Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность как субъект деятельности

Поиск

Сущность личности человека проявляется в деятельности. То, на что человек направляет свои усилия и поступки, демонстрирует его нравственность, культуру, ответственность и другие важнейшие качества, которые и определяют личность.

Общество исторически привыкло оценивать личность не по мыслям и намерениям, а по совершенным действиям. Именно поведение выступает главным критерием для суждения о сущности той или иной личности.

В изучении личности как субъекта деятельности рассматриваются четыре вопроса:

1. Сущность деятельности;

2. Виды деятельности личности;

3. Профессиональная деятельность и ее мотивация;

4. Управление поведением личности.

Деятельность – это совокупность практических действий и поступков человека по достижению определенной цели.

Как правило, образ деятельности наглядно демонстрирует внутренний мир человека, раскрывает его мотивы и побуждения, то есть предмет характеризует личность. Деятельность является не только формой активности индивида, ее направленность показывает жизненные ценности и устремления личности.

Возможен вариант деятельности человека, принципиально не соответствующей его внутреннему миру. Это может происходить под давлением внешних обстоятельств.

Деятельность демонстрирует мировоззрение индивида, отношение его к окружающему миру. Посредством деятельности человек организует свою жизнь, реализует себя в мире и обществе.

Деятельность личности осуществляется в сложной системе социально-экономических отношений. Окружение выступает в двух ипостасях. С одной стороны, окружающая среда является полем приложения сил индивида. С другой стороны, среда является фактором воздействия на личность, и во многом влияет на поведение индивида.

Внутренние причины действуют через внешние условия. Один и тот же человек может поступать в разных ситуациях не совсем так, как можно было бы ожидать, исходя из знания его личностных качеств. Человек психологически включен в свои поступки, в них интегрируются и проявляются его качества, психическое состояние в данный момент, жизненная и мыслительная активность.

Переплетение разных внутренних и внешних причин нередко порождает и неадекватные поступки человека. Он может действовать нехарактерно для него, и неожиданно для окружающих.

Таким образом, в оценке личности через деятельность можно пользоваться простой формулой: «качества личности – ее поведение». Однако это не всегда верно, и не столь однозначно. Гораздо более правильной будет более сложная формула:

«личность – деятельность – ситуация (условия) – поведение».

Условия деятельности нельзя понимать как независимые от активности личности, как некую ширму, которая окружает ее. Во-первых, человек сам выбирает условия. Во-вторых, своим поведением он создает себе обстоятельства. В-третьих, личность может не мириться с условиями, а менять их своей активностью.

Например, два студента обучаются в одной группе, и вроде бы находятся в одинаковых условиях. Но это не так. Для добросовестного, хорошо успевающего студента эти условия психологически комфортны. К нему обращаются товарищи за консультациями и помощью, его хвалят, ставят в пример, поощряют – и он доволен. А для двоечника и нарушителя дисциплины условия, напротив, дискомфортны. Его ругают, обсуждают и осуждают, он не пользуется авторитетом.

Таким образом, актуальная психология личности и ее действия не статичны. Они – продукт мыследеятельности и жизнедеятельности. Оставаясь в основном сама собой, психология человека, вместе с тем, не совсем та в каждый данный отрезок времени. Личность и ее деятельность – явления динамичные, изменяющиеся во времени.

Индивидуальная деятельность человека имеет определенное строение. В его состав входят мотивы, цели и действия. Структура деятельности представлена на рисунке 3.11.

 

Рисунок 3.11 – Структура деятельности

 

Мотивы в данной структуре являются тем, что побуждает человека к деятельности.

Цели означают то, на что направлена деятельность, к чему личность стремится.

Действия можно рассматривать как относительно законченные этапы деятельности.

Направленность индивидуальной деятельности субъекта и величина развиваемых им усилий определяются вектором взаимодействия «мотив – цель». Данный вектор действует в прямом и обратном направлениях.

Психология различает пять основных видов деятельности: бытовая, учебно-познавательная, профессиональная, личностная и общественная.

Бытоваядеятельность связана с удовлетворением индивидом своих физиологических потребностей.

Человек строит и обустраивает дом, заботится об одежде и пище, сне и активном отдыхе. Тем самым он обеспечивает сферу своей жизнедеятельности.

