Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История комсомольской организации ИркутскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
государственного университета в 1941-1945 гг. Актуальность темы работы определяется большим интересом к военному времени в связи с 70-летием Великой Победы, а также приближающимся 100-летием Иркутского государственного университета. Основой исследования послужили прежде всего материалы, хранящиеся в фондах Государственного архива Новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Это протоколы заседаний бюро иркутского областного комитета (обкома) ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи) и стенограммы пленумов. Данная работа представляет собой первую попытку изучить и систематизировать эти материалы. 1. Перестройка учебной и общественной работы университета в условиях военного времени К началу Великой Отечественной войны комсомольская организация Иркутского государственного университета имела двадцатилетний опыт работы со студентами и насчитывала 532 человека, в то время как всего в университете обучалось 894 студента и работало 105 человек профессорско-преподавательского состава. 23 июня 1941 года в Иркутском государственном университете им. Жданова состоялся многолюдный митинг. Выступили секретарь партийного бюро В.В. Перфильев, ректор профессор Н.С. Шевцов, преподаватели и студенты. Они выразили гнев и возмущение по поводу вероломного нападения фашистов и заявили о готовности «в любую минуту выступить с оружием в руках на защиту нашей любимой страны» (10, 1941 г. №149, стр. 2). Начало войны совпало с очередным выпуском студентов, вместе с дипломами об окончании университета почти каждый получил повестку о призыве в Красную Армию. Комсомольская организация госуниверситета оперативно отреагировала на требования военного времени. Первым делом под чутким руководством партийного бюро университета произошла перестройка учебной деятельности. В связи с полученным распоряжением «о переходе на трехлетние учебные планы в целях ускоренного выпуска специалистов» (11, стр. 90) решили «насытить программы материалами оборонного и народнохозяйственного характера» (12, стр. 52). Число преподавателей университета и студентов заметно уменьшилось, «возникли немалые трудности с топливом, электроэнергией, оборудованием» (12, стр. 52). Совместно с фольклорным отделом Иркутского музея была создана фольклорная агитационно-пропагандистская бригада в составе преподавателей и студентов историко-филологического факультета, с целью сбора образцов «нового фольклора, отражающего… гражданские чувства народа, поднимающегося на борьбу со смертельным врагом» (10, 1941 г. №158, стр.4). В политико-воспитательной работе со студентами, проходившей под руководством партийных организаций и кафедры марксизма-ленинизма, на первое место выдвигались волновавшие студентов вопросы о текущей войне. Проводились доклады, лекции, семинары, теоретические конференции. 2. Деятельность комсомольской организации университета в соответствии с постановлениями бюро Иркутского обкома ВЛКСМ в первые годы войны Основной задачей студентов-комсомольцев, конечно же, была отличная учеба. Помимо этого, большое внимание уделялось общественной работе. Особую активность проявляли агитаторы университета, которые на протяжении всей Великой Отечественной войны проводили пропагандистскую работу среди населения, объясняя важность и значимость военного займа, денежно-вещевой лотереи, сбора теплых вещей, металлолома и т.д. Большинство агитаторов госуниверситета, «являясь инструкторами ПВХО (противовоздушной и химической обороны), проводили занятия среди домохозяек» (2, стр. 132). Также два раза в неделю они читали газеты, рассказы и очерки «о боевых эпизодах на фронте» (10, 1941г. №257, стр. 2). Студенческие комсомольские бригады госуниверситета отправляли в колхозы в период сева и уборки урожая, в рыболовецкие колхозы, на промышленные предприятия и на ремонт железнодорожных путей. Комсомольцев профессионально обучали работе на сельскохозяйственной технике. Студенты госуниверситета «ходили на воскресники на ЦЭС, где работали на разгрузке угля. Иногда приходилось работать до 5-6 часов утра. После краткой передышки вновь шли на лекции… в воскресные дни работали на лесопильном заводе» (12, стр. 71). К сентябрю 1941 г. 65 студенток Иркутского университета закончили курсы медсестер. Некоторые из них «сразу же после сдачи экзаменов обратились в военкомат с просьбой отправить их на фронт» (11, стр. 91). Уже на третий месяц войны в Иркутске стали появляться первые госпитали для раненых солдат Красной Армии. Университетский коллектив за короткий срок в 1942 году оборудовал два отдельных подшефных госпиталя (палаты и комнаты для отдыха). «Были собраны настольные игры, посуда, предметы санитарии и гигиены, письменные принадлежности» (12, стр. 68). К открытию госпиталя из числа студентов и работниц