Группы участников «Учёные» и «Представители медицины». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группы участников «Учёные» и «Представители медицины».



Функции участников этих групп очевидна. Кому как не учёным и медикам рассказывать о достижениях современной науки и медицины. Их громкие звания и учёные степени внушают зрителю значимость их комментариев, и уж тем более их достоверность.

Эти звания и степени заслуживают отдельного «разговора». Люди мало связанные с наукой слабо разбираются в этих научных иерархиях, а уж тем более ничего не понимают в различного рода научных организациях. Сегодня существует огромное число различных исследовательских институтов и академий, создающихся специально в манипулятивных целях, которые выдают учёные степени созвучные, учёным степеням официальной науки. Но неподготовленный зритель видит звания доктор наук, академик, профессор, а какой уж там организации ему не так важно. Тем более, что часть исследователей – зарубежные учёные, где свои организации.

Справедливо отметить, что не все представители группы «учёные» осознанно участвуют в манипулятивной системе. Некоторые из них, например, лауреат нобелевской премии Курт Вютрих сам стал своего рода жертвой манипуляции. Он принял у себя съёмочную группу, попросившую дать интервью о воде для научно-популярного фильма. В итоге, авторы фильма использовали лишь три коротких реплики учёного, подставив их в контекст манипулятивного акта.

Отметим, что из восемнадцати ученых и медиков двенадцать иностранные. Такой интернационализм объясняется тем, что среди россиян бытует высокий уровень доверия к зарубежной науке и медицине. Но и оставлять фильм без представителей отечественных исследователей нельзя. Во-первых, российская принадлежность части учёных делает научную теорию ближе к зрителям. Помимо абстрактных зарубежных лабораторий, они видят названия хорошо знакомых городов. Во-вторых, так как манипуляция направлена на извлечение денежных средств у российских потребителей, то эффективнее продавать товары от лица местных разработчиков, чем от лица дистрибьюторов, представляющих интересы зарубежных компаний. То есть, учёным доверяют больше, чем «торгашам».

Группа «Религиозные деятели».

В этой группе авторы фильма собрали представителей всех основных религий, бытующих среди населения России. Это говорит о ответственном подходе манипуляторов к разноконфессиональности российского населения. Функция участников этой группы подтвердить религиозную составляющую поддержки продвигаемой научной теории.

Абсолютно все участники данной группы стали частью манипулятивной системы неосознанно. Это видно из данных ими комментариев, где каждый рассказывал о роли воды внутри своей религии. Вырванные из контекста интервью фразы авторы подставили в контекст своих манипулятивных актов. Либо рассуждения или религиозные сказания использовались в качестве косвенных доказательств своей научной теории. Ну и с точки зрения здравого смысла, сложно предположить, что публичные религиозные деятели сотрудничают с такого рода шарлатанами.

Использование реконструкций экспериментов для подтверждения выдвинутых научных тезисов.

Ничто не подтвердит рассказанное лучше, чем возможность увидеть это своими глазами. Поэтому почти каждый научный тезис в фильме сопровождается видеореконструкцией эксперимента, этот тезис подтверждающего. Естественно, для отображения эксперимента на экране совсем не обязательно, чтобы этот эксперимент работал. Телевизионные технологии позволяют его сфальсифицировать, а рядовой зритель вряд ли сможет его повторить, особенно если в большинстве из них используется некая структурированная вода, которую из-под крана не нальёшь, а также устройства непонятного типа.

При демонстрации экспериментов часто используются различные графики, построенные в неизвестных координатах, графические изображения на мониторах ПК, так как они имеют большое манипулятивное воздействие на человека, как и цифры. При описании применяется сложная научная терминология, непонятная обычному человеку, а порой и учёному. Зачастую из результатов экспериментов делаются нелогичные выводы, а их описание не позволяет понять что именно в них исследуется, но тем не менее эксперименты имеют огромный эффект в подтверждении данной теории в сознании зрителей.

Использование мифов, сказаний, историй и цитат великих людей для косвенного подтверждения научной теории.

Использованию такого рода приёмов в манипулятивных технологиях посвящено много литературы. И авторы этого фильма активно их используют. Эти приёмы применяются как в области религии, древней истории, так и описывают события или байки сравнительно недавнего прошлого. Не исключено, что некоторые из историй, сфабрикованы или искажены самими манипуляторами, но не могут быть проверены.

Религия – как инструмент манипулятивного воздействия.

Некоторые аспекты использования религии в манипулятивных целях в данном фильме выше уже были описаны – это использование комментариев духовных деятелей и религиозных сказаний. Так же в фильме затрагивается тема различных религиозных обрядов, таких как молитва, крещение и т.п., и установок. Религиозная тема прослеживается на протяжении всего фильма и заслуживает отдельного исследования.

 

Приёмы речевого манипулирования

Конечно же, отдельного подробного изучения требует один из самых обширных разделов психологического воздействия – речевое манипулирование. Его приёмы присутствуют если не в каждом предложении, то в каждом микроблоке точно.