В народном сознании долгое время бытовая деятельность отождествлялась с жизнедеятельностью. «Мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына», – гласила народная поговорка.

С тех пор кардинально изменился круг бытовых забот и содержание жизнедеятельности. Неотъемлемой частью быта стали автомобиль, телевизор, компьютер, мобильный телефон. Но суть физиологических потребностей человека принципиально не изменилась.

Учебно-познавательная деятельность – это усвоение знаний, выработанных человеческой цивилизацией, и постижение ее культуры.

Учебно-познавательная деятельность фактически является мыслительной (интеллектуальной) работой личности. Учебные заведения от детского сада до докторантуры создают познавательную обстановку и предлагают знания. Взять эти знания, усвоить их, научиться ими пользоваться – это забота и труд самого обучающегося.

Не случайно слова «сознание» и «знание» имеют один корень. Именно содержание и глубина знаний во многом определяют внутренний мир личности: от мировоззрения до осознания своего места в мире.

Через усвоение знаний, благодаря учебно-познавательной деятельности, человек растет и развивается, занимает свое место в жизни и обществе.

Учебно-познавательная деятельность связана не только с пребыванием в стенах учебных заведений. Очень важную роль в получении знаний у каждого человека играет самообразование. Современный человек живет в огромном потоке информации. Это СМИ, интернет, кино, книги. Из этого потока каждый извлекает свой вид и объем знаний.

Профессиональная деятельность – это освоение человеком профессии и реализация себя в ней.

Профессиональная деятельность тесно связана с учебно-познава-тельной, особенно на первом этапе. Освоение профессии происходит в процессе обучения. Человек выбирает профессию, и обучается ей.

Серьезная проблема современного общества – неосознанный выбор профессии. Молодые люди после окончания школы поступают в те или иные заведения. Их выбор часто бывает случайным. Поэтому нередко в дальнейшем люди работают не по профилю своего образования.

Личностная деятельность связана с кругом непрофессиональных, но персонально значимых увлечений человека.

Личные увлечения получили название хобби. Круг увлечений людей чрезвычайно широк – от филателии до рыбалки. Они могут принимать разные уровни интенсивности и степени увлеченности, вплоть до фанатизма (футбольные болельщики, поклонники эстрадных звезд).

К видам личностной деятельности психология управления относит и общение с друзьями. Человек является существом социальным. Поэтому часто для него даже сугубо личное связано с общением с близким человеком.

Люди-одиночки, замкнутые, нелюдимые обычно имеют проблемы с психикой. Неумение и нежелание общаться с себе подобными свидетельствует об определенных нарушениях в психической деятельности индивида. Как правило, такие люди глубоко несчастны.

Общественная деятельность – это работа на благо общества.

Обычно такая работа является, добровольной, внепрофессиональной и неоплачиваемой. Человеком в ней может двигать чувство долга, обязанности либо личного интереса. В последнем случае общественная деятельность может совпадать с личностной.

Часто общественная деятельность происходит в рамках политических партий, общественных, любительских или спортивных организаций.

Стремление к активной общественной деятельности связано с нереализованностью человека в рамках профессии или личной жизни. В этом случае поиск сферы самореализации приводит человека в общественную работу (волонтерство). Если такое произошло, это можно лишь приветствовать. Потому что, если человек не смог нигде себя найти, это трагедия личности, и проблема общества.

Из всех видов деятельности важнейшее социальное и личностное значение имеет профессиональная деятельность.

В ходе профессиональной деятельности человек постоянно растет и совершенствуется в профессии. Благодаря профессиональной деятельности он приобретает социальный статус, занимает свое место в жизни и обществе.

Профессиональную деятельность личности определяют четыре группы мотивов: деятельные, социальные, эмоциональные и органические.

Деятельные мотивы – это потребность в личном практическом опыте, в физической нагрузке, мыслительной и творческой работе.

Деятельные мотивы способствуют освоению профессиональных умений и навыков, реализации и совершенствованию себя профессии, в целом активной жизни. Посредством деятельных мотивов реализуются устремления людей, достигаются их жизненные ценности и личностно значимые цели.

Социальные мотивы профессиональной деятельности – это стремление к межличностным контактам, общественному признанию, успешному карьерному росту.

Социальные мотивы являются важным условием реализации интересов людей. В свою очередь, интересы выступают выражением связей и отношений между людьми.

