Личность как объект УПРАВЛЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как объект УПРАВЛЕНИЯ



Глава 3

Личность как объект УПРАВЛЕНИЯ

Понятие личности и ее структура

Психологические школы изучения личности

Потребности и мотивы личности

Волевая сфера личности

Способности личности

Характер и темперамент

Познавательные процессы личности

Социализация и развитие личности

Личность как субъект деятельности

Эмоциональный мир личности

Управление эмоциями

Школа самокоррекции

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Адаптация Апперцепция Диагностика Компенсация Константность Конформизм Мотиваторы Одаренность Предметность Представление Психоанализ Самооценка Социализация Абстрагирование Бессознательное Запечетлевание Карта личности Критерии поведения Личностный контроль Наследственность Неприятие роли Привлекательный объект Ролевой конфликт Самоактуализация Социальная фасилитация Устранение потребности

Волевая сфера личности

Воля является важным составным элементом в структуре личности. Она относится к тем составляющим структуры, которые не даются от природы, а полностью формируются в процессе жизнедеятельности человека. Воля рассматривается как способности человека действовать для достижения сознательно поставленной цели.

В рамках изучения волевой сферы личности рассматриваются четыре вопроса:

1. Положения о развитии личности;

2. Этапы волевого развития;

3. Теории волевого поведения;

4. Механизм волевого действия.

Психологи (Л. Выготский и др.) выстраивают процесс развития личности на трех основных положениях:

об активности индивида;

об индивидуальном опосредовании социальных отношений;

о становлении себя через других.

Активность индивида есть процесс мыслительного и жизнедеятельного участия личности во внутренних процессах и внешних событиях. Активность рассматривается в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется внутренним психическим процессам личности. И главный из этих процессов – развитие воли.

Активность может рассматриваться как возможная (свободная) и предписанная (принудительная). В свободной активности ее носителем является сам индивид. При этом у него происходит развитие внутреннего мира через алгоритмизацию собственного поведения, поэтапное формирование личностных качеств, развитие самосознания.

Активность направляется личностью на определенные точки. В инициативе личности, ее направленности реализуется индивидуальная, не «нормированная» социумом активность. Эта активность является весьма существенной для становления личности.

Опосредование социальных отношений – это персональное восприятие и присвоение личностью опыта взаимодействий в социуме. В ходе своей жизнедеятельности индивид вступает в контакты с другими людьми, формируя свой стиль общения и взаимодействия.

Человек в ходе жизни в обществе выступает в разных социальных ролях: сына-дочери, школьника, студента, отца-матери, пешехода, водителя, сотрудника и т.д. Однако в каждой своей роли он оригинален и неповторим.

Создавая свой персональный опыт общественных отношений и исполнения социальных ролей, индивид опирается на многие качества личности. Однако в числе важнейших в этом ряду стоит воля. Через нее выстраивается индивидуальное в опосредовании социального опыта.

Становление себя через других заключается в явлении «зеркального представительства». Оно означает, что формирование лич­ности происходит через симметричное отражение личности человека во внутреннем мире других людей.

Лев Выготский роль зеркального отражения внутреннего мира представляет так: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других».

Охарактеризовать личность можно двумя путями:

– через представленность в ее внутреннем мире других людей;

– как субъекта активности в жизнедеятельности других людей.

Представленность во внутреннем мире человека других людей зависит от его восприятии окружающих. В сознании и памяти каждого человека хранится множество образов знакомых ему людей. Хотя все эти люди разные, однако восприятие их данным индивидом субъективно. Человек добрый и отзывчивый в окружающих людях больше подмечает хорошего. И наоборот, плохому человеку больше видятся отрицательные черты в других людях.

Как субъект активности, каждый человек вызывает определенные отклики в мыслях и деятельности других людей. Иными словами, поведение и сознание одних существенно влияет на формирование других. Возникает эффект опосредования и присвоения личностью чужого опыта. Однако чужой опыт воспринимается индивидом избирательно. Важно лишь то, что воспринимается человеком как личностно значимое для него. Остальное фактически не замечается.

