Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суньцзы. Искусство войны. Древний Китай (ок. 500 г. до н.э.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Суньцзы по имени У, был родом из царства У. Он преуспел в военной стратегии, но жил вдали от двора, поэтому простые люди не знали о его способностях. У Цзысюй, будучи сведущим, мудрым и проницательным, знал, что Суньцзы может проникнуть в ряды врага и уничтожить его. Однажды утром, когда он обсуждал военные дела, он рекомендовал Суньцзы семь раз. Правитель У сказал: «Раз вы нашли оправдание, чтобы выдвинуть этого мужа, я хочу видеть его». Он спрашивал Суньцзы о военной стратегии и каждый раз, когда тот выкладывал ту или иную часть своей книги, не мог найти достаточных для похвалы слов. Очень довольный, правитель спросил: «Если возможно, я хотел бы подвергнуть вашу стратегию маленькой проверке». Суньцзы сказал: «Это возможно. Мы можем провести проверку с помощью женщин из внутреннего дворца». Правитель сказал: «Согласен». Суньцзы сказал: «Пусть две любимые наложницы вашего величества возглавят два подразделения, каждая поведет одно». Он приказал всем тремстам женщинам надеть шлемы и доспехи, нести мечи и щиты и выстроиться. Он обучил их военным правилам, то есть идти вперед, отходить, поворачиваться налево и направо и разворачиваться кругом в соответствии с боем барабана. Он сообщил о запретах и затем приказал: «С первым ударом барабана вы должны все собраться, со вторым ударом наступать с оружием в руках, с третьим построиться в боевой порядок». Тут женщины, прикрыв рот руками, рассмеялись. Затем Суньцзы лично взял в руки палочки и ударил в барабан, отдавая приказания три раза и объясняя их пять раз. Они смеялись, как и прежде. Суньцзы понял, что женщины будут продолжать смеяться и не остановятся. Суньцзы был в ярости. Глаза у него были широко открыты, голос подобен рыку тигра, волосы стали дыбом, а завязки шапочки порвались на шее. Он сказал Знатоку законов: «Принесите топоры палача». [Затем] Суньцзы сказал: «Если инструкция не ясна, если разъяснениям и приказам не доверяют, то это вина полководца. Но когда эти инструкции повторены три раза, а приказы объяснены пять раз, а войска по-прежнему не выполняют их, то это вина командиров. Согласно предписаниям военной дисциплины, каково наказание?» Знаток законов сказал: «Обезглавливание!» Тогда Суньцзы приказал отрубить головы командирам двух подразделений, то есть двум любимым наложницам правителя. Правитель У взошел на площадку, чтобы наблюдать, когда двух его любимых наложниц собирались обезглавливать. Он спешно отправил чиновника вниз с приказом: «Я понял, что полководец может управлять войсками. Без этих двух наложниц пища мне будет не в радость. Лучше не обезглавливать их». Суньцзы сказал: «Я уже назначен полководцем. Согласно правилам для полководцев, когда я командую армией, даже если приказы отдаете вы, я могу выполнять». [И обезглавил их]. Он снова ударил в барабан, и они двигались налево и направо, вперед и назад, разворачивались кругом согласно предписанным правилам, не смея даже прищуриться. Подразделения молчали, не осмеливаясь взглянуть вокруг. Затем Суньцзы доложил правителю У: «Армия уже хорошо повинуется. Я прошу ваше величество взглянуть на них. Когда бы вы не захотели использовать их, даже заставить пройти через огонь и воду, это не составит трудностей. Их можно использовать для приведения Поднебесной в порядок».
Здесь мы видим, может быть, самую суть темы: 1. Все статусы выстраиваются в определенную иерархическую систему. В приведенном примере это: император — военачальник — военный командир — рядовой. При этом важно понять, что система никогда не исчерпывается только линиями подчинения, но включает в себя и отношения «сочинения», т.е. взаимодействия равных статусов. Совокупность «сочиненных» статусов играет столь же важную роль, как и отношения подчинения. 2. Содержание статусов: права и обязанности военачальника, права и обязанности военных командиров, права и обязанности рядовых, права и обязанности императора. Отметим главное: Содержание статуса неотменимо собственным действием его обладателя. 3. Персонализация статуса: статус может быть сообщен любому человеку (даже женщине). Но это положение нельзя абсолютизировать, ибо оно обязано корреспондироваться с личными характеристиками (личным, социобилогическим статусом) того, кому он сообщается. 4. Человек и статус. Статус является частью социальной структуры и существует долгое время, тогда как живые обладатели статуса могут меняться друга. Черты характера человека не имеют отношения к статусу. Но вместе с тем статус требует известных качеств (знания, опыт, особенности психологии); кроме того, личный статус чаще всего служит условием обретения социального. 5. Социальные отношения: связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения только через людей – носителей статусов. В свою очередь, люди связываются между собой только как носители статусов; каждое социальное взаимодействие — это взаимодействие статусов. Правда, все это справедливо только для социальных отношений; отношения же личные (любовь, дружба, ненависть...) определяются не статусами, но другими измерениями человека, которые выходят за рамки социологии. 6. Статусное поведение: человек обязан вести себя так, как предписывает статус. Люди связываются между собой как носители статусов. И здесь основа конфликта: статус требует известных качеств, но человек, которому он присвоен, может не обладать ими. СТАТУСНЫЙ НАБОР (ПОРТРЕТ) ИНДИВИДА (По Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов). Содержание статуса составляют права и обязанности. Они могут быть писаными и неписаными (формальными и неформальными). У всех или у большинства профессий существует формальное определение статуса, которое фиксируется в должностных инструкциях. У пассажира метро также существуют формально закрепленные права и обязанности. Однако в современном обществе у значительной части статусов содержание формально не фиксируется, а представляет собой совокупность закрепленных традиций, конвенциональных (условных) норм. Права и обязанности гостя мы знаем не из формальных инструкций, а из жизненного опыта. Большинство прав и обязанностей мужа и жены закреплены традициями, а не юридическими законами. Любой человек обладает множеством статусов, и в каждый момент времени в зависимости от окружающей нас обстановки какой-то из статусов может доминировать над остальными: в домашней обстановке вы – сын или дочь, а в учебной аудитории – студент или студентка. В течение нашей жизни мы утрачиваем одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретаем другие (студент-первокурсник). Когда мы теряем какой-либо статус, освобождаем какую-либо позицию в обществе, то на наше место приходит новый чело век. Полная совокупность статусов дает социальный портрет человека. Перечислив все основные (социальные и личностные), статусы и дополнив их эпизодическими, существующими краткое время, мы получим точное статусное описание человека, которого уже не спутаешь ни с каким другим. Вместе с появлением человека на свет появляются как минимум три группы статусов: пол, возраст, родство. К примеру, ребенок мужского пола, сын. К тому же он определенной расы, внутри которой – национальность. В течение жизни у чело века одни статусы будут оставаться постоянными (например, национальность, пол), а другие изменятся. Он перейдет из статусной группы детей в возрастную категорию подростков, взрослых, пожилых и стариков. Может измениться здоровье. В любом обществе есть совершенно здоровые, относительно больные и инвалиды. Ясно, что у инвалида диапазон социальной активности в этом смысле более ограниченный. У здорового мужчины и инвалида совершенно разное положение в обществе, разные права, обязанности и возможности получить другие статусы. СИСТЕМА СТАТУСОВ
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.179 (0.008 с.) |