Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Л. Н. Гумилева об этносахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конечном счете все начинается с этноса. Именно этнос формирует общество. Поэтому отправным пунктом социологических учений должен быть именно он. Понятие этноса Этнос — это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется: 1. Ощущением комплиментарности, т.е. подсознательной симпатии (антипатии) членов этнических коллективов. Проще говоря, деление на «своих» и «чужих». 2. Стереотипом поведения. Каждый этнос в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос. Стереотип поведения служит фундаментом этнической традиции, включающей в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповторимые особенности. Сформулированная Л.Н.Гумилевым[67] концепция этноса отличается от существовавших ранее представлений. Гумилев рассматривает этнос как природную общность, несводимую ни к каким другим типам объединения людей. Этим он решительно порывает с традицией, рассматривающей этнос как чисто социальное явление, которое подчиняется исключительно законам общественного развития. В то же время неверно и отождествление этноса с биологической популяцией: феномен этноса лежит в поведенческой сфере, хотя с каждым этносом связана популяция, изолированность которой обеспечивается эндогамией. Скрещивание внутри данной популяции регулируется этнической традицией и не является в силу этого полностью свободным. Динамическое состояние этнической системы Динамическое состояние этнической системы противоположно статическому состоянию, или этническому гомеостазу. Оно характеризуется следующими чертами: а) стремлением к расширению территории; б) изменчивостью стереотипа поведения (каждое последующее поколение в той или иной степени не походит на предыдущее, так называемый «конфликт отцов и детей»); в) преобразованием ландшафтной среды, приспособлением ее к своим нуждам; г) сменой общественных императивов поведения; д) созданием социально-политических институтов; е) активным усвоением чужих идей и пропагандой своих; ж) наличием линейного отсчета времени от какого-либо реального или мифического события. Динамическое состояние этнической системы порождается наличием в ней активных особей — пассионариев, появившихся в результате пассионарного толчка и устраняемых из популяции естественным отбором. Пассионарность Пассионарность — это активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто — иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради достижения этой цели. Жертвенность понимается здесь широко — как отказ от удовлетворения ближайших потребностей, иногда жизненно важных, ради доминирующей социальной или идеальной потребности, осознаваемой как цель. При высоких степенях пассионарности эта цель представляется индивиду достойной того, чтобы отдать за нее жизнь. В целом пассионарии характеризуются значительным доминированием социальных (прежде всего — потребности в лидерстве) и идеальных потребностей над биологическими (витальными), хотя последние могут быть ярко выражены. В соотношении потребностей развития и сохранения резко преобладают потребности развития.[68] Пассионарный толчок Это микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем. Наблюдается на поверхности Земли в виде полос шириной порядка 200—400 км и длинной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте. Вывод о существовании таких микромутаций был сделан Л.Н.Гумилевым на основе выявленной им исторической закономерности, согласно которой новые суперэтносы возникают одновременно и по одной линии, вытянутой по поверхности Земли на многие тысячи километров через любые ландшафтные препятствия (например, толчок I в. н.э.: готы — славяне — даки — христиане — иудеи — абиссинцы (аксумиты), или толчок VI в.н.э.: арабы (мусульмане) — раджпуты — боты (Южный Тибет) — табгачи — средневековые китайцы — корейцы (Силла) — японцы (Ямато)). Очевидно, что на таких гигантских по размаху и геодезически правильных полосах не могла начинаться одновременно «классовая борьба» или происходить мгновенное распространение генетического признака из одной точки (наличие такого препятствия, как Тибет, исключало в VI в. всякое быстрое взаимодействие между людьми). При этом Л.Н.Гумилевым было установлено, что в период непосредственно после II тысячелетия. до н.э. во всех затронутых им регионах происходил быстрый рост активности новых этнических образований (а также их численности), изменялись стереотипы поведения, возникали новые идеологические и религиозные течения. Единственной гипотезой, объясняющей удивительную синхронность этих явлений в различных частях света, стало учение Л.Н.Гумилева о пассионарных толчках как генетических микромутациях. Закономерно встал вопрос о происхождении мутагенного фактора, порождающего эти толчки. Из всех предположений после их подробного анализа было выбрано одно: толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как никакими земными причинами не удается объяснить их линейную форму и огромную протяженность на поверхности Земли.[69]
