Простой советский человек» как особая разновидность номенклатуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простой советский человек» как особая разновидность номенклатуры



Причем одновременно с этим формировались «династии» и привилегии «знатных рабочих», «знатных хлеборобов», новая «народная интеллигенция», никак не связанная с либерально-революционной, развалившей Россию в начале столетия. Другими словами, номенклатура советского общества не может быть ограничена только сферой высшего чиновничества, кругом наиболее выдающихся деятелей науки, культуры, искусства. Она включает в себя представителей всех слоев, всех видов деятельности: герой-летчик (первые Звезды Героя Советского Союза вручены летчикам), герой пограничник (Карацюпа), герой-полярник, орденоносец-артист, орденоносец-ученый.

Но и простые рабочие и колхозники находят здесь свое место: Алексей Стаханов, Паша Ангелина.

Эти фигуры становятся знаковыми, на их подвигах и достижениях воспитывают новое поколение. Вокруг них создается новый культ «беззаветного служения». И нельзя сказать, что этот культ не приносит своих плодов.

Впрочем, примером служит не только сам подвиг, но и награда за него. Литература, искусство рисуют нам примеры того образа жизни, который отличает номенклатуру «простых советских людей», выделяет ее из народных масс. В то время, как вся страна жила в коммунальных квартирах, избранным властью «лучшим представителям», знаковым фигурам в каждом виде деятельности создавались царские по тем представлениям условия жизни.

Маяковский. «Рассказ о вселении литейщика Ивана Козырева в новую квартиру (1928):

Я пролетарий. Объясняться лишне.

Жил, как мать произвела, родив.

И вот мне квартиру дает жилищный,

мой, рабочий, кооператив.

Во — ширина! Высота — во!

Проветрена, освещена и согрета.

Все хорошо. Но больше всего

Мне понравилось — это:

Это белее лунного света,

удобней, чем земля обетованная,

это — да что говорить об этом,

это — ванная...

Культура соц. реализма о личности нового типа

Пименов Ю.И. «Новая Москва» (1937 г., Третьяковская галерея): нарядный умытый город, нарядные люди, красивая женщина (она показана со спины, но угадывается и молодость, и красота, и изящество) в шикарной машине...

Кинофильмы того времени показывают жизнь простых рабочих, учителей и т.п. Но в каких квартирах!.. «Коммуналки» в советском кино появляются только в эпоху «оттепели».

«Поваренная книга» 1952 г. — это настоящее произведение полиграфического искусства. Собранные в ней рецепты блюд и красочные иллюстрации советской культуры питания — это красноречивый документ эпохи.

Культура того времени рисует картину того, чего достоин новый человек нового строя, создает красивую иллюзию того, что в будущем ожидает всех, но пока доступно лишь «лучшим из лучших»...

Однако «лучшие из лучших» — это, как правило, такие же, как все, вот только отобранные по так называемой «разнорядке». Распределение всех символов, служащих пропуском в иную жизнь (орденов, почетных званий...) обязано отражать социальный срез общества. То есть в известных пропорциях представлять всех: рабочих, крестьян, интеллигентов, партийных, беспартийных, мужчин, женщин... Поэтому бригадир строителей, слесарь, избиравшиеся членами ЦК КПСС — это пусть и экзотические, но вполне оправданные господствующей идеологией фигуры.

Недовольство советской властью породило стереотип представления том, что в номенклатуру попадали только худшие. Такое уже было. Кстати, не только в России: идеология восставшей против монархии Франции рисовала нравственными чудовищами аристократов. Что же касается нашей интеллигенции то ею виделись в царях и министрах злейшие враги трудового народа. Вот так и перестроечное сознание мазало черными красками всех, кто служил советской власти, и обеляло вчерашних злодеев… Сегодня мы демонизируем весь депутатский корпус, все чиновничество. Разумеется, здесь многое от политической «злобы дня», от обыкновенной зашоренности сознания. В действительности отбор и в Советском Союзе предусматривал и деловые, и нравственные качества человека. Но все же прежде всего каждый должен был пройти самый строгий анкетный отбор.

Огромный разрыв в образе жизни номенклатуры и рядовых граждан оплачивался страхом. Речь идет о страхе репрессий, действительно, постоянном – на работе, дома, даже во сне.

XX съезд КПСС стал для номенклатуры освобождением от этого страха. Это сняло практически все ограничения в ее самоорганизации и в самообеспечении. Если во времена Сталина еще действовали какие-то ограничения для партийного и советского чиновничества, то теперь оно становится полностью закрытой, никем не контролируемой кастой.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотренная выше эволюция личности — это эволюция «героя», человека, способного принять на себя ответственность за судьбы общества и сознающего свое право устанавливать свой порядок в нем. Именно эти люди определяют вектор развития, окрашивают историю в цвета своей индивидуальности.

Субъект истории — это не только цезари и наполеоны. Это все, в ком общество видит пример для подражания, некий идеал человека, воплощение лучших его качеств.

— Олимпийский герой, герой-воин, герой-патриот;

— Христианский подвижник, подлежащий канонизации миссионер;

— Герой-рыцарь, отстаивающий идеал справедливости и добра;

— Герой-аристократ, аккумулирующий заслуги своего рода и формирующий тип всей современной ему культуры;

— Культурный герой, основатель новых отраслей экономики, науки, искусства.

