ТОП 10:

ВЕЩНОЕ ОКРУЖЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА



Специфика социальной жизни состоит, в частности, и в том, что социализирующую роль играют не только люди, но и вещное окружение человека. Другими словами, весь круг предметов, служащих удовлетворению его потребностей.

Обратимся к вещному миру, искусственной материальной оболочке, которую человек создает вокруг себя на протяжении всей своей жизни (жилище, одежда, предметы повседневного обихода, средства организации досуга и др.).

Его состав, равно как и формы, присущие составляющим его элементам, определяется конкретно историческим развитием общества, этнокультурными его особенностями, запросами индивида, наконец, материальными возможностями. При этом ни на одном из этапов истории общественного производства его роль не ограничивается лишь охранительной функцией. Вещный мир,— это не только проницаемая «мембрана», служащая тому, чтобы смягчать воздействие не во всем благоприятной для нас внешней среды.

Кроме утилитарного назначения, его призвание состоит в том, чтобы вводить человека в мир современной ему культуры, формировать в нем способность к восприятию базовых (кстати, не только материальных, но и духовных) ценностей общества, без чего не может быть ни общественного согласия, ни развития.

Сбалансированная с требованиями каждой культурно-исторической эпохи искусственная вещественная оболочка, создаваемая вокруг человека, столь же необходима для формирования личности, сколь духовно-нравственная и психологическая атмосфера родительского дома. Поэтому важным фактором этого формирования становится не только количественная, но и качественная ее определенность.

3.1. Сущность человека и содержание общественного производства

Господствующий сегодня взгляд состоит в том, что полнота и богатство индивидуальной жизни едва ли не всецело определяются степенью материального достатка, который, в свою очередь, может быть измерен плотностью и качеством вещного окружения.

Высказывается мнение, что такой взгляд восходит к Марксу. Но это не так; можно по-разному относиться к его теоретическому наследию, но в таком вульгаризированном понимании он совершенно неповинен: в материальном производстве он видел не только производство каких-то «материальных ценностей», но и нечто более фундаментальное.

По мысли Маркса, сущность человека несводима к анатомическим, физиологическим или тому подобным структурам. Это, в первую очередь, совокупность связей, которые господствуют в нашем обществе, которые формируют и скрепляют его. Иными словами, подлинная сущность человека — это прежде всего концентрат всех социальных, культурных, нравственных и, разумеется, правовых ценностей, порождаемых его эпохой, и только потом вечно алчущая чего-то материального плоть.

А следовательно, и процесс его «производства» в первую очередь представляет собой освоение интегральной структуры именно этих не поддающихся осязанию ценностей. И лишь во вторую — формирование его анатомии, физиологии, психики, и уж совсем в третью — воспроизводство расходуемого в процессе труда энергетического потенциала.

Сущность производимых человеком вещей

Как уже сказано, общенаучной заслугой Маркса явилось то, что уже в любом отдельном товаре, как в биологической клетке, содержащей в себе генетический код целостного организма, он обнаружил концентрат всей системы господствующих в обществе отношений. Проделанный им анализ показал, что любой продукт общественного производства не только обладает свойством опосредовать обменные процессы между человеком и природой, человеком и обществом, но и служит ключевым средством освоения всей системы связей, скрепляющих и цементирующих наш социум. И поэтому главным для любой искусственно изготовленной вещи (в терминологии Маркса «потребительной стоимости») является не столько способность удовлетворять какую-то отдельную потребность, сколько свойство воплощать собою всю совокупность над-утилитарных нематериальных ценностей, вырабатываемых эпохой.

 

Привитие каждому члену общества всей иерархии этнических ценностей, начал общетехнической культуры, эстетического идеала, социальных законов, действующих в его окружении, незримо осуществляется так же через потребляемые нами вещи — через техническое совершенство, эстетику, эргономику, социальную знаковость и многие другие не всегда поддающиеся формализации параметры, свойственные каждой из них. Прежде всего в непосредственном погружении в вещный мир, в потреблении (уже хотя бы только потому, что в эту сферу человек вовлекается с первых дней своей жизни, т.е. задолго до того, как становится самостоятельным субъектом труда) происходит включение индивида в господствующую систему культурных и нравственных ценностей. В собственно производство любой человек входит уже практически сформировавшимся членом общества, и формируют его не только бабушкины сказки, родительские наставления и опыт наставников, но также и труд, вложенный в производство тех вещей, которые с самого рождения опосредуют его повседневное общение с миром.

Правда, сам Маркс говорит о том, что анализ «полезности вещи» выходит за пределы политической экономии. Но с этим его высказыванием нельзя согласиться; это одно из немногих заблуждений, свободным от которых не бывает ни один опережающий свое время мыслитель.

В производство каждой отдельной вещи вкладывается отнюдь не обезличенный, но вполне определенный в техническом, технологическом, социальном, эстетическом, наконец (но отнюдь не в последнюю по своей важности очередь) духовно-нравственном измерениях труд. А следовательно, и потребление этих вещей есть прежде всего приобщение к этим ценностям. Другими словами,— социализация.

Мода как фактор социального развития

МОДА (от лат. modus — мера, способ, правило).

Энциклопедия Кирилла и мефодия:

1) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле — смена форм и образцов одежды.

2) Непрочная, быстропроходящая популярность.

Однако представлениями о непродолжительном господстве чего-то или быстропроходящей популярности ее существо не исчерпывается. В действительности мода имеет фундаментальное значение в развитии общества.

Мода как агент социализации

Именно мода предстает как один из ключевых факторов социализации.

Несколько причин лежат в ее основании. Это и стремление человека перенять хороший вкус, и желание освоить то лучшее, что создано обществом, и страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции).

Все они позволяют определить моду как своеобразный камертон, задача которого состоит прежде всего:

— в отборе новых ценностей, формируемых обществом,

— в усвоении ценностей, признанных большинством,

— унификации социальной реакции на ключевые знаки времени.

Отбор ценностей, который проявляется, например, в подражании какому-то герою или групповому идеалу поведения, может играть как позитивную, так и вредоносную роль. Ведь героем может быть и смертник-шахид, и тот, кто спасает граждан от него.

Во втором мода выступает как вектор развития.

В третьем значении предмет подражания сам по себе может выражать все, что угодно, ибо важен не он, а единство реакции, унифицированная форма поведения. В свою очередь унифицированные формы поведения цементируют общество (группу), что дает ему (ей) преимущества перед другими, ибо единая реакция формирует кумулятивный ответ общества (группы) на внешние вызовы.

Пример предельной унификации поведения и кумулятивной реакции — армия.

Стремление к обладанию модной вещью объясняется этими же причинами.

Возможность вещи социализировать человека, т.е. вырабатывать в нем способность к самостоятельному существованию в условиях общества, прежде всего, проявляется в том, что практически любой изготовленный человеком предмет быта специфическим образом форматирует все его поведение, начиная с мелкой моторики и кончая общей пластикой тела. Примером может служить употребление европейского столового прибора и палочек для еды, используемых на Востоке.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.005 с.)