С помощью социальных мотивов человек стремится занять свое достойное место в обществе. Он старается приобрести высокий социальный статус, добиться общественного признания как человек и профессионал.

Для отдельных людей социальные мотивы отражают жажду власти над другими людьми. Им нравится отдавать приказы, ощущать зависимость от них подчиненных и коллег.

Эмоциональные мотивы профессиональной деятельности – это удовлетворенность от работы, радость творчества, осознание своей востребованности.

Эмоциональные мотивы позволяют гордиться своей профессией, получать удовольствие от результатов трудовой деятельности. Сознание хорошо выполненной и нужной обществу (коллективу) работы доставляет человеку высокое эмоциональное удовлетворение.

Особые эмоциональные состояния переживают специалисты высокой квалификации. Они имеют особую психологию, которая дает им ощущение гордости и собственной значимости.

Люди эмоционально связывают себя с трудовым коллективом. Это вызывает у них чувства причастности и защищенности. Кроме того, складывается состояние референтности, то есть уважение к трудовому коллективу, принятие его ценностей и негласных норм.

Термин «состояние защищенности» ввел в научный оборот А.С. Ма-каренко. Под ним он понимал ощущение человеком того, что в производственном коллективе его не дадут в обиду. При необходимости, к нему придут на помощь, не оставят в беде одного.

Для многих людей профессиональная деятельность связана с приливами вдохновения, муками творчества, взлетами открытий. Эмоциональные переживания от такой профессиональной деятельности создают творческому человеку ощущения счастья.

Участие в любом профессиональном труде приносит личности приятное ощущение своей востребованности. Человек с удовлетворением осознает, что его труд нужен его семье, близким, обществу.

Органические мотивы профессиональной деятельности – это потребность в движении, динамике, действиях, как условиях поддержания здоровья.

Совершая мышечную работу, человек способствует обменным процессам в своем организме, укреплению собственного здоровья. Физическая нагрузка поддерживает физиологический тонус, продляет активную жизнь человека. Иными словами, движение является основой здорового образа жизни человека. Оно увеличивает продолжительность жизни индивида.

У представителей малоподвижных профессий на основе гиподинамии активно развиваются сердечно-сосудистые и неврологические заболевания. Для борьбы с ними люди бегают по утрам, совершают пешие прогулки, велосипедные пробеги, ходят в спортзалы и бассейны.

Психология уделяет большое внимание управлению поведением. Для этого изучаются основы поведения и способы влияния.

Основы поведения личности складываются из ее устойчивых характеристик, которые определяют выбор и принятие решений по поводу поступков. К критериям выбора поведения относятся цели человека, его возможности и состояние, их динамика.

Склонность к деятельности можно оценить по тесту приложения 9.

Критериальная база поведения человека складывается из трех составляющих: расположения человека к явлениям, совокупности ценностей и набора принципов поведения.

Расположение человека – это его изначальное отношение к объекту, определяющее направленность реакции и ее интенсивность.

Расположение имеет три компонента: воздействия, которые отражают чувства человека к объекту; знания об объекте; намерения по поводу того, как вести себя по отношению к объекту. Характеристики расположения:

– невидимость, т.к. оно заключено в человеке глубоко внутри;

– чувственность, которую питает человек к объекту;

– направленность, т.е. выбором по оси «нравится – не нравится»;

– активность, т.е. реализацией своего отношения в поведении.

Высокую степень расположения называют увлеченностью. Так, для увлеченности человека своей работой характерно наличие трех аспектов:

важности – насколько работа занимает существенное, центральное место в жизни и деятельности человека;

привлекательности – в какой степени содержание работы интересно человеку, насколько он увлечен работой;

атрибутивности – насколько человек идентифицирует свою персону с выбранной профессией и выполняемой им работой.

Ценности как критерий поведения – это набор ориентиров, важных для человека, которым он следует в своей жизни.

Ценности существенно отличаются от расположения. Расположение определяет отношение человека по динамике: «нравится – не нравится». Ценности же определяют выбор: «хорошо – плохо».

Ценности оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения, на поведение в коллективе. Они выступают как нормативная база морали личности, фундамент мотивов ее поведения.

Принципы как критерий поведения – это определенные стандарты поступков человека.

Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль. Они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поступков, ограничениях, табу (запретах), устойчивых формах реакции на явления и людей.

