ТОП 10:

XIII. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ



1. ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Содержание:

2.1. Общие подходы к определению

2.2. Контекст социологии

2.3. Политическая форма организации

2.3.1. Организация

2.3.2. Взаимодействующие элементы

2.4. Структура государственной власти

2.4.1. Общая структура государственной власти

2.4.2 Структура властных органов

3. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

3.1. Внутренние функции государства

3.2. Внешние функции государства.

4. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ

4.1. Противоположность представлений о государстве

4.2. Концепции происхождения государства

5. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА

5.1. Основания классификации

5.2. Монархия

5.3. Республика

5.3.1. Президентская республика

5.3.2. Парламентская республика

5.4. Унитарные и федеративные государства

5.5. Другие основания классификации

5.6. Советское государство

6. ГЕНЕЗИС ГОСУДАРСТВА

6.1. Античность

6.1.1. Функции античного государства

6.1.2. Республиканский период. Истоки демократии

6.1.3. Имперский период

6.2. Средние века

6.2.1. Особенности этапа

6.2.2. Борьба церковной и светской властей

6.3. Новое время. Абсолютизм и колониализм

6.3.1. Абсолютизм

6.3.2. Строительство колониальных империй

6.4. Современный этап.

 

Цель занятия: изучить сущность государства как центрального института политической системы и основного института политической власти, усвоить основные типы государств и основания для их классификации.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти.

Внешними признаками этого феномена являются:

Наличие права

Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.

Суверенитет

Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.

Отделение публичной власти от общества.

Государство — особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.

Монополия на легальное применение силы.

Право на взимание налогов и сборов.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Общие подходы к определению

В политологии категория «государство» является одной из центральных, основных наряду с категориями «политика» и «власть».

 

Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин «стато».

Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.

В какой-то мере традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне. Ведь и сегодня в основе существующих определений государства лежат два ключевых признака:

1. Политическая форма организации общества, и в этом значении оно сближается (а в обиходе — сливается) с понятием самого общества, становится синонимом страны.

2. Основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти. В этом смысле он ассоциируется с «инструментом принуждения», «аппаратом насилия».

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой о государстве:

– «Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и

– «Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану ее экономической и социальной структуры».

Но все же главный акцент делается на принуждении, на силе.

Вот еще несколько определений, взятых из литературы.

Государство – это «...особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»[240]

«Государство— это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство— это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач)— охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство».[241]

Поэтому нет ничего удивительного в том, что символом государства, как чего-то огромного и чудовищного, подавляющего личность и подчиняющего себе все отправления общественной жизни, стал образ библейского Левиафана, огромного морского зверя, которое описывается то ли как змей, то ли как дракон, то ли как гигантский крокодил. В книгах Ветхого завета[242] он фигурирует как пример непостижимости для человеческого ума божественного творения.

Этот образ был введен в научный оборот Томасом Гоббсом в его знаменитой книге, короткое название которой именно так и звучало: «Левиафан».

Томас Гоббс о государстве.

«…великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни — Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу; salus populi, безопасность народа,— его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь, и гражданская война — смерть. Наконец, договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены части политического тела, похожи на то «fiat», или «сотворим человека», которое было произнесено Богом при акте творения».[243]

 

На первый взгляд, оба признака противоречат друг другу. Ведь когда мы говорим о стране, нам безразлично, каков в ней государственный строй, ценности, воля какого класса возводятся в закон. Мы объединяем в одно целое – русские, американцы, китайцы – и господствующих и подчиненных. Более того, в условиях военной грозы мы сплачиваемся вокруг своих эксплуататоров, предпочитая своих господ чужим. Часто и сами правители, чтобы поднять пошатнувшийся рейтинг, устраивают «маленькую победоносную войну».

Однако в действительности никакого противоречия здесь нет. Все дело в том, что:

– все народы сплачиваются вокруг каких-то своих ценностей,

– в свою очередь, ценности не реализуются сами по себе, и часто (чаще всего) необходимы известные усилия для организации их достижения; любая же организация включает в себя принуждение к чему-то и подавление всех тех сил, которые выступают против ее целей. Поэтому оба определения взаимно дополняют друг друга.

Контекст социологии

Повторим уже известное (см. социальный статус).

В контексте социологии все цели, которые стремится достичь общество, представляют собой ценности.

Но ценности — это нечто подобное платоновским идеям, живущим в трансцендентном мире, нечто виртуальное, не поддающееся непосредственному наблюдению, измерению. В мире же объективной реальности значимы только физические процессы, иными словами, только способные менять социальное окружение действия. Кроме того, нужно помнить, что контекст социологии предполагает ключевое значение таких категорий, как нормы, статусные обязанности, социальные роли.

Таким образом, всеценностидолжны документироваться, обязаны отливаться внормы.То есть в законы и подзаконные акты, различного рода «Положения о...», должностные инструкции и т. д. и т. п.

Однако и в этом виде они существуют только «на бумаге». Поэтому нормы обязаны закрепитьсяв сознании личностикакобязанности, присущие статусу.

В свою очередь, статусные обязанности должны реализоваться в систематически исполняемом физическом действии,всоциальной роли.

Отсюда роль «государства», «политики», «власти» состоит в том, чтобы:

– сформулировать цель,

– придать ей форму ценности,

– закрепить ценность в норме закона,

– закрепить норму закона в системе статусных обязанностей,

– реализовать обязанности в систематически выполняемых социальных ролях.

Таким образом, в конечном счете вопрос состоит в том,

1. какие ценности объединяют общество,

2. какие социальные группы переводят их в нормы,

3. какие структуры принуждают их к исполнению.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.007 с.)