России. Построение достаточно жесткой вертикали власти являлось первостепенной задачей для монархии, ведь именно политика на местах во многом определяла развитие регионов, а значит и государства в целом. Именно поэтому особое внимание уделялось кадровой политике. Несмотря на замкнутость и корпоративность административной системы, институт генерал-губернаторства Восточной Сибири является одним из показательных примеров вполне эффективной деятельности государственных управленцев Российской империи в XIX – начале XX в.
Список литературы: 1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. – С. 330. 2. Межуев Б.В., Трифонов А.Г. Генерал–губернаторство в российской системе территориального управления // Полис. Политические исследования. — 2000. — № 5. — С. 19–26. 3. Злобин Ю.П. Институт генерал–губернаторов в России в XVIII веке: становление и развитие [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ №4 (110). Омск: 2010. URL: http://vestnik.osu.ru/2010_4/1.pdf (дата обращения 20.03.2016). 4. Дамешек Л.М. Губернское управление Иркутском [Электронный ресурс] // Иркутск в панораме веков: Очерки истории города. Иркутск. 2003. URL: http://irkipedia.ru/content/gubernskoe_upravlenie_irkutskom_irkutsk_v_panorame_vekov_2004 (дата обращения: 03.04.2016). 5. Дамешек Л.М., Дамешек И.Л. Генерал–губернаторский корпус Сибири: социальный портрет [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. ун–та. История. 2014. №5 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/general–gubernatorskiy–korpus–sibiri–sotsialnyy–portret (дата обращения: 03.04.2016).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.82.90 (0.008 с.) |