Принципы формируются на основе системы ценностей, мотивов и направленности человека. Люди не обязательно осознают, какие ценности и устремления находят свое воплощение в отдельных принципах. Чаще всего принципы перенимаются из окружения вместе с познанием, мышлением, воспитанием.

Например, английские бизнесмены неукоснительно следуют принципам честности, ответственности, соблюдения договорных обязательств.

Поведение человека вызывает для него определенные последствия. В зависимости от них, поведенческая реакция либо закрепляется в устойчивую, либо же происходит отказ от нее.

Закрепление осуществленного поведения либо отказ формируют дальнейшие поступки человека. Именно через закрепление/отказ происходит осознанная корректировка или даже изменение поведения. Этим же способом можно управлять поведением личности, воздействуя извне или изнутри.

Сущность управления поведением сводится к воздействию на критериальную базу поступков человека – расположения, ценности, принципы.

Изменение расположения человека к объекту можно вызвать через воздействие на его чувства, намерения, знания об объекте. По отношению к работе наиболее желательным является достижение увлеченности через повышение ее личностной важности, привлекательности и атрибутивности.

Психология управления особо обращает внимание на поиск гармонии ценностей организации (коллектива) и личности (сотрудника). Этому способствует работа руководителей по созданию, разъяснению и доведению до персонала системы ценностей организации.

Так, гармония ценностей персонала и фирмы в современных организациях достигается в рамках корпоративной культуры. Сотрудники разделяют ценности фирмы, гордятся ею, отождествляют себя с коллективом.

Управление принципами сводится к воздействию на их формирование и коррекцию. К формам воздействия относятся: показ образцов – известных в профессии людей, их социального статуса, общественной признанности, личной удовлетворенности.

Организованность можно оценить по опроснику приложения 10.

Изменение поступков человека можно рассматривать как следствие научения поведению. Оно опирается на последствия поступков человека, их внутреннем анализе и внешней демонстрации. Демонстрация означает разъяснение человеку другими людьми связи его поступков и их последствий.

В юмористической миниатюре Михаила Жванецкого «Похороны» руководитель оркестра урезонивает музыканта: «Не кипятитесь, Миша, вы же еще не отсидели за прошлый раз!».

Внешняя реакция на поведение человека в психологии управления называется компенсацией. Она выражается в том, что человеку за его поведение что-то предоставляют либо его лишают. При отсутствии компенсации заметной модификации поведения человека обычно не происходит.

С позиций научения поведению и его модификации компенсация может осуществляться в четырех видах:

порицание – осуждающая реакция на какое-то поведение;

наказание – лишение чего-то за плохое поведение;

гашение – отсутствие положительной реакции на какие-то действия.

Кроме рассмотренных общих, существуют и специальные методы управления поведением личности – психотехники: психорегуляция и психокоррекция. Они требуют профессионального подхода, тонкого и внимательного применения с тем, чтобы не навредить объекту.

Психорегуляция является средством регулирования поведения человека.

Психокоррекция заключается в регулировании эмоционального состояния человека с помощью профессионального психолога. Он показывает клиенту связь его поступков с реакциями на них других людей, подсказывает оптимальные способы поведения в сложных жизненных и профессиональных ситуациях.

Так, в Древнем Риме военачальника или политика, удостоенного особых почестей – триумфа, пытались уберечь от зазнайства и вознесения себя к богам. На наиболее важных церемониях чествования рядом с триумфатором постоянно находился раб, который периодически повторял ему: «Помни, что ты всего лишь человек!».

Итак, сущность деятельности заключается в совокупности практических действий и поступков по достижению определенной цели. Деятельность может иметь несколько видов: бытовая, учебно-познавательная, профессиональная, личностная, общественная.

Профессиональной деятельностью является освоение человеком профессии, реализации себя в ней и постоянном совершенствовании. Различают следующие мотивы профессиональной работы: деятельные, социальные, эмоциональные, органические.

Управление поведением людей заключается в воздействии на критериальную базу поступков – расположения, ценности, принципы. Внешняя реакция на поведение человека называется компенсацией. Специальными методами управления поведением являются психотехники.

 

Эмоциональный мир личности

Отношения человека к окружающей действительности не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть наиболее динамичная форма отражения сознанием реального мира.