О развитости личности можно говорить в связи с уровнем волевой среды личности. Иными словами, целесообразно выделить в самостоятельный процесс волевое развитие личности.

Психологи выделяют три последовательных этапа волевого развития:

произвольное поведение;

интеллектуальная деятельность;

постпроизвольное поведение (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6 – Этапы волевого развития

 

Произвольное поведение связано с реализацией натуральных (физиологических) потребностей – еда, сон, безопасность, одежда, жилище. Индивид преодолевает те препятствия, которые возникают на пути удовлетворения естественных потребностей. В ходе преодо-ления препятствий проявляется и развивается воля.

Интеллектуальная деятельность связана с мыслительной активностью человека. В процессе мыслительной деятельности во внутреннем мире индивида происходит борьба равносильных, но противоположно направленных аффективных тенденций.

Аффективные тенденции в мыследеятельности личности – это необычные, искусственно вызванные мысли. Вызов осуществляется специальным усилием воли.

Индивид обдумывает варианты действий: взвешивает, оценивает, представляет последствия. Наконец, он вырабатывает решение – принимает план действий: создает намерение, ставит цели, определяет конкретные пути их достижения.

Интеллектуальную деятельность, как второй этап волевого развития, можно образно назвать «периодом мнемотехнического волевого акта». Волевое поведение осуществляется через сознательную регуляцию индивидом своей мотивационной сферы. В результате более слабый, но более значимый для человека мотив получает
дополнительную силу волевым воздействием.

Постпроизвольное поведение связано с опосредованием личностью способов организации действий и волевых усилий. Это третий, заключительный этап волевого развития.

Волевые действия на третьем этапе имеют достаточную побудительную силу для совершения поступка. Причем волевой поступок должен быть совершен без участия сознательной саморегуляции, на подсознании, то есть непроизвольно или постпроизвольно.

Так, ответственный студент утром отправляется на занятия, даже если не доспал. При этом ему не требуется никаких специальных волевых усилий. У него уже выработана установка, что занятия являются элементом обязательным, и не допускающим сомнений. Нерадивому же студенту каждый раз подъем дается со сложностями. Кстати, впоследствии он будет таким же безответственным работником.

Таким образом, в развитии воли имеются этапы, которые реализуются с нарастающей интенсивностью. Во внутреннем мире человека создается психологическая реальность, которая составляет его неотъемлемую сущность. Она является содержанием жизни, регулятором поведения личности.

Психологическая реальность – мотивация – выступает внутренней сущностью человека, через которую преломляются все внешние воздействия. В результате развивающаяся мотивированная сфера индивида начинает выступать в качестве фактора дальнейшего общего (психологического) развития личности.

Аффективно-потребностная сфера личности развивается от простого к сложному. Первоначальные непосредственные (физиологические) потребности, опосредуясь социально приобретенным опытом, вступают в определенные связи во внутреннем мире индивида. В результате возникают новые свойства личности. Они базируются как на когнитивных (основанных на знаниях), так и на аффективных (искусственно вызванных) компонентах. Это способствует развитию столь сложного свойства личности – волевой сферы.

Более простые внутренние качества требуют для своего развития побудительной силы извне. В отличие от них, воле присуща собственная движущая сила. Воля сама влияет на сознательную постановку личностных целей, формирование убеждений и нравственных чувств индивида, создание осознанных потребностей личности. Все указанные явления в совокупности и характеризуют личность.

В психологии рассматривается две теории волевого поведения личности: теория рефлексов и теория навыков и реакций.

Теория рефлексов делит поведение человека на две стадии:

инстинктивную – безусловные рефлексы;

приобретенную – условные рефлексы.

Первая стадия может осуществляться при малоразвитой воле. Вторая же стадия требует значительного волевого развития.

