ТОП 10:

Подрыв этнокультурного единства



Вместе с тем современный этап характеризует унаследованное от древности деление граждан на полно- и неполноправных. Пусть это противопоставление и проявляется не в такой острой форме, как в Древней Греции и Риме, но оно есть. Пример: белые и «цветные» в Америке, представители титульной и нетитульных наций в Прибалтике, коренные жители и приезжие гастарбайтеры в странах Евросоюза.

Поэтому и сегодня консолидация государства предполагает известную мобилизацию «полноправных» против «неполноправных» или вообще неграждан (пусть даже родившихся и проживших всю жизнь в этой стране).

В свою очередь, неприятие «чужих» экономически более развитыми нациями вызывает отказ приезжих интегрироваться в новую для них культурную среду. В результате в современных государствах начинает подрываться этнокультурное единство.

 

РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ:

 

Цели, ценности, нормы, статусные обязанности, социальные роли в жизни государства.

Определение государства:

— Политическая форма организации: организация общества вокруг общих ценностей:

— внешнеполитических,

— внутриполитических.

— Система специфических учреждений и органов, аппарат управления совместной деятельностью и принуждения к исполнению принимаемых решений.

Структура государственной власти

— разделение власти: законодательная, исполнительная, судебная,

– органы законодательной, исполнительной, судебной власти,

— надзорно-контрольные органы,

— органы принуждения.

Функции государства (Внутренние задачи):

— Политическая

— Экономическая

— Правовая

— Организаторская

— Социальная

— Культурно-воспитательная

Органы обеспечения внутренних задач.

Функции государства(Внешние задачи):

— Внешнеполитическая

— Оборонительная

Органы обеспечения внешних функций государства

Типология государств

Монархия (абсолютная, конституционная),

Республика (президентская, парламентская)

Унитарное

Федеративное

Конфедеративное

Демократическое

Тоталитарное

Правовое

Социальное

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Определение государства. Государство как форма политической самоорганизации общества. Государство как аппарат принуждения.

Цели, ценности, нормы, статусные обязанности, социальные роли в жизни государства.

Структура органов государственной власти.

Функции государства.

Типология государств.

Литература:

Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983

БСЭ, III изд.

Вергилий. Энеида.

Геродот. История.

Гомер. Одиссея.

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 2001.

Жак Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада.

Законы XII таблиц. В кн. Хрестоматия по истории древнего мира под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953.

Книги Ветхого завета: Бытие, Исход, Иов

Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.: Юнити,2002

Крюков Михаил. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза. http://scepsis.ru/library.

Ленин В.И. Государство и революция

Ленин В.И. Государство и революция // Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39

Мор Т. Утопия. http://www.koob.ru/mor_tomas/utopiya

Плутарх. Ликург

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре или принципы политического права

Тронский И.М. История античной литературы // Учебник для студентов филологических специальностей университетов

Фукидид. История.

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История Античной литературы. Ленинград, ЛГУ, 1963

Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

 

 

XIV. ИНСТИТУТ ПРОИЗВОДСТВА

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ ОРУДИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВА

1.1. Особенности орудийной деятельности человека и ее отличие от деятельности животных

1.2. Основные следствия, вызываемые формированием системы орудий

1.3. Роль отчуждения орудия и продукта труда в развитии человека и общества

2. ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА КАК ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

2.1. Товар как подобие биологической «клетки»

2.2. Институт распределения

2.2.1. Количественные пропорции орудийной системы

2.2.2. Стандартизация орудий

2.2.3. Деперсонализация функций

2.2.4. Институт распределения

2.3. Институт управления

3. ВЕЩНОЕ ОКРУЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

3.1. Сущность человека и содержание общественного производства

3.2. Сущность производимых человеком вещей

3.3. Мода как фактор социального развития

3.3.1. Мода как агент социализации

3.3.2. Влияние моды на развитие общества

3.3.3. Влияние моды на развитие гендерных ценностей

4. ВЕЩНОЕ ОКРУЖЕНИЕ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

4.1. Вещное окружение как средство формирования способности к творчеству

4.2. Вещное окружение как основание социально-классового распределения общественного продукта

4.1. Социальные функции вещи

4.2.2. Социальная дифференциация вещи и норм распределения

4.3. Потребительная стоимость как фактор социального консерватизма

ВЫВОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

Первая сложность, которая возникает в изучении института производства, это ответ на вопрос о том, что именно производится в процессе производства?

Вещи?

В целом они образуют собой материальные ценности, которые:

— служат непосредственному удовлетворения базовых потребностей человека;

— формируют собой «вещную оболочку», некую искусственную среду, которая оптимизирует выживание человека в неблагоприятных условиях обитания и смягчает критические воздействия естественной среды на его организм.

Но как быть с услугами?

Если вдуматься, то нетрудно обнаружить, что услуга — это форма частичного замещения самого человека. Это перекладывание сложившейся формы его деятельности (приготовление пищи, шитье, стирка и т.п.) на плечи общественного института. Поэтому, чем шире сфера услуг, тем большее от чисто человеческих форм быта осуществляется не человеком, а общественным производством. Таким образом, получается, что институт производства — хотя бы отчасти — производит самого человека.

Вещи и услуги?

Но как быть с ценностями, которые возникают и существуют только благодаря производству и только в нем? Например, некоторые специфические знания (технологические рецепты)?

Между тем многое именно от этих ценностей входит в определение современной цивилизации и самого человека. Так, например, техническая грамотность (как минимум) и техническая культура (как оптимум) его социализации. Ведь без этого человек оказывается неспособным к самостоятельному обеспечению своей жизни в современном ему обществе.

Сегодня с наибольшей отчетливостью мы можем видеть это в компьютерной грамотности. Без овладения компьютером оказывается невозможным не только развитие личности, но и включение в единую систему разделения труда (а значит, и обретение способности к обеспечению собственной жизнеспособности в условиях социума).

Вещи, услуги, ценности?..

Но как быть с нормами, которые существуют только благодаря производству? Например, с осознанием (и подчинением) необходимости стандартизации известных действий; с принципами согласования своих действий с действиями других индивидов; с распределением функций (в том числе управленческих и исполнительских) и так далее.

Между тем все эти нормы закрепляются в структурах поведения самого человека. В социальных статусах и социальных ролях. А это значит, что и их формирование есть «производство» самого человека.

Наконец, мы обнаруживаем, что появление многих вещей в окружении человека является ничем иным как результатом развития сферы услуг, ценностей, норм...

А это значит, что развитие производства — это в то же время и развитие самого человека: формирование новых материальных и нематериальных ценностей, новых форм быта, новых форм социальных отношений.

Итак, в конечном счете мы обнаруживаем, что единственным «продуктом» общественного производства оказывается не что иное, как сам человек.

РОЛЬ ОРУДИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВА







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.01 с.)