университета были подобраны доноры, медицинские сестры, дружинницы-санитарки, прошедшие специальные курсы. По переноске раненых работала мужская студенческая бригада. По поручению партийного бюро 32 агитатора провели в госпитале беседы и чтение художественной литературы для раненых. В ноябре 1941 г. Иркутское аптекоуправление обратилось в госуниверситет «с просьбой помочь в заготовке мха-сфагнума, который применяется как перевязочный материал» (11, стр. 91). Группа студентов собрала 15 возов мха. Широкий размах приобрело обучение военному делу среди студентов и преподавателей госуниверситета. «Один из военно-учебных пунктов г. Иркутска был предназначен полностью для научных работников. Военные занятия проходили в кружках по подготовке пулемётчиков, миномётчиков, гранатомётчиков» (12, стр. 67). Еще в начале войны созданная группа самозащиты университета вскоре выдвинулась в число одной из лучших, так она характеризовалась в передовой статье «Восточно-Сибирской правды» от 9 сентября 1941. Уже к ноябрю 1941 года преподаватели и студенты университета внесли в фонд обороны СССР 30 155 рублей и «436 теплых вещей» (12, стр.69). Активистам среди учащихся высших учебных заведений было также поручено оказывать «помощь семьям военнослужащих» (1, стр. 207): собирать топливо, вещи, обувь, проводить ремонт и отопление квартир, помогать в устройстве на роботу и определении детей в сады, школы и прочее. Каждую зиму проводились профсоюзно-комсомольские лыжные кроссы. Тренировки должны были «проходить на реке 2-3 раза в неделю по 2-3 часа» (8, стр. 24), при этом соблюдалась «строжайшая воинская дисциплина» (8, стр. 24). В 1942 году молодых комсомолок направили на работу на железнодорожный транспорт, в количестве «505 человек» (2, стр. 23). Также была объявлена мобилизация комсомолок на работу в органы пожарной охраны НКВД (Народного комиссариата внутренних дел) (2, стр.166). Фольклорной агитационно-пропагандистской бригадой проводились выступления на предприятиях «со сказками, сказаниями, легендами, сказами и песнями народов Советского Союза о Ленине и Сталине и Великой Отечественной войне» (10, 1942 г. №40, стр. 4). В апреле 1942 года обком ВЛКСМ постановил организовать военное обучение женской молодежи, «способных по состоянию здоровья носить оружие» (2, стр. 160). Были созданы комсомольско-молодежные подразделения, отделения, взводы и роты. Во внеучебные часы была организована массовая военно-физкультурная работа: «походы, прыжки, соревнования по бегу, метание гранаты, плавание, преодоления полосы препятствий и т.д.» (2, стр.161). Помимо этого, занимались «изучением винтовки, пулемета, гранаты» (2, стр.161). 25 апреля на заседании обкома было отмечено, что «работа комсомольцев-агитаторов госуниверситета за последнее время значительно улучшилась» (2, стр.181. Однако наряду с этим бюро обкома отмечало «неудовлетворительное состояние массово-политической работы в самом университете. Об этом говорит факт плохого роста самой организации. За весь период учебного года, начиная с октября 1941 года, в комсомол принято 8 человек, несмотря на наличие большой базы роста. Дисциплина отдельных комсомольцев неудовлетворительна, зачастую не выполняются комсомольские поручения. Имеется целый ряд фактов неуспеваемости среди комсомольцев» (2, стр. 182). Также была отмечена недостаточно организованная «агитационная работа в общежитиях» (2, стр. 182) и в некоторых случаях недейственность агитаций, в связи с тем, что они не строились «на конкретных примерах жизни нашей страны» (2, стр. 182). 3. Комсомольская организация университета во время коренного перелома в войне с ноября 1942 г. по конец 1943 г. Во время коренного перелома в Великой Отечественной войне ВЛКСМ встретил свое 25-летие. Были проведены торжественные комсомольские собрания, выступления с докладами о комсомоле. Начала свою работу школа комсомольского актива, для проведения занятий в которой были задействованы преподаватели вузов, в том числе госуниверситета. С декабря 1942 года в Иркутском государственном университете действовало оборонно-спортивное общество «Наука», в составе которого было 12 секций. Не прекращались военное обучение комсомольцев и мобилизация их на фронт. Комсомольцы также регулярно поддерживали связь с фронтовиками, отправляли им подарки и дружественные письма. Помимо этого, силами комсомольцев и молодёжи была организована работа «по ремонту и стирке обмундирования для бойцов Красной Армии» (3, стр.54). Между комсомольскими организациями было организовано социалистическое соревнование на лучшее выполнение этой работы. В 1943 году демобилизованные по ранению фронтовики начали свое обучение в госуниверситете. 4. Комсомольская организация университета на освободительном этапе войны с января 1944 г. по май 1945 г. В начале июня 1944 года за всестороннюю помощь фронту университет получил благодарность Верховного Главнокомандующего. В телеграмме И.