ТОП 10:

Отношения общества, государства и семьи в европейской традиции



Античность — семья и государство. Роль государства в регулировании рождаемости, воспитании детей.

Средневековье — семья и церковь, община. Роль церкви в регулировании рождаемости, воспитании детей.

Семья в утопических учениях. Разрушение семьи, общность жен. Попытки реализации.

Современность — семья и органы опеки.

ЛИТЕРАТУРА

Геродот. История.

Законы XII таблиц

Краткий словарь по социологии. — М., 1998

Маркс Карл, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 4, с. 419–459

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969

Осипов Г.В. Институциональная социология. М., 1993

Харчев А. Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978

Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технология. — Ростов н/Дону, 1996

Плутарх. Ликург.

Библия. Бытие, Исход, 3 Царств, Евангелие От Луки

XII. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Внешние признаки института образования

Институт образования в современной России

Функции образования

1. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. АНТИЧНОСТЬ

1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования

1.2. Методы воспитания и обучения

1.3. Образцы поведения, реализующие социальные ценности

1.4. Нормативная цель государственной системы образования

1.4.1. Воспитание воина-патриота

1.4.2. Националистическая составляющая образования

1.5. Высшее образование

2. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА

2.1. Начальное образование. Семь свободных искусств

2.2. Монастырские школы

2.2.1. Внутренние школы

2.2.2. Внешние школы

2.3. Образование феодалов.

2.4. Образование женщин

3. УНИВЕРСИТЕТЫ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ

3.1. Отличия монастырской школы от университета.

3.2. Формат обучения

3.3. Хроника университетского образования

3.4. Статистика:

3.5. Образ жизни университета

3.6. Форма занятий.

3.7. Ученые степени

3.7. Студенческая жизнь

4. МЕСТО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Внешние признаки института образования

Признаками института образования являются:

1. Ценности, нормы и образцы поведения.

2. Утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы

3. Кодекс устный и письменный — правила учащихся

4. Идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

5. Формы учреждения образования — частные, государственные, церковные

6. Агенты образования — семья, преподаватели, ученики, студенты

7. Методы воспитания и обучения — эмпирический и исследовательский

8. Содержание образования — определяется министерством науки и образования (государством и его руководящими административными органами)

Кроме того, признаками института образования выступают:

— академические эмблемы.

Например, пеликан, который, по легенде, дает птенцам клевать собственную плоть). Впервые появляется в Оксфорде. Является официальной эмблемой Герценовского института в СПб. Академические гимны (Гуадеамус)

— академические гимны.

Например, «Гаудеамус» (лат. gaudeamus — будем радоваться) — название средневековой (XIII в.) студенческой песни на латинском языке. Она была популярна и в последующие века среди студентов различных стран, в том числе и в дореволюционной России. Начиналась словами «Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus» («Будем радоваться, пока мы юны»).

GAUDEAMUS IGITUR

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! Post jucundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus Nos habebit humus. Ubi sunt qui ante nos In mundo fuere? Vadite ad superos Transite ad inferos, Ubi jam fuere Ubi jam fuere. Vita nostra brevis est, Brevi finietur; Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur Nemini parcetur. Vivat Academia, Vivant professores! Vivat membrum quodlibet, Vivant membra quaelibet Semper sint in flore Semper sint in flore! Vivant omnes virgines, Faciles, formosae! Vivant et mulieries Tenerae, amabilies, Bonae, laboriosae Bonae, laboriosae. Vivat et respublica Et qui illam regit! Vivat nostra civitas, Maecenatum caritas, Quae nos hic protegit Quae nos hic protegit! Pereat tristitia, Pereant osores, Pereat diabolus, Quivis antiburschius   Итак, будем веселиться, Пока мы молоды! После приятной юности, После тягостной старости Нас возьмёт земля. Нас возьмёт земля. Где те, кто раньше нас Жили в мире? Подите на небо, Перейдите в ад, Где они уже были. Где они уже были. Жизнь наша коротка, Скоро она кончится. Смерть приходит быстро, Уносит нас безжалостно, Никому пощады не будет. Никому пощады не будет. Да здравствует Университет, Да здравствуют профессора! Да здравствует каждый, Да здравствуют все, Да вечно они процветают! Да вечно они процветают! Да здравствуют все девушки, Ласковые, красивые! Да здравствуют и женщины, Нежные, достойные любви, Добрые, трудолюбивые! Добрые, трудолюбивые! Да здравствует и государство, И тот, кто нами правит! Да здравствует наш город, Милость меценатов, Которая нам покровительствует. Которая нам покровительствует. Да исчезнет печаль, Да погибнут ненавистники наши, Да погибнет дьявол, Все враги студентов, И смеющиеся над ними! И смеющиеся над ними!  

Образование — это дорога с двусторонним движением:

— общество предъявляет свои требования к индивиду через систему ценностей;

— индивид, кроме основополагающих, востребует только те, которые нужны ему для адаптации в обществе, и уже этим вносит в нее свои коррективы.

