Власть» (Возможность влияния на принятие властных решений). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть» (Возможность влияния на принятие властных решений).



Фактор учитывает не только формальное право отдавать распоряжения подчиненным, но и косвенную возможность влиять на принятие властных решений. Поэтому речь идет не только о «больших генералах» или «капитанах индустрии», в фактическом подчинении которых оказываются большие массы людей.

Здесь необходимо иметь в виду не только политическую власть, но и с власть духовную. Практически во все времена с теми, кто имел возможность влиять на умы, считались даже монархи. Более того, власть над человеческой совестью и над умами часто конвертировалась в политическую.

Может быть, самый известный пример – это римские первосвященники: Папа не был государем, но в его власти было влиять и на политику крупнейших европейских держав. числиться в друзьях великих французских просветителей, Вольтера, Руссо, Дидро и пр., считали за честь монархи Европы. Знаменитые деятели культуры и сегодня оказывают сильнейшее влияние на политиков, включая Генеральных секретарей и Президентов. Таким образом, в действительности к принятию властных решений оказываются причастными и многие из тех, кто далек от коридоров государственной власти.

Один из самых красноречивых примеров — письмо Эйнштейна американскому президенту.

Это письмо было отправлено 2 августа 1939 года президенту США Франклину Делано Рузвельту. Его инициаторами и авторами большей части текста были физики-эмигранты из Венгрии Лео Сцилард, Юджин Вигнер и Эдвард Теллер. Письмо обращало внимание президента на то, что нацистская Германия ведет активные исследования, в результате которых может вскоре обзавестись атомной бомбой.

Эйнштейн о письме Рузвельту

Мое участие в создании ядерной бомбы состояло в одном-единственном поступке. Я подписал письмо президенту Рузвельту, в котором подчеркивал необходимость проведения в крупных масштабах экспериментов по изучению возможности создания ядерной бомбы. Я полностью отдавал себе отчёт в том, какую опасность для человечества означает успех этого мероприятия. Однако вероятность того, что над той же самой проблемой с надеждой на успех могла работать и нацистская Германия, заставила меня решиться на этот шаг. Я не имел другого выбора, хотя я всегда был убежденным пацифистом.

Подписи великого ученого хватает на то, чтобы дать старт одной из самых грандиозных программ – «Манхеттенскому проекту», результатом которой был взрыв атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки.

Образование».

Фактор учитывает не только собственное образование носителя статуса, но и его способность сообщить образовательный статус своим детям. Поэтому статус человека с университетским дипломом, который в состоянии дать высшее образование своим детям, выше статуса простого обладателя диплома.

Почести, престиж»

Фактор учитывает степень доступ к наградам и почестям.

Народный артист (художник, учитель...). Лауреат, Кавалер ордена, профессор, академик — все это относится к разряду почетных наград и отличий, значимость которых раскрывается в том, что перед их обладателями открывается дополнительный кредит со стороны общества.

В том числе и кредит со стороны интегральной инфраструктуры потребления и воспроизводства. Так, например, обладатели статусных позиций даже при равных доходах имеют возможность лечиться у других врачей, обслуживаться другими портными, обеспечить своим детям бюджетное место в наиболее престижных университетах и т.д.

Без этого обстоятельства, которое ставит их в преимущественное положение перед другими членами общества, значимость фактора сводится к нулю. Так, многие почетные награды и звания в СССР и РФ значат гораздо меньше, чем это следует из их статутов. «Ветеран труда», «Ветеран ВОВ» многие вещи имеют только на бумаге...

Дополнительные критерии стратификации

Род занятий

Иерархия слоев, групп не исчерпывается степенью доступа к перечисленным благам. В число цивилизационных ценностей входят и многие другие, доступ к которым ставит человека на ту или иную стратификационную ступень.

Университетский профессор и вор «в законе»; банковский воротила и дворник...

Определенные стратификационные отличия существуют и в рамках одной профессии. Например: нейрохирург и проктолог. Оценочная аура, которая окружает профессию, не одна и та же даже в том случае, если проктолог получает много больше нейрохирурга.

Горное дело. Для человека, закончившего Горный институт в Петербурге, казалось бы, естественна работа в шахте. Но о том, кто и через десять лет после выпуска работает под землей, коллеги отзываются с неодобрением. Нормально развивающаяся карьера должна приводить специалиста в отделы управления, человек же, который продолжает регулярно спускаться под землю,— неудачник.