Теория навыков и реакций посвящена дальнейшему развитию второй стадии, т.е. приобретенного поведения. В нем данная теория различает два этапа: усвоения устойчивых навыков и возникновения интеллектуальных реакций. Навыки возникают как закрепление в поведении условных рефлексов.

Реакции могут быть эмоциональными и интеллектуальными. Первые связаны с резким повышением эмоций в ответ на внешнее воздействие, либо собственные мысли. Интенсивность реакций зависит от эмоциональной устойчивости личности, а также значимости для нее причины волнения.

Интеллектуальные реакции возникают как ответ на воздействие в виде образа или символа. Это своеобразное «короткое замыкание» в психике индивида. Это реакция взрывного типа, быстрая и сложная. Однако ее направленность предсказуема, она зависит от ценностей и мотивов индивида. А интенсивность реакции, ее действенность связаны с волевой сферой личности.

Механизм волевого действия связан с преодолением противоречия между желанием личности и осознанным ею долгом. Желание обычно связано с естественными потребностями индивида. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного и трудного.

Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях:

– долг перед обществом и страной;

– долг перед коллегами по работе, производственным коллективом;

– долг перед близким окружением, родственниками и друзьями;

– долг человека перед самим собой.

Долг тесно связан с ответственностью. Чувство долга осознается и опосредуется во внутреннем мире личности. После этого оно переходит в осознанную необходимость. Впоследствии чувство долга выступает пусковым механизмом волевого действия.

В столкновении во внутреннем мире человека желания и долга естественное (физиологическое) преимущество оказывается на стороне первого. Человек хочет получить приятное, и уклониться от неприятного. Однако на стороне долга выступает воля. Она подкрепляет мотиваторы долга так, что они побеждают. В результате волевой человек действует не по своим первичным желаниям, а по осознанной необходимости.

Волевое регулирование своего поведения человек осуществляет на основе сознательного выбора. Индивид в своих мыслях и поступках постоянно сталкивается с выбором. И характер этого выбора определяется волей. Но свободен ли человек в своей воле?

Силу воли и внимание можно измерить тестом приложения 3.

Свобода воли есть осознание ситуации и необходимости выбора, определенного мотивом. Свобода не может быть независимой от мотивов. В качестве мотивов для сознательного гражданина и волевого человека выступают долг и ответственность.

Иными словами, можно сказать, что свобода есть осознанная необходимость, которая у волевой личности является очень сильной.

Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что сильнее всего на свете? – Необходимость».

Итак, процесс развития личности психология выстраивает на трех основных положениях: об активности индивида; об индивидуальном опосредовании социальных отношений; о становлении себя через других.

Становление личности невозможно без развитой воли. В волевом развитии личности выделяют три последовательных этапа: произвольное поведение; интеллектуальная деятельность; постпроизвольное поведение.

Волевое поведение личности объясняется двумя теориями: рефлексов, навыков и реакций.

Механизм волевого поведения действует в направлении преодоления противоречий между естественными желаниями индивида и осознанным им долгом. Человек непроизвольно стремится к приятному и полезному, и уклоняется от неприятного, трудного, болезненного. Чувство долга проявляется у человека на четырех уровнях: перед обществом; перед коллегами; перед близкими; перед самим собой.

Способности личности

Тема способностей очень актуальна для психологии управления. Если человеку поручается работа в соответствии с его способностями, получается двойная выгода. Во-первых, дело будет выполняться старательно и профессионально. Во-вторых, человек будет получать удовлетворение от своей деятельности.

В рамках изучения проблемы способностей будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие и сущность способностей;

2. Теории способностей;

3. Виды способностей;

4. Уровни способностей;

5. Способности и мастерство;

6. Диагностика способностей.

Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли. Оно долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX века возникают эмпирические, а затем и теоретические (психологические) исследования способностей человека.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях и переживаниях. Можно лишь опосредованно заключать о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком, по сравнению с другими людьми. При этом существенное влияние оказывают условия жизни и образование человека.

Способности– это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности.

