Социализация: сущность, этапы, агенты. Десоциализация и ресоциализация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация: сущность, этапы, агенты. Десоциализация и ресоциализация



Понятие социализации является классическим как для отечественной, так и для зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих процессов и явлений, ведущих к становлению и функционированию личности как субъекта социальных отношений, определяющих вектор ее формирования. Проблема социализации личности рассматривается спектром научных дисциплин: психологией, антропологией, педагогикой, социологией и другими. В силу междисциплинарности данного понятия в современной науке нет однозначного его определения. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Человек выступает как становящийся субъект, формирующийся в социальной среде.

Таким образом, оправданным и закономерным является следующее определение социализации, данное социальным психологом Г.М. Андреевой, которая определяет социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация – процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Процесс социализации непрерывен, продолжается в течение всей жизни человека. В науке сложились различные концепции развития личности в процессе социализации. В большинстве из них берется за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение.

Первый этап – младенчество. Продолжительность составляет примерно два года жизнедеятельности. Основной канал социализации на данном этапе – общение. Оно выражается в жестах, мимике, позже – в словесных формах.

Второй этап определяется как детство. В этот период ведущее значение имеет игра, в первую очередь ролевая.

Третий этап социализации начинается с перехода от «возраста игр» к «возрасту обучения» в школе. На данной стадии изменяется доминанта социализирующего процесса – ею становится обучение. Четвертый этап начинается в школьные годы, верхней границей является завершение учебы. Данный период характеризуется изменениями в самосознании, самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих, в самостоятельном конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций.

Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации, получает свое развитие трудовая. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформировавшейся личности, обладающей более или менее разносторонне развитым сознанием и самосознанием, более или менее прочными мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе указанного этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает его новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. Важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда. Она резко интенсифицирует социализационный процесс, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях социализации личности: как члена специфической профессиональной группы (микроуровень); как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень); как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень). Завершающая стадия социализации – послетрудовая деятельность. (или по таблице: этапы развития личности по Эриксону)

На каждой стадии, порой на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются ее средства и механизмы. Условия или факторы данного процесса в обобщенном виде можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство. Третья – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Таким образом, естественный процесс перехода из одной возрастной категории в другую, от детства к юности, затем к зрелости и, наконец, к старости означает приобщение к новым правам и обязанностям, нормам и ценностям, стилю и образу жизни. Кроме того, социологами отмечается, что в связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость десоциализации – изменения старых ценностей, норм и правил поведения (утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов). Соответственно возникает необходимость в ресоциализации. В социологии данный термин закрепился как процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (Напр., новый начальник, который требует работать по-новому, ресоциализирует нас).

Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире ценностей, норм, идей и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной реальности в объективные формы внешнего социального мира.

На различных этапах социализации ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация предполагает процесс формирования зрелой личности. Вторичная – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение нормам и освоение социальных ролей. Институты – учреждения, оказывающие влияние на процесс социализации и направляющие его. Как уже было отмечено, принято различать первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: сначала семьи, группы сверстников, позднее – школы, учебных заведений. Соответственно, агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, сверстники, лидеры молодежных группировок, непосредственные руководители по учебе. Первичная социализация имеет значение особенно на ранних этапах развития личности, в первой половине жизни человека. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. В данном случае большее значение имеют другие группы – образовательные, профессиональные, территориальные, определяемые местом отдыха, например. На каждой из стадий в настоящее время огромное значение оказывают СМИ.

Социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, которые могут быть выделены по различным основаниям. Первым могут выступить направления воздействий социализирующих факторов: интериоризация – усвоение опыта человечества, в результате чего он становится достоянием личности, формирует присущие только человеку высшие психические функции, оказывает влияние на становление личности; экстериоризация – опредмечивание, проявление в деятельности и общении ранее усвоенных способов поведения.

В целом, социализация сводится к сложному, многогранному, во многом противоречивому процессу, в ходе которого биологический индивид становится общественным. Социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни.

Этапы по Э. Эриксону

Этап развития Психологический кризис Доминирующая социальная среда Благоприятный результат
       
Младенчество Основы доверия в противовес недоверию Семья У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру
Раннее детство Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям Семья Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению
Возраст 4-5 лет Инициатива в противовес чувству вины Семья Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости Соседи; школа Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях
Подростковый период Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями Группа сверстников и внешние группы Индивид развивает самоидентификацию – ясное ощущение собственного Я
Юность Любовь в противовес одиночеству Друзья и партнеры по сексу Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие – дружеские и любовные отношения
Взрослый Творческий потенциал в противовес застою Новая семья, работа Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом
Пожилой возраст Целостность в противовес отчаянию Выход на пенсию и близящаяся смерть Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)