Виды отражения бывают разные. Восприятие отражает реальный мир при непосредственном его воздействии на органы чувств. Мышление опосредовано отражает связи и отношения между предметами и явлениями. А вот эмоции отражают предметы не сами по себе, а в их отношениях к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов.

В процессе изучения эмоционального мира личности рассматриваются четыре вопроса:

1. Сущность эмоционального мира личности;

2. Источники эмоций;

3. Свойства эмоций;

4. Виды эмоциональных состояний.

Эмоции – это отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания.

Слово emoveo в переводе с латыни означает – потрясаю, волную.

Эмоциональный мир каждого человека исключительно индивидуален. Он складывается из неповторимого набора многих элементов и состояний, создающих оригинальную комбинацию.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно понимают самые разнообразные реакции человека – от тонких оттенков настроения до бурных взрывов страсти. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную оценку и значимость внешних ситуаций и внутренних состояний для жизнедеятельности индивида в форме переживаний.

Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде физиологических проявлений:

мимики – изменение положения губ, бровей, лицевых мышц;

пантомимики – жестов и поз;

вокальной мимики – тона и интонаций голоса;

вегетативной динамики – изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или бледности, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения;

биохимической динамики – выделения надпочечниками адреналина, увеличения сахара в крови, появление белка в моче и т.д.

На принципах вегетативной и биохимической динамики работает известный «прибор правды» – полиграф. Фиксируя реакцию организма, он показывает, говорит человек правду, или нет.

Эмоции не возникают беспричинно. Они имеют свои источники. Основными из них являются: внешние события, чужие высказывания и собственные мысли.

Внешние события – это любые изменения в окружающей действительности, вызывающие эмоции человека.

События, затрагивающие внутренний мир человека, могут происходить как в его собственной жизни, так и в окружающей среде. Причем на силу эмоции влияет не глобальность или интенсивность события, а отношение к нему индивида.

Человек может остро реагировать на событие, которое не имеет к нему прямого отношения. Оно произошло далеко, затронуло неизвестных ему людей. И узнал он о нем по телевидению. Тем не менее, эмоциональная реакция может быть сильной.

Чужие высказывания – это оценочные слова о человеке других людей.

Человеку приятно услышать о себе хорошее высказывание, высокую оценку. Он дорожит положительным общественным мнением.

На этом построено искусство комплимента. Похвалить человека надо за что-то реальное, при этом можно лишь слегка приукрасить. Преувеличение допускается лишь в небольших дозах. И в этом комплимент отличается от лести, которая не имеет под собой реальной основы.

Но значительно сильнее люди реагируют на отрицательные высказывания о них. Если негативное мнение не имеет под собой оснований, это переносится легче. Но если в нем содержится хотя бы частица правды, чужие слова могут ранить человека очень больно.

Собственные мысли – это отношение к внешним событиям, чужим высказываниям и внутренним переживаниям.

Собственные мысли из всех возможных источников эмоций являются самыми сильными. Именно внутренний мир человека оценивает любое явление, и определяет интенсивность реакции на него.

Золотое правило психологии гласит: «Проблема не в том, что с нами происходит, а в том, как мы к этому относимся».

То, что главным источником эмоций личности являются ее собственные мысли, дает человеку уникальные возможности саморегулирования. Воздействуя на свои мысли и оценки, индивид может кардинально влиять на свой эмоциональный мир, и связанное с ним поведение.

Так, для англичан эмоциональная сдержанность человека является главным признаком родовитости и воспитанности. По их мнению, выйти из себя может только простолюдин. Джентльмены и леди сдержаны и вежливы в любых обстоятельствах.

Собственные мысли могут стать источником эмоций и от недостатка информации. Состояние неопределенности поведения, неясность путей движения к цели отрицательно влияют на эмоциональный мир человека, вызывают повышенные переживания.

Реакция на недостаток сведений способствовала развитию особых форм приспособления, связанных с эмоциями. Они обеспечивают приток дополнительной информации, изменяя чувствительность сенсорных входов. Повышая чувствительность, эмоции способствуют реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов. Одновременно повышается восприятие сигналов внутренней среды. Следовательно, больше гипотез извлекается из хранилищ памяти.

Эмоции, как процесс психики, обладают определенными свойствами. Основными из них являются: предметность, направленность, субъективность, регулятивность.