Национальность

В эпоху политкорректности не принято говорить о ней. Но вот пример.

Эйнштейн:

По всем критериям человек относится к самым высоким позициям. Но он — еврей, а в Германии приходит к власти Гитлер. И вот он чуть ли не на дне социальной стратификации и оказывается вынужденным покинуть страну.

Русская революция.

Причины, которые привели в революцию евреев обусловлены неудовлетворенностью статуса (статусной несовместимостью). Высокий по всем параметрам, он делает их изгоями по статье «национальность». Именно протест против их отторжения обществом влечет за собой противопоставление себя оскорбившему их обществу.

Разумеется, это не объяснение, но в общей мозаике ответа — весьма крупный и контрастный осколок смальты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

Примеры стратификации

Студент Академии художеств:

— «Престиж» — выше среднего.

— «Возможность влияния на общество» (Власть) — практически отсутствует.

— «Образование» — формально выше среднего (фактически зависит от личности).

— «Доходы» — отсутствуют.

Князь Трубецкой В.С. (записки кирасира).

— «Престиж» — выше некуда.

— «Власть» — статус высокий (много выше среднего).

— «Доходы» — незначительны. Не позволяют поступить в Преображенский или Кавалергардский полки. Вынужден идти в Конногвардейский.

— «Образование» — среднее. Так себе...

Князь, не рисуясь, говорит о том, как он сдавал экзамен на офицерский чин.

Князь Трубецкой Владимир Сергеевич (записки кирасира).

За свою практику ловкий и наблюдательный Басевич [капитан, натаскивавший «вольноперов» на сдачу офицерского экзамена. — Е.Е.] изучил как свои пять пальцев всех экзаменаторов Николаевского училища. Он знал уже безошибочно, какие вопросы они будут задавать и какие ответы они любят слышать на эти вопросы. Готовил он нас именно это имея в виду. Помню, когда некоторые путаные истины бывали для нас не совсем ясны, и кто-нибудь из нас просил у него объяснений, Басевич очень цинично отвечал: «Да вы что, юноша, или на самом деле всерьез хотите учиться?!.. Нет, родной мой, я всерьез не учу... Я учу вас втирать очки! Запомните это... Вам наука не нужна, а вам нужно только сдать экзамен. Если хотите учиться наукам — поступите в училище и учитесь там два года... Да-с, я же за два месяца научить вас наукам не могу. А вот как втереть очки на экзамене — это моя специальность. Так вот, юноша, то, что вы меня сейчас спрашиваете — есть праздное любопытство с вашей стороны, так как не было еще случая, чтобы экзаменатор N спросил бы это на экзамене...[169]

В общем, князь проходит мимо образования, и если бы не общая культура, не жизненный опыт, не знания, накопленные впоследствии, то так бы и остаться ему недоучкой, обладателем низкого образовательного ценза. Но вместе с тем это не мешает ему занимать высокие позиции в социальной стратификации, и, если бы не революция, его жизнь сложилась бы совсем по-другому.

Эйнштейн.

— «Престиж» — выше некуда.

— «Возможность влияния на общество» — много выше среднего.

— «Доходы» — высокие.

— «Образование» — выше некуда.

— «Национальность» — еврей. А в Германии у власти Гитлер...

 

Таким образом, практическая стратификация показывает, что однозначного отнесения личности к высшему, среднему, или низшему сословию не получается. Речь может идти только о результирующей действия всей суммы факторов.

Это объясняется тем, что живая личность вообще не является субъектом социальной структуры. В социологическом смысле это только набор статусов.

Но вместе с тем мы получаем весьма подробную картину, изобилующую подробностями и полутонами. Именно эти подробности и полутона, при обобщении достаточно большого статистического массива, и дают возможность детально стратифицировать общество.

 

Это обстоятельство говорит о том, что в едином социальном пространстве личность оказывается непредставимой в виде точки. Она как бы «размазывается» в объеме, точные границы которого не поддаются определении. Только ядро, в качестве которого выступает ключевой статус (совокупность ключевых статусов), может быть точно локализовано; полное «облако» его «электронов» (сопутствующих статусов) локализации не поддается.

Поэтому представления П.Сорокина о стратификации личности это подобие античных взглядов на неделимые элементы социального мира. В его модели атомом социальной структуры выступает личность. В современных представлениях атомом предстает статус.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.014 с.)