В. Сталина говорилось: «Прошу передать научным работникам, студентам и сотрудникам Иркутского госуниверситета им. Жданова, собравшим 41 750 рублей деньгами и 142 175 облигациями госзайма на строительство танка, – мой братский привет и благодарность Красной Армии» (10, 1944 г., № 113, стр. 1). 19 декабря «указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в подготовке специалистов для народного хозяйства и культурного строительства орденом Трудового Красного Знамени награжден ректор университета профессор Н.С. Шевцов» (11, стр. 98). «Этой же награды удостоился и профессор М.М. Кожов. Многие преподаватели и научные работники получили за самоотверженную работу во время войны почётные грамоты, а также другие награды» (12, стр. 98). К тому времени студенты и преподаватели госуниверситета также оказывали помощь в восстановлении освобожденных от немецких захватчиков советских территорий. Для восстановления учебных заведений Донбасса Иркутский государственный университет им. А.А. Жданова выделил «250 экземпляров книг специальной горнотехнической литературы и часть оборудования для физической лаборатории» (10, 1944 г. №6, стр. 2). В январе 1945 года бюро обкома ВЛКСМ решило «во второй половине февраля, во время зимних каникул провести областной семинар комсомольского актива вузов по организации политико-воспитательной работы и практическим вопросам работы комсомольских организаций» (7, стр. 4), а «в апреле 1945 года провести областную олимпиаду художественной самодеятельности студентов высших учебных заведений» (7, стр. 4). Примечательно, что «на городских смотрах художественной самодеятельности госуниверситет занимал первое место» (12, стр.72). С мая по июнь 1945 года по решению ЦК ВЛКСМ все комсомольцы получили «нагрудные значки членов ВЛКСМ» (6, стр. 101). Последняя военная сессия вызвала необычайный энтузиазм у студентов. Решением Совнаркома (Совета Народных комиссаров) СССР при Московском и Иркутском университетах для студентов-отличников и активистов общественной деятельности были учреждены «по три ежемесячных стипендии» (10, 1945 г. № 109, стр.2) имени видного деятеля Коммунистической партии А.С. Щербакова, в предвоенные годы бывшего секретарем Иркутского обкома ВКП(б). Зачислены на стипендию были «три студента-отличника: И. Кузнецов (3-й курс историков), Г. Федорова (3-й курс филологов), И. Якубова (2-ой курс историков)» (10, 1945 г. № 109, стр. 2). Уже в 1944-1945 гг. постепенно начала восстанавливаться численность комсомольской организации госуниверситета. «В военные годы университет выполнил свою основную роль – готовить специалистов для народного хозяйства, культуры и просвещения страны. За 1941-1945 гг. было выпущено 687 специалистов» (12, стр. 58). Комсомольская организация университета также подводила итоги своей работы за военные годы. Активист комсомольской работы С.Е. Никулина так вспоминала о буднях военного времени: «Комсомольская организация университета в годы Отечественной войны была немногочисленной, но сплоченной. Все большие и малые дела членами комсомола выполнялись одинаково аккуратно и точно. Главной задачей комсомольской молодежи была отличная учеба. Слушали лекции в холодных аудиториях, неделями не снимали пальто и отогревались только в фундаментальной библиотеке, где ежедневно занимались студенты всех факультетов. В общежитии холод и часто не было света, но это нисколько не мешало комсомольцам учиться хорошо и отлично. Комсомольская организация жила той беспокойной, кипучей жизнью, которая свойственна молодежи при выполнении больших и малых дел» (12, стр. 71).
Список использованных источников и литературы:
1. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 254 2. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 273 3. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 274 4. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 300 5. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 326 6. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 5. Д. 73 7. ГАНИИО. Ф. 185. Оп. 5. Д. 123 8. ГАНИИО. Ф. 393. Оп. 6. Д. 233 9. ГАНИИО. Ф. 393. Оп. 6. Д. 254 10. Восточно-Сибирская правда [Электронный ресурс] // Хроники Приангарья: сайт. – Режим доступа: http://www.irabis.irklib.ru/Scripts/irbis64r_61/cgiirbis_64.exe?C21COM=S&P21DBN=HRONP&I21DBN=HRONP&S21ALL=%3C.%3EI=%D0%92781%3C.%3E&S21FMT=fullwebr&S21REF=1 (дата обращения 20.05.2015) 11. Гольдфарб С. Иркутский Государственный университет: Хроника событий: 1918-1998 / С. Гольдфарб, Н. Щербаков. – Иркутск: Агентство «Комсомольская правда – Байкал», издательство Иркутского университета, 1998. – 304с. 12. Иркутский Государственный университет им. А. А. Жданова: краткий исторический очерк / под ред. В.Г. Фридман. – Иркутск: издательство Иркутского университета, 1978. – 170 с.
Михалёва Яна Алексеевна, студентка БГУ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.52.108 (0.01 с.) |