Предметность эмоций – реакция на сущность и содержание объекта.

Поскольку эмоция отражает отношение человека к объекту, постольку она включает определенную информацию о нем самом. От характера этой информации зависит и качество отношения к объекту.

Отражение содержит два компонента: познавательный и опосредованный. Познавательным является отражение сущности и содержание объекта. Опосредованный компонент эмоции заключается в состоянии человека и личностным восприятием им объекта.

Отсюда следует двойная обусловленность эмоций. С одной стороны, воздействуют потребности человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций. С другой стороны, влияет личная способность отразить и понять определенные свойства объекта.

Направленность эмоций – это связь реакции с мотивом и результатом деятельности.

Если достигнуто желаемое, то есть полученный результат соответствует мотиву, эмоции будут положительными. И наоборот, отрицательные эмоции возникают тогда, когда события идут по нежелательному сценарию.

Субъективность эмоций – это связь реакций с личностным внутренним миром человека.

Такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку объективно отражать внешний мир. А эмоции служат для субъективного отражения окружающей действительности и внутреннего мира.

Именно эмоции отражают личную значимость происходящего и осмысливаемого. Это затем проявляется через интерес, пристрастность, вдохновение, одержимость.

Регулятивность эмоций – это влияние внутренних реакций на поведение человека.

Органическая связь субъективного и объективного компонентов эмоций позволяет реализовать их вероятностно-прогностические функции. Это проявляется в коррекции поведения человека.

Отражая вероятность события, эмоции создают предвосхищение, которое выступает важным фактором ориентации и регулирования поведения индивида.

Например, эмоция опасности заставляет человека принять меры к ее избеганию, к изменению ситуации.

Оценить эмоциональное состояние поможет опросник приложения 11.

Человек может переживать различные виды эмоциональных состояний. Основными из них являются: настроение, возбуждение/подавленность, стресс, аффект, шок, фрустрация.

Настроение – естественное эмоциональное состояние, которое окрашивает все мысли и поведение человека.

Настроение сопровождается слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями. Оно существует в течение длительного времени, колеблясь при этом в определенных пределах.

Настроение является весьма динамичным эмоциональным состоянием. Его изменчивость – это норма. Если у человека всегда хорошее настроение, значит у него проблемы с психикой.

Образованный человек является хозяином своего настроения. В управлении настроением проявляется культура личности.

Психологи советуют – если вы хотите подольше сохранять молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь поддерживать хорошее настроение.

Настроение является единственным видом эмоционального состояния, когда человеком можно профессионально управлять. Во всех других состояниях человек либо неадекватен, либо невменяем. В этом случае им нужно не руководить, а оказывать ему помощь в том, чтобы вернуть его в состояние настроения.

Возбуждение/подавленность – это эмоциональный выход человека за границы настроения, то есть повышенная или пониженная эмоциональность.

Одной из основных форм возбуждения является страсть – сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо. Она сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с объектом увлечения. Страсть может возникать не только в отношении свершившихся явлений, но и вероятных, или прошедших.

Наиболее распространенная форма подавленности – депрессия. Обычно она является результатом, крушения надежд, разочарования в идеалах, сильного огорчения. Депрессия, как показано выше, может быть вызвана, в том числе, «кризисом среднего возраста». Депрессия тяжело переживается, выходить из нее всегда сложно и долговременно.

Стресс – это эмоциональное напряжение, вызванное неожиданными неприятностями.

Вызвать стресс может опасность, риск, важная новость. Причины, вызывающие стресс, называют стрессорами.

Возбуждение, подавленность и стресс как виды эмоциональных состояний сопровождаются неадекватной реакцией человека на окружающие события. Никакой профессиональной деятельности в этих состояниях выполнять нельзя. Это чревато не только некачественной работой, но и травмами и порчей оборудования. Людям в таких состояниях необходима помощь в восстановлении душевного равновесия.

Такую помощь можно оказать и без врача (невролога) или психолога. А вот последующие виды эмоциональных состояний свидетельствуют о невменяемости. Они являются патологией, и требуют профессионального лечения.

Аффект – мощная кратковременная эмоциональная реакция, связанная с потерей человеком контроля над собой.