Перечислим некоторые группы приёмов речевого манипулирования, которые присутствуют в исследуемом фильме.

1) Паралогические риторические приёмы: неправомерные аналогии, создание комплексной эквивалентности, бездоказательные утверждения, сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий, соединение в качестве однородных членов предложения логически несопоставимых понятий, подмена тезиса.

2) Нарушение постулата количества (Высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. Высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.): плюрализация, генерализация сторонников точки зрения говорящего, неопределённость при названии деятеля или действия, эллиптические сравнения.

3) Стилистические приёмы - риторические приёмы, основанные на прагматически мотивированном отклонении от языковой нормы: метафора, нагромождение терминов, коннотация

4) Речевая агрессия.


Заключение.

В процессе разработки данной темы был изучен ряд литературы по теории манипуляции массовым сознанием, откуда была выделена общая структура манипулятивного воздействия. Далее после подготовки эмпирического материала было произведено исследование лженаучного фильма «Великая тайна воды» на предмет манипулятивных технологий.Было установлено наличие психологического воздействия манипулятивного характера на протяжении всего фильма. В результате анализа этого воздействия была выявлена комплексная манипулятивная система, отвечающая всем признакам манипуляции.

Далее, в целях выявления направлений дальнейших, исследований, были рассмотрены различные элементы этой системы, такие как этапы манипуляции, мишени манипулятивного воздействия, его приёмы и др. В результате, можно выделить темы детальных исследований для более подробной разработки темы «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»»:

1) Структура манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды»». Здесь будут подробно исследоваться цели, средства, этапы, инструменты и тактики манипулирования, как элементы структуры манипулятивной системы.

2) Социальные последствия манипулятивного воздействия на общественное сознание в фильме «Великая тайна воды».

3) Формирование и выбор мишеней манипулятивного воздействия в фильме «Великая тайна воды».

4) Использование религии в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды».

5) Использование мифов, историй и сказаний в манипулятивных целях в фильме «Великая тайна воды».

6) Использование реконструкций научных экспериментов в фильме «Великая тайна воды».

7) Использование приёмов речевой манипуляции в фильме «Великая тайна воды». Очень объёмная тема, поэтому нуждается в дополнительном дроблении.

8) Мнение компетентных лиц, как приём манипуляции в фильме «Великая тайна воды».

9) Визуальные образы в системе манипулирования общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды».

10) Звуковой ряд в системе манипулирования общественным сознанием в фильме «Великая тайна воды».

Работа имеет «разведывательный» характер, её результаты будут использованы в качестве «векторов» исследований в научном труде на тему «Манипулирование общественным сознанием в лженаучном фильме «Великая тайна воды»», который планируется выступать, в качестве моей квалификационной работы на соискание степени магистра.


Список литературы.

1. Бредемайер К. Чёрная риторика: власть и магия слова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

2. Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.

3. В защиту науки. Бюллетень №3. М.: «Наука», 2008.

4. В защиту науки. Бюллетень №5. М.: «Наука», 2009.

5. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и Public Relations. Программы-консультанты. Спб.: Бизнес-пресса, 2002.

6. Давид М.В. Публицистическая деятельность академика Э. П. Круглякова в борьбе с лженаукой в современных СМИ. Дипломная работа, 2009.

7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 2000.

8. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ [Электронный ресурс] // С. А. Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zel.htm.

9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо-Пресс, 2001.

10. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Изд-во «Наука», 2007.

11. Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране: кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Медиаскоп. – Режим доступа: http://mediascope.ru/node/290.

12. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги. М.: «Наука», 2001.

13. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 2. М.: «Наука», 2006.

14. Кругляков Э.П., «Учёные» с большой дороги - 3. М.: «Наука», 2009.

15. Метод семантического манипулирования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.librero.ru/article/7t7/metod_cemanti4eckogo_manipulirovania.htm.

16. Полукаров В.Л. и др. Телевизионная и радиовещательная реклама.

17. Рубанов В. А. Влияние СМИ на формирование интеллектуального потенциала общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=155470 (26.05.07).

18. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приёмы в рекламе. М.: ИЦК «Март», 2004.

19. Средства массовой информации России. - М., 2005.

20. Топорков А. Мифы и мифология в современной России // Неприкосновенный запас. – 1999, № 6.

21. Хазагеров Т.Г. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994.

22. Хлопкинс К. Научная реклама. М.: Эксмо, 2007.

23. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). М.: Изд-во АСТ, 2001.

24. Штепа В. И. Научная журналистика в сегодняшнем мире [Электронный ресурс] // RELGA. - 2007, № 05 (150). - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1754&level1=main&level2=articles.

25. Шубина И.Б. Основы драматургии и режиссуры рекламного видео. М.: ИЦК «Март», 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.019 с.)