Этнос в своем развитии проходит несколько фаз. Фазы этногенеза Фаза этногенеза — это имеющая временные рамки стадия его развития. Фаза этногенеза характеризуется: а) направлением изменения и уровнем активности этнической системы в целом (миграционной, демографической, хозяйственной, идейно-политической, военной, природопреобразовательной); б) количеством пассионариев и уровнем пассионарности (эти уровни колеблются от обычного стремления к благоустройству до жертвенности), а также количеством и ролью субпассионариев; в) единым для данной фазы императивом поведения; г) степенью внутренней сложности системы, которая характеризуется динамикой количества подсистем (субэтносов); д) направлением изменения и уровнем резистентности (способностью сопротивляться внешним воздействиям: вторжениям иноземцев, экологическим катастрофам и т.д.). Фаза подъема Этап интенсивного роста пассионарного напряжения в этнической системе вследствие пассионарного толчка, приведшего к появлению этой системы. Характеризуется энергичной экспансией вновь возникшего этноса, резким ростом всех видов его активности, демографическим взрывом, быстрым повышением числа подсистем этнической системы. В Фазе подъема формируются новые социальные институты. Этой фазе свойственно пассеистическое (от франц. passé — прошлое), пристрастие к прошлому, любование им при внешне безразличном, а на деле враждебном отношении к настоящему, к прогрессу; консерватизм отношение к времени. Здесь пассионарная личность стремится стать героем, господствует императив героического поведения. В фазе подъема подвергается жесткой регламентации поведение членов коллектива, брачные отношения, использование ландшафта. Однако благодаря формирующемуся новому стереотипу поведения все ограничения воспринимаются людьми не как тягостная обуза, а как необходимое условие достойного образа жизни. Фаза подъема начинается с инкубационного периода, сначала скрытого, а затем явного. Окружающие этносы воспринимают фазу подъема как образование общности крайне активных людей, отстаивающих непривычные идеалы и завоевывающих себе место под солнцем, часто за счет соседей. Акматическая Этап, в котором пассионарное напряжение достигает наивысших уровней. Для него характерен избыток пассионарности. Численность пассионариев приближается к 1 %. Наступает после фазы подъема. Этническая система в данной фазе характеризуется господством пассионариев жертвенного типа, наивысшим числом подсистем (субэтносов), предельной частотой событий этнической истории. Жертвенные пассионарии встречаются и в фазе подъема, но в акматической фазе у них появляется новый настрой — стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Это означает, что в акматической фазе начинает меняться ощущение времени — появляются актуалисты. Все это определяет общественный императив — «будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом. При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Фаза надлома Фаза резкого снижения пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающегося расколом этнического поля, ростом числа субпассионариев, острыми конфликтами внутри этнической системы. Все это приводит к существенному снижению резистентности системы в целом и повышению вероятности ее распада и гибели в результате смещения (негативного этнического контакта и действия антисистем). Таким образом, можно констатировать, что надлом — очень характерный этап в любом этногенезе, наступающий приблизительно через 600 лет после его начала. Его можно рассматривать как «возрастную болезнь» этнической системы. Фаза инерции Этап, на котором наступает некоторое повышение и затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Характеризуется укреплением государственной власти и социальных институтов, интенсивным накоплением материальных и культурных ценностей, активным преобразованием вмещающего ландшафта. Господствует общественный императив «Будь таким, как я», что означает ориентацию на общепринятый эталон для подражания (часто это обобщенный образ, отклонение от которого осуждается общественным мнением, — подобно образу «джентльмена» в XVII-XIX веках в Англии, иногда же этот императив выливается в обожествление правителя, преклонение перед которым — пусть даже чисто внешнее — обязательное условие вхождения индивида в систему). Переход к инерционной фазе обычно выглядит как успокоение и начало созидательной деятельности после катаклизмов фазы надлома. Соответственно, господствующим в инерционной фазе становится характерный вид «золотой посредственности» — законопослушный, работоспособный человек. Это означает доминирование в этносе людей гармоничных и с низкими степенями пассионарности. Однако в силу наличия мощного централизованного руководства, усмиряющего внутренние конфликты, этнос