Аффект полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными. Тем самым образуется обобщенный аффективный комплекс, определяющий единую неконтролируемую реакцию на ситуацию в целом. В эту реакцию включается сопутствующие ассоциации и неуправляемые действия.

Отличительными чертами аффекта являются его ситуативность, обобщенность, большая интенсивность и малая продолжительность. В состоянии аффекта у человека резко изменяется внимание, снижается его переключаемость. В поле восприятия удерживаются только те объекты, которые вошли в комплекс переживания. Все остальные раздражители, не вошедшие в переживание, осознаются недостаточно. В этом причина неуправляемости индивидом своим состоянием.

Неуправляемое действие может выступить «выпускным клапаном». Совершив какое-либо действие, человек способен ощутить сильное ослабление. Наступает упадок сил, безразличие ко всему.

Аффекты обладают приспособительной и регулирующей функцией. Она состоит в создании специфического ответа на проблему, и соответствующего следа в памяти. В дальнейшем они определяют избирательность по отношению к ситуациям, подобным тем, которые в прошлом вызвали аффект.

Шок – сильное продолжительное нервное потрясение с потерей человеком контроля над собой.

Шок отличается от аффекта большей глубиной нервного потрясения. Это определяет его продолжительность, которая может быть достаточно значительной. Если аффект исчисляется минутами, то шок – часами.

Фрустрация – временная дезорганизация сознания и поведения, блокирование мыслительной и мышечной деятельности.

Обычно фрустрация связана с тяжелыми эмоциональными переживаниями человеком своей крупной неудачи. Это сопровождается чувством безысходности, крушения надежд в достижении важной, личностно значимой цели.

Фрустрация может быть вызвана и иной, сильно действующей на психику индивида причиной. Часто это связано с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

О состоянии фрустрации в народе часто говорят – «впал в ступор».

Итак, эмоции являются отражением человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания в собственном внутреннем мире.

Источниками эмоций выступают: внешние события, чужие высказывания и собственные мысли. Последние являются наиболее сильными. Это дает человеку возможность путем изменения своих мыслей регулировать собственные эмоции.

Основными свойствами эмоций являются: предметность, направленность, субъективность, регулятивность.

Существует несколько видов эмоциональных состояний. Естественным является настроение, которое очень динамично, и может кардинально измениться за секунды.

Выход за пределы нормального эмоционального состояния – это возбуждение, подавленность и стресс. Человек в таких состояниях не вполне адекватен, однако еще может себя контролировать. Решать рабочие вопросы в таком состоянии нельзя, человеку надо помочь прийти в себя.

В трех видах эмоциональных состояний – аффекте, шоке и фрустрации – индивид является невменяемым. Это патология, в которой человек себя не контролирует. В таких ситуациях ему нужна медицинская помощь.

 

Управление эмоциями

 

Поведение современного культурного человека отличается тем, что он всегда контролирует свое эмоциональное состояние. Это необходимо как в обществе, так и наедине с собой. В обществе это соответствует принятым нормам и правилам поведения и общения. Наедине с собой это позволяет помогать своей нервной системе не «распускаться», не выходить из-под контроля.

В процессе изучения управления эмоциями рассматриваются следующие четыре вопроса:

1. Понятие и сущность управления эмоциями;

2. Направленность эмоционального регулирования;

3. Способы управления эмоциями;

4. Управление стрессами.

Управление эмоциями – это изменение эмоционального состояния человека специальными усилиями.

В разных культурах и нациях по-разному относятся к управлению эмоциями. Одни считают эмоциональную «распущенность» недопустимой, другие же, особенно южные народы, вполне уместной.

Так, в итальянском менталитете принято, что эмоции открыто отражают чувства человека, даже в общественных местах. Если человек прячет эмоции, то доверять ему нельзя.

Тем не менее, к эмоциональной «распущенности» в обществе отношение плохое во всех культурах. А вот в кругу близких многие эмоциональную сдержанность считают необязательной. Якобы, среди своих нет необходимости выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Такая позиция в корне неверна по следующим причинам. Эмоциональное состояние человека обязательно воздействует на окружающих. Проявление отрицательных эмоций в кругу близких людей негативно отражается на их состоянии. Поэтому важно ограждать от такого воздействия своих близких.

Иными словами, в кругу близких людей человеку следует не менее внимательно контролировать собственные эмоциональные про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.240 (0.025 с.)