ТОП 10:

Влияние ранга на правоспособность обладателя статуса



Как уже сказано, значение статуса (в особенности высокого) традиционно подчеркивается знаками представительства. В связи с этим двойной смысл приобретают и права, которые предоставляются обладателю статуса.

Во-первых, они предстают как тот инструментарий, который обеспечивает ему выполнение функциональных обязанностей. Так, все ликторы по первому знаку должностного лица могли развязать свои топоры и привести в чувство любого, кто не желает повиноваться его власти.

Во-вторых, — как право на известные отличия и привилегии. Так, в ленинградскую блокаду ответственные работники Смольного имели право на дополнительный паек, который включал в себя даже апельсины.

К сожалению, именно рейтинговая составляющая открывает перед обладателем статуса дополнительные (помимо причитающихся отличий и привилегий) возможности в сфере распределения социальных благ, и потому часто обладает наиболее сильным мотивационным началом. В силу этого реальное поведение носителя статуса отклоняется от того, которое предписывается составом обязанностей.

Наиболее красноречивой формой проявления этого является даже не дополнительный паек, но требование от окружающих особых форм поведению по отношению к носителю статуса. Так, начальник обращается к подчиненному на «ты», но одновременно требует, чтобы к нему обращались на «вы»; никакой генерал не потерпит, если его назовут просто генералом, вместо «товарищ генерал», но сам обращается к подчиненным: «полковник», «лейтенант» и т.д., упуская требуемое уставом «товарищ».

Конфликт личности и статуса

Личность всегда сохраняет определенную автономию по отношению к каждому статусу, обладателем которой она является, поэтому может совмещать исключающие друг друга статусы.

Так, например:

— друг «врага народа»,

— родственник обвиняемого.

Отсюда возможен конфликт личности и статуса. Гражданский долг (статус) требует одно, но статус родственника (друга) — другого. Разрешение этого конфликта зависит от содержания социализации: от тех ценностей, которую впитал в себя человек.

Классические примеры:

Павлик Морозов. Гражданский долг (статус) обязывает его быть принципиальным даже по отношению к своим родным, и он выполняет его, жертвуя своей жизнью.

Юный пионер Советского Союза, которого торжественное обещание обязывает к честности, но он не в силах выдать товарища, подложившего кнопку учителю.

Студент, который обязан исправно посещать лекции, бессовестно прогуливает их, проводя время со своей девушкой...

Мы вправе судить и того, и другого, и третьего, ибо такой суд представляет собой обязательный элемент социализации не только этих персонажей, но и других людей. Однако необходимо понимать, что наш приговор никогда не будет абсолютно истинным, ибо любой приговор обязан отвечать формальным критериям. Формальные же критерии — это всегда признак статуса. Между тем реальный человек намного больше чем даже вся сумма статусов, и он руководствуется не только ими, но и другими мотивами. В числе этих мотивов и далеко выходящий за пределы статусных обязанностей нравственный долг, и тем более не укладывающиеся в их прокрустово ложе чувства.

В связи с этим необходимо сделать следующее замечание. Социологическая наука часто претендует на то, чтобы объяснить все тайны личности. Но эти претензии необоснованны; (как всякая наука) она способна создать лишь упрощенную модель своего объекта, человеческой личности,— и не более того. В противном случае нам вообще не были бы нужны никакие другие формы познания. В том числе и познание эстетическое, искусство.

Только тоталитарное государство, которое видит в человеке не личность, но простой винтик государственной машины, требует от человека полного слияния личности с системой ключевых именно для него (государства) статусов; демократическое — допускает известную свободу личности от гражданских обязанностей. Поэтому в кодексах демократических государств часто прописывается право гражданина на отказ от показаний против своих близких.

Отсюда претензии социологии на объяснение всей тайны человека через формализованную систему статусов — это в известной мере вода на мельницу тоталитаризма.

