ТОП 10:

Суньцзы. Искусство войны. Древний Китай (ок. 500 г. до н.э.).



Суньцзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Суньцзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Суньцзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его». Он спрашивал Суньцзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов.

Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке». Суньцзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца». Правитель сказал: «Согласен». Суньцзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно». Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок». Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись.

Затем Суньцзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Суньцзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся.

Суньцзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача».

[Затем] Суньцзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Суньцзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя.

Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их».

Суньцзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их].

Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Суньцзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».

 

Здесь мы видим, может быть, самую суть темы:

1. Все статусы выстраиваются в определенную иерархическую систему. В приведенном примере это: император — военачальник — военный командир — рядовой. При этом важно понять, что система никогда не исчерпывается только линиями подчинения, но включает в себя и отношения «сочинения», т.е. взаимодействия равных статусов. Совокупность «сочиненных» статусов играет столь же важную роль, как и отношения подчинения.

2. Содержание статусов: права и обязанности военачальника, права и обязанности военных командиров, права и обязанности рядовых, права и обязанности императора. Отметим главное: Содержание статуса неотменимо собственным действием его обладателя.

3. Персонализация статуса: статус может быть сообщен любому человеку (даже женщине). Но это положение нельзя абсолютизировать, ибо оно обязано корреспондироваться с личными характеристиками (личным, социобилогическим статусом) того, кому он сообщается.

4. Человек и статус. Статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как живые обладатели статуса могут меняться друга. Черты характера человека не имеют отношения к статусу. Но вместе с тем статус требует известных качеств (знания, опыт, особенности психологии); кроме того, личный статус чаще всего служит условием обретения социального.

5. Социальные отношения: связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения только через людей – носителей статусов. В свою очередь, люди связываются между собой только как носители статусов; каждое социальное взаимодействие — это взаимодействие статусов. Правда, все это справедливо только для социальных отношений; отношения же личные (любовь, дружба, ненависть...) определяются не статусами, но другими измерениями человека, которые выходят за рамки социологии.

6. Статусное поведение: человек обязан вести себя так, как предписывает статус. Люди связываются между собой как носители статусов. И здесь основа конфликта: статус требует известных качеств, но человек, которому он присвоен, может не обладать ими.

СТАТУСНЫЙ НАБОР (ПОРТРЕТ) ИНДИВИДА

(По Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов).

Содержание статуса составляют права и обязанности. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами.

Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век.

Полная совокупность статусов дает социальный портрет человека. Перечислив все основные (социальные и личностные), статусы и дополнив их эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точное статусное описание человека, которого уже не спутаешь ни с каким другим.

Вместе с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у чело века одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы.

СИСТЕМА СТАТУСОВ







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.007 с.)