Творческие способности. Талант. Гениальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие способности. Талант. Гениальность.



 

Творческие способности – способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым личностью создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

 

Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

 

Талант (от греч. talanton — первоначально вес, мера) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Талант - это способность к достижению высшего порядка.

Подходы к определению понятия:

1) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях (синоним - одаренность); 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. Талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики Т. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется, как правило, в раннем возрасте. Литературные, научные, организаторские Т.обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Выделяются 6-7 летние периоды изменения творческой продуктивности. Существуют определенные возрастные максимумы творческой продуктивности: в науке -35-40 лет, в поэзии-24-30 и т.д.

 

Гениальность (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое:

- незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

- осознание способности;

- включенность способности в характер.

Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.

Половой диморфизм, хромосомный, гонадный и пол человека, феномен транссексуализма.

 

 

Половой диморфизм - разделение мужского и женского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида. Пол индивида – это предпосылка развития психологического пола личности. (А.Г. Асмолов)

Основные направления в исследовании полового диморфизма:

- биологическую (развертывание генетической программы в онтогенезе)

- социологическую (роль культуры в процессе дифференциации половых ролей)

- персоногенетическую (я-образ и т.п.).

Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма:

В любой эволюционирующей системе есть 2 подсистемы: операционная и консервативная.

Женские особи – консервативная подсистема в системе разных биологических видов, обеспечивают в ходе отбора устойчивость генетического ядра популяции, она более устойчива, лучше решает типовые задачи.

Мужчины – являются оперативной подсистемой, воплощают изменчивость; операционная подсистема более гибко приспосабливается к переменам, но более ломкая.

 

Хромосомный пол:

ХХ-хромосома — женский пол; XY-хромосома— мужской пол.

 

Гонадный пол:

идентифицируется по гистологическому строению половой железы - основному показателю половой принадлежности.

 

Морфологический пол: строение органов

- внешний

- внутренний.

 

Психологический пол:

Ни генетический, ни гормональный ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли и от отношения самой личности как, к своим индивидным свойствам связанным с полом, так и социальным половым. ролям.

Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Этапы формирования половой идентичности у ребенка:

1) к 1,5 годам – знание первичной половой идентичности на 2х основаниях:

- соматические признаки ребенка

- нормы поведения

2) 3-4 г. – ясно различают пол людей

3) 6-7 – дифференциация половых ролей

 

Транссексуализм - как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания: стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

 

На основании осуществленного А.И. Белкиным наблюдения за формированием полового самосознания у лиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть выделены механизмы формирования психологического пола:

а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому);

б) эмпатия (эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола);

в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими)

г) сигнификация (знаковое опосредствование совместной деятельности)

Этапы формирования половой идентичности у лиц перенесших операцию:

1. выбор идеала мужественности или женственности

2. имитация

3. закрепеление половой роли, закрепление нового псих. пола личности

Личность в истории культуры. Культура и программы поведения.

 

 

Личность в истории культуры

 

Анализ развития личности происходит на пересечении 3х осей координат – исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути.

 

Черты категории «социально-исторический образ жизни»:

1. неотъемлемость развития личности от системы общества

2. задает пространство выбора для индивида

3. имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества

 

Личность культурно обусловлена и формируется под влия­нием сил, функционирующих в специфической культурной среде. Личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмов, функционирующих в культуре благодаря участию индивида в типичных для данной культуры прак­тиках.

С начала XX века было выдвинуто несколько раз­личных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых эти взаимоотношения стали предметом научного исследования, были предприняты этно­графами, которые основывали свои теоретические по­строения в основном на материалах полевых исследований. Именно они разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культур­ного сравнительного исследования личности, а также направление, известное в наши дни как куль­турная психология.

 

В отличие от этнографического, кросс-куль­турный подход трактует личность как универсаль­ную этическую категорию, феномен, которому должен придаваться равный масштаб и значение в любой рассматриваемой культуре. Личность - это выражение универсальных и проявляющихся независимо от культуры черт. Причина различия культур видится в биологических различиях индивидов и в требовании различных механизмов адаптации. Помимо поисков универсальных аспектов челове­ческой личности, кросс-культурные исследования направлены на выявление культурно-специфиче­ских личностных черт, характеристик и паттернов. Представители кросс-культурного психологиче­ского подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность - совокупность личностных черт и характеристик, присущая исключительно конкретной рассматри­ваемой культуре. Хотя исследования, прово­димые в рамках данного подхода, и являются пси­хологическими по своей природе, на них в значи­тельной степени отразилось влияние этнографи­ческого взгляда на личность и методов ее изучения.

Кросс-культурный подход, подчеркиваюет, что все наблюдаемые нами различия являются лишь по­верхностными, а в сущности всех людей и все культуры объединяет единая природа.

 

Другой подход к пониманию характера взаимоот­ношений между культурой и личностью, получив­ший распространение в последние годы, известен под названием культурная психология. Для данного подхода характерно рассмат­ривать культуру и личность не как отдельные друг от друга феномены, а как единую систему, элемен­ты которой взаимно обусловливают и развивают друг друга. В то же время данный подход пред­полагает, что совокупность личностей, дей­ствующих согласованно, формирует культу­ру.

 

Концепции культуры:

Одни исследователи — историки словесности, искусства, духовной жизни, разрабатывающие семиотику и структурный подход (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, А.Я. Гуревич) — выдвинули семиотическую концепцию культуры. Они определяют культуру как знаковую систему и в этом близки западным трактовкам Э. Кассирера и Лесли Уайта. Другие исследователи (историки культуры Э.В. Соколов, Л.М. Баткин) развили функциональную концепцию культуры, выдвигая на первое место ее стабилизирующие функции. Культура выступает у них прежде всего как система норм. Этому близок А.В. Гулыга, видящий в ней систему запретов. Такое представление о культуре разными своими сторонами очень напоминает концепции западных ученых от эволюционистов и романтиков до функционалистов. Третья группа исследователей (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер и другие) подчеркивает творческий компонент в культуре, отстаивая ее динамическую концепцию, и в этом они сходятся с западными неоэволюционистами. Еще одна концепция, широко распространившаяся среди философов и этнографов-генерализаторов (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, М.С. Каган), определяет культуру как специфический для человека способ деятельности. Это, так сказать, антропологическая концепция, имеющая немало общего с концепцией М. Шелера и А. Гелена. И так далее.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.01 с.)