Способный человек при прочих равных условиях (подготовленность, время, усилия) получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатами соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.

Всякая деятельность сложена и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим свойствам и физическим возможностям человека. Если имеющийся комплекс свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Поэтому способность нельзя свести к одному какому-либо свойству – хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т.п. Способность всегда есть синтез нескольких врожденных свойств личности.

Имеется много подходов к пониманию природы и сущности способностей. Сложилось четыре основных теории способностей.

1. Теория наследственности. Согласно ей, наличие способностей всецело зависит от унаследованного генетического фонда.

Так, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические данные выдающихся деятелей. Продолжая его исследования, Котс определял степень одаренности по объему места, отведенного в энциклопедических словарях известным людям. По идее Гальтона-Котса, талант наследуется, поэтому выдающимися способностями обладают представители знаменитых семей.

Жизнь опровергает утверждения о наследственной предопределенности способностей. Поэтому следующая теория способностей стоит на других позициях.

2. Теория случайностей. Она рассматривает появление способностей у конкурентного человека как элемент непредсказуемости.

Объективный анализ биографий выдающихся людей позволил сделать три вывода. Первый – в подавляющем большинстве выдающиеся люди вышли из семей, не проявивших особых дарований. Второй вывод – дети, внуки и правнуки подавляющего большинства знаменитых людей выдающихся дарований не проявили. Третий вывод – династические высокие способности составляют исключение.

Таким образом, врожденные способности конкретного человека случайны и непредсказуемы.

3. Теория среды и воспитания. Согласно этой теории, способности даются не от природы, а формируются жизненным опытом. Для этого необходимы специальная среда и целенаправленное воспитание и обучение.

Так, Гельвеций в XVIII веке провозгласил, что посредством специального воспитания можно сформировать даже гениальность. В новейшее время американский ученый У. Эшби утверждает, что способности, и даже гениальность, определяются приобретенными качествами. В частности тем, какая программа интеллектуальной деятельности сопровождала жизнь человека в детстве и молодости, а также его работоспособностью.

На первый взгляд кажется, что данная теория выражает веру в человеческие возможности. Она не устанавливает границы развития человеческой личности. Однако эта теория встречает серьезные научные возражения.

Жизненные наблюдения и специальные научные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде видов деятельности они имеют особо важное значение. Поэтому в неблагоприятной среде один человек может проявить большие способности, чем другой, находящийся в благоприятной.

Так, обычным делом является следующая ситуация. Братья и сестры, выросшие в одной семье и находившиеся в равных социальных условиях, обнаруживают резкие различия в способностях. Более того, у них проявляются разные темпы развития, складываются совершенно непохожие характеры.

Психологи и физиологи отмечают индивидуальные особенности в анатомической организации мозга. Это сотражается и на его функциях. Кроме того, обнаружены врожденные типологические особенности нервной деятельности. Это сказывается на проявлении и становлении способностей.

4. Теория равенства. Ее сторонники уверяют, что все люди изначально равны по своим способностям. Расхождения начинаются после рождения, в ходе жизненного опыта.

Однако ряд психологов и социологов отмечают не только ошибочность этой теории. Она несправедлива и противоестественна. Если люди рождаются разными, то их искусственное «выравнивание» античеловечно. Социальное подавление имеющихся у человека способностей (чтобы он был «как все») ломает его психику.

Восприятие всех людей равными по способностям, приносит большой ущерб обществу. Ведь особые способности могут служить не только их обладателю, но и другим людям. Талантливые и гениальные люди – это богатство и гордость любой нации.

В современном мире остро стоит проблема «утечки умов». Экономически развитые (богатые) страны переманивают к себе талантливых людей из бедных и развивающихся стран. Этим людям предоставляются хорошие условия для работы, высокий уровень жизни. И они навсегда покидают свою родину. А ведь они могли бы многое сделать для развития своей страны, а не обогащать и без того богатых.

