Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческие способности. Талант. Гениальность.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Творческие способности – способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым личностью создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Талант (от греч. talanton — первоначально вес, мера) — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Талант - это способность к достижению высшего порядка. Подходы к определению понятия: 1) высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях (синоним - одаренность); 2) социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. Талант является не столько научным, сколько житейским понятием, поскольку не существует ни теории, ни методов диагностики Т. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется, как правило, в раннем возрасте. Литературные, научные, организаторские Т.обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Выделяются 6-7 летние периоды изменения творческой продуктивности. Существуют определенные возрастные максимумы творческой продуктивности: в науке -35-40 лет, в поэзии-24-30 и т.д.
Гениальность (от лат. genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность - способность создавать что-то принципиально новое: - незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; - осознание способности; - включенность способности в характер. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений. Половой диморфизм, хромосомный, гонадный и пол человека, феномен транссексуализма.
Половой диморфизм - разделение мужского и женского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида. Пол индивида – это предпосылка развития психологического пола личности. (А.Г. Асмолов) Основные направления в исследовании полового диморфизма: - биологическую (развертывание генетической программы в онтогенезе) - социологическую (роль культуры в процессе дифференциации половых ролей) - персоногенетическую (я-образ и т.п.). Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма: В любой эволюционирующей системе есть 2 подсистемы: операционная и консервативная. Женские особи – консервативная подсистема в системе разных биологических видов, обеспечивают в ходе отбора устойчивость генетического ядра популяции, она более устойчива, лучше решает типовые задачи. Мужчины – являются оперативной подсистемой, воплощают изменчивость; операционная подсистема более гибко приспосабливается к переменам, но более ломкая.
Хромосомный пол: ХХ-хромосома — женский пол; XY-хромосома— мужской пол.
Гонадный пол: идентифицируется по гистологическому строению половой железы - основному показателю половой принадлежности.
Морфологический пол: строение органов - внешний - внутренний.
Психологический пол: Ни генетический, ни гормональный ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли и от отношения самой личности как, к своим индивидным свойствам связанным с полом, так и социальным половым. ролям. Половая роль — социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива. Этапы формирования половой идентичности у ребенка: 1) к 1,5 годам – знание первичной половой идентичности на 2х основаниях: - соматические признаки ребенка - нормы поведения 2) 3-4 г. – ясно различают пол людей 3) 6-7 – дифференциация половых ролей
Транссексуализм - как нарушение половой самоидентификации личности, проявляющееся в инверсии полового самосознания: стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.
На основании осуществленного А.И. Белкиным наблюдения за формированием полового самосознания у лиц, перенесших психологическую смену пола, могут быть выделены механизмы формирования психологического пола: а) идентификация (подстановка себя на место другого, уподобление своего Я другому); б) эмпатия (эмоциональное сопереживание с лицами того или иного пола); в) рефлексия (осознание субъектом того, как он воспринимается окружающими) г) сигнификация (знаковое опосредствование совместной деятельности) Этапы формирования половой идентичности у лиц перенесших операцию: 1. выбор идеала мужественности или женственности 2. имитация 3. закрепеление половой роли, закрепление нового псих. пола личности Личность в истории культуры. Культура и программы поведения.
Личность в истории культуры
Анализ развития личности происходит на пересечении 3х осей координат – исторического времени, социального пространства и индивидуального жизненного пути.
Черты категории «социально-исторический образ жизни»: 1. неотъемлемость развития личности от системы общества 2. задает пространство выбора для индивида 3. имеет ценностный мотивообразующий характер, выраженный в социальной программе развития общества
Личность культурно обусловлена и формируется под влиянием сил, функционирующих в специфической культурной среде. Личность является скорее результатом обучения и усвоения основных психологических механизмов, функционирующих в культуре благодаря участию индивида в типичных для данной культуры практиках. С начала XX века было выдвинуто несколько различных подходов, имеющих целью отразить специфику взаимодействия культуры и личности, и разработан ряд методов для изучения характера их взаимоотношений. Наиболее ранние попытки, в которых эти взаимоотношения стали предметом научного исследования, были предприняты этнографами, которые основывали свои теоретические построения в основном на материалах полевых исследований. Именно они разработали фундамент научного подхода к изучению культуры и личности, на котором базируется метод кросс-культурного сравнительного исследования личности, а также направление, известное в наши дни как культурная психология.
В отличие от этнографического, кросс-культурный подход трактует личность как универсальную этическую категорию, феномен, которому должен придаваться равный масштаб и значение в любой рассматриваемой культуре. Личность - это выражение универсальных и проявляющихся независимо от культуры черт. Причина различия культур видится в биологических различиях индивидов и в требовании различных механизмов адаптации. Помимо поисков универсальных аспектов человеческой личности, кросс-культурные исследования направлены на выявление культурно-специфических личностных черт, характеристик и паттернов. Представители кросс-культурного психологического подхода рассматривают такое понятие, как культурно-специфическая индигенная личность - совокупность личностных черт и характеристик, присущая исключительно конкретной рассматриваемой культуре. Хотя исследования, проводимые в рамках данного подхода, и являются психологическими по своей природе, на них в значительной степени отразилось влияние этнографического взгляда на личность и методов ее изучения. Кросс-культурный подход, подчеркиваюет, что все наблюдаемые нами различия являются лишь поверхностными, а в сущности всех людей и все культуры объединяет единая природа.
Другой подход к пониманию характера взаимоотношений между культурой и личностью, получивший распространение в последние годы, известен под названием культурная психология. Для данного подхода характерно рассматривать культуру и личность не как отдельные друг от друга феномены, а как единую систему, элементы которой взаимно обусловливают и развивают друг друга. В то же время данный подход предполагает, что совокупность личностей, действующих согласованно, формирует культуру.
Концепции культуры: Одни исследователи — историки словесности, искусства, духовной жизни, разрабатывающие семиотику и структурный подход (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, А.Я. Гуревич) — выдвинули семиотическую концепцию культуры. Они определяют культуру как знаковую систему и в этом близки западным трактовкам Э. Кассирера и Лесли Уайта. Другие исследователи (историки культуры Э.В. Соколов, Л.М. Баткин) развили функциональную концепцию культуры, выдвигая на первое место ее стабилизирующие функции. Культура выступает у них прежде всего как система норм. Этому близок А.В. Гулыга, видящий в ней систему запретов. Такое представление о культуре разными своими сторонами очень напоминает концепции западных ученых от эволюционистов и романтиков до функционалистов. Третья группа исследователей (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер и другие) подчеркивает творческий компонент в культуре, отстаивая ее динамическую концепцию, и в этом они сходятся с западными неоэволюционистами. Еще одна концепция, широко распространившаяся среди философов и этнографов-генерализаторов (Э.С. Маркарян, Ю.В. Бромлей, М.С. Каган), определяет культуру как специфический для человека способ деятельности. Это, так сказать, антропологическая концепция, имеющая немало общего с концепцией М. Шелера и А. Гелена. И так далее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.007 с.) |