производит грандиозную работу, что бывает полезно для культуры, но губительно для природы. Примеры инерционной фазы: Рим эпохи принципата (от Августа до Коммода, при котором уже началось вползание в обскурацию). В Западной Европе Фаза инерции началась в XVII в. и продолжается по сей день. Она ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду. Изменился психологический облик типичного жителя Запад: на смену рыцарям акматической фазы, непримиримым борцам за обновление Церкви эпохи надлома пришли расчетливые бизнесмены, исполнительные чиновники, трудолюбивые обыватели. В эту же эпоху в Европе родилась «религия прогресса», постулирующая, что западная цивилизация есть осевая линия развития человечества, которое неуклонно восходит от низшего к высшему. Фаза обскурации Этап, на котором пассионарное напряжение убывает до уровня ниже гомеостатического за счет значительного увеличения числа субпассионариев. Этнос существует за счет материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущей фазе. Расплодившиеся субпассионарии делают невозможной любую конструктивную деятельность, требуя только одного — удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив «Будь таким, как мы» — то есть осуждается (а при возможности — уничтожается) любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть. Собственный императив субпассионариев — «День, да мой», что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Наступает депопуляция, численность населения к концу фазы обскурации значительно сокращается; частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает резистентность и может стать легкой добычей более пассионарных соседей. Фаза обскурации предшествует гибели этнической системы или ее переходу в состояние этнического гомеостаза, причем гомеостаза может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса, сохранившаяся в «кровавом мраке» эпохи обскурации. Примеры: В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в. н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи: в Византии обскурация охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению Константинополя в 1204 г. (и окончательной гибели в 1453 г.). Фаза регенерации Фаза возможного восстановления этнической системы после фазы обскурации за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Иногда под термином «регенерация» понимается любое восстановление этнических структур после внутренних катаклизмов и вторжений извне. УЧЕНИЕ ОГЮСТА КОНТА Прежде чем говорить о Конте и становлении новой науки, социологии, необходимо вспомнить, что было до него. А до него идеи всеобщего развития еще только пробивали себе дорогу к умам. До него царствовала идея всеобщего творения. Библия о творении мира. [70] 1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Огюст Конт (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54)
Социология начинается с Огюста Конта. Его считают родоначальником этой науки. Конт считал жизнь общества естественным и объективно закономерным процессом. Наука об обществе, по его мнению, венчает классификационную пирамиду естественных наук, следуя за математикой, астрономией, физикой, химией и биологией. Но при этом он не уставал повторять, что человеческое общество — это прежде всего общность духа. Конт о началах социологии «Идеи управляют и переворачивают мир... весь социальный механизм покоится в конце концов на мнениях». Органическое единство человечества или его части гарантируется «всеобщим согласием», которое основывается на моральных принципах и эмоциональных связях. Социальные институты являются гарантами согласия. Таково прежде всего государство, главная задача которого — предупреждать «фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах». Основным содержанием процесса развития общества является прогресс форм человеческого познания мира, прогресс человеческого разума. Таких форм три (знаменитый закон трех стадий): — теологическая, — метафизическая и — научная. Их можно считать определяющими в общественном развитии, ибо, изменяясь сами по себе, они заставляют изменяться все прочие стороны общественной жизни. Каждому этапу развития разума соответствуют определенные формы хозяйства, политики, общественной организации. Классификация наук Общественное развитие и прогресс обусловливаются в первую очередь развитием знания. Прогресс не может быть ни объяснен, ни тем более обеспечен отдельными науками. Каждая из них, имеет свой специальный предмет, и потому не в состоянии решить общую задачу. Разрешить ее в состоянии только такая система знаний, которая соединила бы в себе с всеобъемлющий характер теологии и метафизики со строгостью и достоверностью точной науки. Самым ценным видом знания является позитивное, т.е. достоверное, точное, полезное. Классическая философия, напротив, являет пример неточного, недостоверного, бесполезного.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.48.72 (0.013 с.) |