Подводя итог четырем рассмотренным теориям способностей, следует отметить, что полностью верна только вторая из них. Можно частично признать правоту третьей. Любые способности можно развить, но не сформировать их изначально. В человеке со здоровой психикой заложены, хотя бы в малой степени, самые разнообразные способности. Это позволяет что-то вырастить даже из слабого ростка.

Например, можно научить играть на музыкальном инструменте даже человека без способностей. Конечно, это потребует больших усилий. К тому же уровень музыкального мастерства будет невысоким. Но человек все-таки будет играть.

Способности как свойства личности могут проявляться в разных направлениях его деятельности. Это позволяет говорить о различных видах способностей.

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению. Но как только человек начал деятельность, его потенциальные способности переходят в актуальные. Кроме того, они начинают развиваться в рамках данной деятельности.

По новизне деятельности различают два вида способностей: репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности обеспечивают высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности. Они настроены на усвоение и воспроизведение лучших образцов действий.

Творческие способности позволяют создавать новое и оригинальное в различных видах деятельности. Они дают личности возможность взглянуть на проблему под новым углом зрения, увидеть необычное в обыденном.

Виды способностей могут быть самыми разными: физические, интеллектуальные, творческие, организаторские, коммуникативные и т.д. Фактически во всех видах человеческой деятельности можно говорить о соответствующих способностях.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные.

Под общими способностями понимается комплекс индивидуальных свойств личности, связанный с общей жизнедеятельностью людей. Они способствуют относительной легкости и продуктивности деятельности в жизни и быту. Такие способности присущи в той или иной степени всем людям. К общим чаще всего относят способности к учебе, трудовой деятельности, игре, общению.

Под специальными способностями понимают такой комплекс свойств личности, который позволяет достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной (в том числе профессиональной) области деятельности. Такие способности присущи не только в разной степени, но и вообще не всем людям.

В число специальных способностей обычно включают: математические, музыкальные, литературные, художественные, научные, конструкторские, организаторские.

Некоторые психологи как общие так и специальные способности, в свою очередь, делят каждую на две подгруппы: элементарные и сложные. Под элементарными понимаются способности к простым формам работы. Сложные связаны с видами деятельности, содержащими многие функции либо особые трудности исполнения.

Большинство видов квалифицированного труда предъявляет к личности комплекс психологических требований. Все способности человека являются его психическими свойствами.

Следует отметить, что способности личности не проявляются в единичном виде. Это всегда комбинация, комплекс, набор определенных видов способностей. Этот набор всегда индивидуален. В него входят разные способности, как по виду, так и по их интенсивности (уровню).

В связи с изложенным, можно говорить о структуре способностей. Под ней понимают совокупность психических свойств разной интенсивности и для разных видов деятельности. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни занимают ведущее положение, другие – вспомогательное.

Так, структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др.

Идея «каждый человек способен ко всему» не верна. Более правильным является утверждение, что «каждый человек способен к чему-либо полезному». Поэтому вполне возможно отсутствие у отдельного человека способностей к конкретному виду деятельности.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем просто отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность – это тоже определенный элемент структуры личности. В него входят негативные (мешающие) для данного вида деятельности черты личности.

Для понимания способностей важное значение имеет не только их вид, но и уровень. Уровень способностей – это степень их проявленности, интенсивности, качества, глубины, сложности. Различают четыре основных уровня способностей: задатки, одаренность, талант и гениальность.

Задатки – это предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Задатки тесно связаны со склонностями человека. Поэтому интерес индивида к какому-либо занятию, увлечение им часто говорит о наличии задатков к данному виду деятельности.

Одаренность – это совокупность ряда способностей, обуславливающая особенно успешную деятельность человека среди других людей, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Об одаренности человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в изменившихся условиях, либо за ходом овладения деятельностью.

Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно и оригинально выполнять сложную деятельность. Талант является высшей ступенью развития способностей.