Но есть субъект истории, а есть и объект его деятельности.

Есть историческая типология «героя», а есть и общая типология всего людского массива, составляющего общество.

Основные типы личности современного общества

В западной социологии выделяются следующие основные типы личности современного общества.

Властный человек

Все ценностные формы жизнедеятельности он ставит на службу своим властным устремлениям. Для него познание — средство осуществления власти. Наука ему нужна не для установления истинности, объективности, а для выгоды, для реализации его властных устремлений. Он ориентируется на те области знания, которые помогают управлять людьми в соответствии с его собственными планами. Для теоретического человека высший закон — истина, для властного — власть высшая ценность.

Отношения между политикой и экономикой: богатство (материальное, финансовое) — мощное средство достижения власти. Для политического человека эстетическое — также лишь средство осуществления его целей. Иногда на первый план у него выходит не рациональный расчет, знание обстоятельств, а безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты: завоевание, переустройство мира и т.д. Это пограничный тип между властным и эстетичным (к нему относились многие завоеватели).

Выделяются два типа политиков.

— Чистый политик — занят исключительно реализацией своих целей, если это даже противоречит воле остальных.

— Политик «вождь», «отец», «фюрер» осчастливливает людей самим фактом своего правления.

Экономический человек

Во всех жизненных ситуациях и отношениях он ориентируется на полезность. Для него все становится средством поддержания жизни, удовлетворения его потребностей, образа жизни. Он экономит материю, энергию, пространство, время, чтобы извлечь максимум полезного для своих целей.

Ему нужны знания только несущие конкретную полезность (технизация знаний). Эстетические ценности для него чужды, так как не обладают ценностью полезности. Экономический человек ассоциативен, то есть его основополагающая эгоистическая установка вступает в противоречие с альтруистской основой общинной жизни. Богатство для него это власть. Сначала он распространяет ее на природу и технические средства овладения ею, а затем на человека. Ему не чужды властные установки, и в большинстве обществ право частной собственности является конституирующим фактором политического порядка.

Теоретический человек

Для него познание — высшая форма деятельности, которая определяет характер всей жизни. Сущность познания для него — выявление предметности (объективности). Результатом познания становится взаимосвязь суждений, соединенных между собой согласно закономерностям системы (умозаключения).

Для «теоретика» все прочие ценности вторичны. Его активное поведение в сфере экономики блокировано изначальной теоретической установкой — полезности для него только идеала чистого познания, эстетические ценности для него не имеют особой значимости, так как трудно определить их объективность, их истинность.

Теоретик, будучи интеллектуалом, неизбежно становится индивидуалистом. Он не разделяет общинной жизни и общих настроений, мнений. В политической сфере он обладает мощным потенциалом, но не может его реализовать: так как он недостаточно ориентирован на конкретные действия, для него эта конкретика противоположность всеобщему. Теоретик силен в дискуссии, полемике, способен разрушать догмы. Просвещение предоставляется ему необходимым и достаточным инструментом прогресса.

В политике он стремится к радикализму, так как подменяет реальность с ее многообразной жизнью чистыми мыслительными понятиями. Теоретик — космополит, так как различие народов для него видится не столько в различиях структуры сознания, сколько в их социологических ориентациях.

В сфере мотивации интеллектуал стремится преодолеть аффекты. Он стремится и быть независимым от каких-то частных конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и повеления.

Эстетический человек

На каждом его жизненном отрезке силой, придающей ритм, настроения, переживания, выступает «душа». Все свои впечатления человек преобразует в деятельность, поведение. Эстет имеет малое отношение к наукам (за исключением наук о душе). Его способ познания природы не теоретический, а чувственный.

Эстетические ценности слабо связаны с экономическими. Эстетическое разрушается, если ему приписывается ценность иного порядка (техническая, моральная, ценность воспитания и др.). Эстетический человек не является общественным типом, он индивидуалист, его высшая форма эстетическо-социального отношения — эротика. Такой человек обладает интересом к власти, но не имеет механизма его реализации. Будучи по духовному складу индивидуалистом и аристократом, он занимает в политике либеральные или анархические позиции.

Социальный тип личности

Организующий принцип социального человека — любовь в ее религиозном смысле или альтруизме. Эта любовь противостоит объективности науки, находится в напряженных отношениях с экономическими подходами, ценностями к жизни. Отношения между социальными и эстетическими ценностями, как правило, не сталкиваются, но и не взаимодействуют.

В политических ценностях социальный человек может найти себя только в патриархальных политических системах, где проявляется дух братства и любви. В современных режимах главенствует дух рационализма на основе правопорядка.

Религиозный человек

Наиболее близок социальному типу. В большей или меньшей степени религиозность присуща каждому человеку. Ядро религиозности — есть поиск высшей ценности духовного существования. Религиозный человек — это тот, чья деятельность постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего абсолютное удовлетворение ценностного переживания.

Важнейшая черта мотивации религиозного человека заключается в том, что он стремится включиться в высшую конечную систему ценностей. Систему, которая определяет не только его личную жизнь, но и сущность мира в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.014 с.)