ПОТЕРЯ СТАТУСА

Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники стараются всеми силами удержаться на уровне жизни прежнего класса. Подобное поведение присуще и рабочим. Высококвалифицированный рабочий даже в моменты безденежья редко берется за неквалифицированную работу. Взяться за непрестижную работу означает потерять социальное достоинство. Именно так поступали английские рабочие в XIX веке: «В наиболее плохие для промышленности годы, когда тысячи механиков или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предприниматель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обидное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положения, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных работников или исполнять какие-либо случайные работы за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать».

Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблюдаются и в XX веке. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 90-е годы XX века безработные – бывшие инженеры, учителя, врачи – не соглашались на непрестижную работу. Они либо ждали подходящего случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифицировались на такие занятия, которые считали достойными. Зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись социально значимыми символами и статусными приличиями, большинство современных безработных не желает.

Условия утраты статуса

Фрагмент Указа Екатерины о вольности дворянства (1785)[189]

Преступления, разрушающия дворянское достоинство

Преступлении, основания дворянского достоинства разрушающия и противныя, суть следующия: 1. Нарушение клятвы. 2. Измена. 3. Разбой. 4. Воровство всякаго рода. 5. Лживыя поступки. 6. Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание. 7. Буде доказано будет, что других уговаривал или научал подобныя преступления учинить.

Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или увольнение служащего, особенно высокопоставленного.

Киса Воробьянинов: Спесь по отношению к Остапу Бендеру при первом знакомстве, в начале поисков гарнитура — и заискивание перед ним после фиаско на аукционе.

 

Болезненным для обладателя статуса является как утрата его функциональной составляющей, так и рейтинговой, представительской.

Первое связано с тем, что именно состав тех прав и обязанностей, который характеризует статус и является смыслом и образом жизни любого честолюбивого человека. Поэтому утрата предстает как жизненный крах, как утрата смысла жизни.

Особенно болезненной для многих является и утрата представительской. Особенно там, где смыслом и образом жизни являлись именно дополнительные привилегии.

В обоих случаях дело нередко доходит до суицида.

СТАТУСНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ

Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Гораздо меньше известно другое: один человек может занимать два противоположных статуса, правда, по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын. И уж совсем неизвестно, прежде всего неспециалистам, то обстоятельство, что два противоположных или, скажем точнее, противоречащих друг другу статуса могут существовать в одном статусном наборе у одного человека и разрушающе влиять как на внутренний мир индивида, так и на его поведение.

Статусы, которые противоречат друг другу, разрушают гармонию статусного портрета человека, называются статусной несовместимостью. Представим себе портрет двадцатилетнего человека, который выглядит на все 60. В жизни подобное случается в экстремальных условиях, когда в организме человека обнаруживаются патологические нарушения.

Оценку того, гармоничным или дисгармоничным является его статусный набор, человек может дать, только смотрясь, как в зеркало, в социальное окружение. Когда профессор, статус которого в любом цивилизованном обществе ценится очень высоко, иронизирует насчет своего невысокого оклада, это означает, что он посмотрел на себя глазами других людей. Возможно, его заработком остались недовольны жена, не способная обновить свой гардероб, или соседи, отпускающие шуточки по поводу его поношенной одежды. Если «новый русский» на «Мерседесе» приезжает отовариваться на оптовый рынок, то ему делают замечание: ты ведешь себя не в соответствии со своим статусом. Два статуса – богач и покупатель дешевых продуктов – несовместимы.

 

Каждый человек вращается во множестве групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой.

Несовпадение, или несовместимость статусов – это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

 

Итак.

Статусной несовместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средние и низкие.

В отличие от этого статусной совместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает примерно одинаковые ранги: все высокие, все средние или все низкие.

Статусная несовместимость характеризует положение индивида в социальной стратификации. На одной ее шкале индивид занимает высокое место, на другой – низкое. Сегодня уже мало кто сомневается в том, что для успешной карьеры нужно иметь высшее образование. Как-то само собой разумеется, что чем выше человек поднялся по культурной, профессиональной, служебной или доходной лестнице, тем более образованным он является. Однако далеко не все представители так называемого старого класса богатых в Америке имеют университетское образование либо окончили колледж.

Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чувствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство Удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни.

Статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности. Но если бы только к ней. Объединившись в партию или террористическую организацию, группа недовольных способна произвести немалый переполох во всем обществе, если не сказать больше. Октябрьскую революцию совершила группа неудовлетворенных марксистов. Вообще все или подавляющее число революций и переворотов совершают люди, чувствующие какое-либо статусное несоответствие: образованы, но не признаны обществом, политически очень влиятельны, но материально небогаты, материально очень богаты, но политических рычагов воздействия на общество нет, и т.д.

 

Статусная несовместимость превращается в фактор социальной мобильности – вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей. Для многих она заканчивается тупиком. Постоянного обитателя тупика назовем маргиналом. Маргинал – это человек, оторвавшийся от одного слоя, класса, культуры и не приставший к другому. Он застрял на перепутье. Маргинал собственно и означает «человека сбоку, на полях».

Восходящая мобильность заставляет индивидов принимать даже большие обязательства, чем они ожидали от себя, то есть приспосабливаться к ценностям и нормам более высокого уровня, чем требуется в повседневной жизни того слоя, в который они вошли. Иначе говоря, они более строги в части соблюдения аристократических манер и этикета, чем прирожденные аристократы. Спускающиеся вниз попадают в среду, где нет прежней строгости в соблюдении статусных правил и преданности своей семье.

При восходящей мобильности человек успел потерять старых друзей, но не успел обзавестись новыми. При нисходящей мобильности со старыми друзьями человек чувствует себя неудачником и неохотно обзаводится новыми. В результате оба становятся маргиналами, но по разным причинам.

Итак, статусная несовместимость – занятие различных рангов в различных иерархиях:

— Так, глава преступного синдиката обладает большим богатством и властью, но имеет низкий профессиональный престиж.

— Спортсмен – богатство и престиж, но не имеет социальной власти.

Статусная несовместимость – черта современного общества, обладающего большой подвижностью. Она влияет на межличностные отношения. Например, женщина-юрист или врач-негр – это комбинация низкого приписываемого статуса и высокого достигаемого статуса. Некоторые рассуждают так: чтобы вернуть статусную совместимость, надо чтобы женщина или негр имели низкую квалификацию. Для человека со статусной несовместимостью проблема заключается в том, чтобы его принимали в соответствии с его высокой статусной ролью (юрист, врач), а проблема для тех, кто сталкивается с ним, – как реагировать на его низкий статус и не обидеть его.

На другом полюсе находятся люди с высоким приписываемым статусом, но низким достигаемым. Например, белый англосаксонец протестант мужчина работает посудомойкой. Приписываемый статус заставляет его надеяться на лучшую судьбу, а низкий достигаемый статус вносит неудовлетворенность. Он агрессивно относится к первому типу людей – низкий приписываемый и высокий достигаемый статусы. Из них формируются ряды ку-клукс-клана и фашистские партии. Здесь подчеркивается превосходство врожденных черт – белая раса, мужской пол, протестантские корни и умаляются такие черты, как небелый, еврей, католик, коммунист, гомосексуалист, женский пол. Таким образом, мы вычленили структурные факторы рекрутирования нацистов и куклуксклановцев, а не индивидуальные.

На этой же почве возникают революционеры.

Оскорбление Вольтера

В начале 1726 произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим себе публично насмехаться над его попыткой скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. Дерзский ответ («Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!») дорого обошелся Вольтеру: перенесенные от лакеев де Рогана побои и последующие унижения дали ему почувствовать на собственном опыте, что такое социальная несправедливость. Вооружившись пистолетами, он пытался отомстить обидчику, но был арестован, брошен в Бастилию, а в конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило приверженность Вольтера к веротерпимости и политической свободе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.01 с.)