Талант настолько сложное сочетание психических свойств личности, что он не может быть определен одной способностью. Талант всегда является сочетанием способностей, их совокупностью.

Отдельно взятая способность не может быть аналогом таланта. Даже если эта способность ярко выражена и достигла высокого уровня развития. Скорее наоборот, отсутствие или слабое проявление даже важной способности может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других, входящих в сложный ансамбль свойств таланта.

Многие склонны видеть эквивалент таланта в феноменальной памяти. Конечно, прочность и емкость памяти – важная способность. Она отвечает требованиям многих видов деятельности. Число знаменитых людей, обладающих редкой памятью, весьма велико: А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, А.В. Суворов, С.В. Рахманинов, В. Моцарт и др. Но можно назвать еще больше людей не менее известных и талантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляют личности конкретная деятельность. Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого авиаконструктора и талантливого менеджера.

Так, в структуре таланта ученого выделяются следующие способности: внимательность, увлеченность, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности, трудолюбие, целеустремленность.

Гениальность – единичные случаи проявления выдающихся способностей в какой-либо общественно значимой деятельности. Гении рождаются крайне редко.

Так, многие психологи полагают, что гений рождается один в столетие.

Взаимосвязь видов и уровней способностей дана на рисунке 3.7.

Рисунок 3.7 – Схема способностей

По отношению к умениям способности человека выступают как некоторая возможность. Для ее реализации необходимы многие условия: личные, семейные, социальные.

Так, брошенное в землю зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна. Но это произойдет только при условиях, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными для роста.

Способности являются возможностями. А необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность.

Мастерство – это высшая степень овладения каким-либо видом деятельности.

Можно сказать, что мастерство является первым этапом реализации способности. Второй этап – практическая деятельность.

Мастерство занимает особое место в ряду профессиональных и социальных качеств человека. Если способности – свойство природное, то мастерство – категория приобретенная. Оно достигается в настойчивом обучении и активном личном опыте деятельности.

Однако мастерство и способности тесно взаимосвязаны. Эту связь можно выразить формулой:

Из приведенной формулы видно, что чем выше способности, тем легче, с меньшими затратами можно достичь мастерства.

В психологии управления рассматривается вопрос, какое из слагаемых мастерства важнее: способности или труд? В среднестатистическом случае можно признать их примерное равенство.

Однако важно осознавать следующее: способности, данные человеку природой, не зависят от него. А вот труд, и посредством его развитие способностей – полностью во власти человека. Упорным трудом можно добиться высокого мастерства даже при скромных способностях. И наоборот, лень способна погубить даже талант.

Часто высокие способности, проявившиеся в юном возрасте, оказывают молодому человеку «медвежью услугу». Он перестает работать, так как и без труда опережает сверстников. Другие же, осознавая недостаток способностей, стараются компенсировать их упорным трудом. В результате, годам к 30-ти, в лидерах оказываются трудолюбивые и упорные. А способные попадают в аутсайдеры, разочаровываются в жизни и психологически ломаются, пополняя ряды неудачников.

Сложным вопросом для психологической науки остается диагностика способностей.

Способности обнаруживаются только в деятельности, либо в обучении ей. Притом только в такой деятельности или обучении, которые не могут осуществляться без наличия этих способностей.

Так, нельзя говорить о способностях человека к живописи, если его не обучали рисунку, либо он не пробовал рисовать. Только в процессе специального обучения и практики выяснится, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, видит цветовые отношения, пропорции и перспективу, замечает прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях и умениях как таковых, а в динамике их приобретения и использования. Способности проявляются в том, насколько при прочих равных условиях быстро и прочно человек овладевает специальными знаниями и умениями, и их использует.

Проявление в обучении и практической деятельности остается главным способом установления способностей. Другие формы диагностики способностей пока весьма несовершенны.

Различные виды тестирования, анкетирования и опросов дают пока весьма приблизительные результаты.

Часто за способности принимают начальные умения. А невладение такими умениями якобы свидетельствует об отсутствии способностей.