 

Институт образования в современной России

Сегодня институт образования – это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон РФ об образовании, 13 января 1996 г.

Система образования как институт включает следующие компоненты:

1. Органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

2. Сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей.

3. Творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения.

4. Учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.

5. Образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности.

6. Учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся.

7. Периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

 

Функции образования

К функциям образования относят:

— передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

— генерирование и хранение культуры общества;

— социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

— формирование статуса личности;

— социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

— обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

— создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д. )

— социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

— социальный контроль.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. АНТИЧНОСТЬ

 

Европейская система образования начинает складываться в VI—V вв. до н.э. При этом с самого начала она формируется как совершенно уникальный институт.

Рассмотрим некоторые из ее особенностей.

1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования

Часто эти ценности сводят к любви к знаниям, интеллектуальной дисциплине, и т.п. но (при безусловной правильности подобных утверждений) это не совсем так. Общество в лице государства стремится сделать из индивида исправный винтик единой отлаженной социальной машины. Иными словами, «заточенного» под его идеологию функционера, которому, с одной стороны, предстоит обеспечить стабильность общественного уклада, и, с другой, — достижение каких-то стратегических целей долговременной государственной политики. Поэтому, кроме носителей накопленной культуры, т.е. кроме ее творцов, хранителей, преподавателей, семьи, главенствующим субъектом образования выступает некий абстрактный (не поддающийся персонификации) политический ее интерпретатор. Иными словами, государство.

Ключевые ценности общины с самого начала европейской государственности формировались так, чтобы обеспечить ей условия развития, когда никто за периметром границ уже не сможет ни бросить ей, ни принять её вызов. В конечном счете, речь идет о достижении мировой гегемонии. Именно этого будут добиваться европейские державы на всем протяжении своей истории.

Уже Рим воспринимает себя не обычным городом, каких и без того много на земле, но избранным самими богами в качестве своего земного жилища. Мысль о создании такого города вынашивалась небожителями давно, и, несмотря на то, что в мире было много других — сильных и знаменитых — городов, они предпочли создать новый и поселиться в нем всем вместе, чтобы оттуда сообща заботиться о благе всего мира. Словом, главенствовать над миром Риму было начертано уже с самого начала.

Именно поэтому Тит Ливий говорит о его истории как об хронике подвигов народа, первенствующегона всей земле.[231]

Ливий о Риме

Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния народа римского от первых начал Города, того твердо не знаю <...> Но <...> я найду радость в том, что и я, в меру своих сил, постарался увековечить подвиги первенствующего на земле народа <...> Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима.

 

В сущности, об этом же в оде к цезарю Августу, написанной в 27 г. до н. э, говорил Гораций.

Гораций о Риме

…пусть Капитолий, блеск

Бросая вокруг, и грозный

Рим покоряет парфян законам.

Внушая страх, он пусть простирает власть

До граней дальних...

 

В законченной поэтической форме об этом пишет Вергилий:

Вергилий о назначении Рима

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды— не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных![232]

 

Надо думать, что именно эти идеи и должны были вбиваться в головы юношества.

Сколь бы ни говорили о мире древние и все последующие просветители, именно война становится единственной формой существования европейского государства. Она ведется всеми его институтами:

— всей системой выдавливания предельно возможных объемов живого труда как из своих собственных подданных, так и из покоренных народов;

— правовой системой, дающей возможность отчуждать также и труд своих союзников;

— государственной идеологией;

— наконец, всей системой физического, интеллектуального, нравственного воспитания и образования гражданина, которая позволяет не только поставить в строй его тело, но и мобилизовать его душу, использовать весь его нравственный и культурный потенциал.

И уже только потом в действие вступает собственно оружие. Именно такой — профессиональный — подход к организации тотальной войны ставит Европу вне всякой конкуренции с Востоком.

Для того, чтобы достичь такого положения вещей, нужно создать нового человека: образцовому государству нужен образцовый гражданин, проникшийся духом его идеологии и усвоивший ключевые достижения самой передовой культуры. Поэтому воспитание неотделимо от образования.

О том, как создается такой гражданин, можно судить по следующему историческому преданию.

Спарта, терпя поражение за поражением во Второй Мессенской войне (685—668 до н. э.), обратилась, по совету оракула, к Афинам с просьбой дать им полководца (великолепные воины, они долгое время страдали отсутствием хороших стратегов). Афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя. Но произошло чудо. Далекий от всего того, что составляет таланты военачальника учитель, кроме всего прочего, оказался поэтом и сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил торжество над врагами. Что здесь от истины, что от извечного соперничества великих греческих городов,— не нам судить. Но как бы то ни было, не одни только спартанцы, но и сами афиняне находили его стихи как нельзя более лучшими для воспитания своего юношества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.01 с.)