Например, известного художника XIX–XX веков В. Сурикова в юности долго не принимали в Академию художеств. Комиссия устанавливала отсутствие у него способностей к живописи (?!). Юный Суриков рисовал не так, как было в то время принято по академическому стилю. Впоследствии он создал свой стиль в живописи.

Для психологии управления диагностика и реализация способностей сотрудников являются весьма важными вопросами. Без этого трудно рассчитывать на эффективное профессиональное использование работников, на достижение ими личной удовлетворенности в рамках производственной деятельности. Иными словами, без знания способностей сотрудников невозможно обеспечить высокое качество их профессиональной жизни.

Оценить способности к управлению поможет тест приложения 4.

Итак,способностямиявляются природные свойства человека, от которых зависит успешность обучения и овладения определенными видами деятельности.

В психологии рассматривается четыре основных теории способностей: равенства; наследственности;случайностей; среды и воспитания.

Виды способностей могут быть самыми разными: физические, интеллектуальные, творческие, организаторские, коммуникативные и т.д. Фактически во всех видах человеческой деятельности можно говорить о соответствующих способностях.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные.

Степень проявленности способностей, их интенсивность, качество, глубина, сложность определяются какуровень (качество) способностей. Различают четыре основных уровня способностей: задатки, одаренность, талант и гениальность.

Для психологии сложным вопросом остается диагностика способностей. Способности обнаруживаются только в деятельности либо в обучении ей. Притом в ходе только такой деятельности или обучения, которые не могут осуществляться без наличия этих способностей.

 

Характер и темперамент

Рассматривая вопросы эффективного воздействия на сотрудников, психология управления значительное внимание уделяет характеру и темпераменту личности. От этих особенностей индивида во многом зависит успешность его профессиональной деятельности.

В рамках изучения характера и темперамента будут рассмотрены четыре вопроса:

1. Понятие и сущность характера;

2. Типы характеров;

3. Понятие и сущность темперамента;

4. Типы темпераментов.

Характер – это совокупность устойчивых черт человека, которые определяют его эмоции и поведение.

Четыре характера влияют на установление взаимоотношений с другими людьми, выдержку и самообладание в сложных ситуациях, ответственность за свои слова и поступки. Познание характера позволяет с высокой степенью вероятности предвидеть поведение индивида в различных ситуациях, а также корректировать это поведение.

Фиксируя у человека определенный характер, тем самым можно предположить: систему его отношений к действительности; привычный образ его поведения в стандартных ситуациях.

Сочетание устойчивых черт мышления и поведения (характера) проявляются у личности в системе ее отношений:

к другим людям – степень доверчивости, сочувствия, общительности;

к себе – самооценка, самолюбие, самоуправление;

к деятельности – активность, трудолюбие, ответственность;

к собственности – бережливость, аккуратность, щедрость и т.п.

Характер формируется и корректируется под влиянием окружающей среды, видов деятельности, внутреннего мира личности и внешних воздействий на нее. В своем развитии личность опирается на характер, но также может изменять его.

Характер личности определяется набором черт. Эти черты условно можно классифицировать по четырем группам:

интеллектуальные черты – гибкость ума, рассудительность, аналитика;

волевые черты – настойчивость, самостоятельность, организованность;

нравственные черты – честность, ответственность, доброта;

эмоциональные черты – жизнерадостность, бодрость, уверенность.

Психологией условно принята некая «норма» характера. По отношению к уровню нормы характер может быть: нормальным, акцентуированным, психопатическим.

Нормальный характер отвечает на различные воздействия адекватными, сбалансированными реакциями. К нормальным относят характеры большинства людей.

Акцентуированный характер означает чрезмерное проявление отдельных черт. Типичные черты характера имеют различную интенсивность у разных людей. Крайнюю интенсивность отдельных черт, характера называют акцентуацией.

В зависимости от проявления черт характера выделяется ряд разновидностей характерологически



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.063 с.)