Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализация: сущность, этапы, агенты. Десоциализация и ресоциализацияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие социализации является классическим как для отечественной, так и для зарубежной социологии. Оно лежит в основе многих процессов и явлений, ведущих к становлению и функционированию личности как субъекта социальных отношений, определяющих вектор ее формирования. Проблема социализации личности рассматривается спектром научных дисциплин: психологией, антропологией, педагогикой, социологией и другими. В силу междисциплинарности данного понятия в современной науке нет однозначного его определения. Социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Человек выступает как становящийся субъект, формирующийся в социальной среде. Таким образом, оправданным и закономерным является следующее определение социализации, данное социальным психологом Г.М. Андреевой, которая определяет социализацию как двусторонний процесс. С одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Социализация – процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Процесс социализации непрерывен, продолжается в течение всей жизни человека. В науке сложились различные концепции развития личности в процессе социализации. В большинстве из них берется за основу развития какой-либо один фактор, имеющий биологическое, психическое или социальное происхождение. Первый этап – младенчество. Продолжительность составляет примерно два года жизнедеятельности. Основной канал социализации на данном этапе – общение. Оно выражается в жестах, мимике, позже – в словесных формах. Второй этап определяется как детство. В этот период ведущее значение имеет игра, в первую очередь ролевая. Третий этап социализации начинается с перехода от «возраста игр» к «возрасту обучения» в школе. На данной стадии изменяется доминанта социализирующего процесса – ею становится обучение. Четвертый этап начинается в школьные годы, верхней границей является завершение учебы. Данный период характеризуется изменениями в самосознании, самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих, в самостоятельном конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентаций. Четвертым этапом завершается дотрудовая стадия социализации, получает свое развитие трудовая. В этот этап человек входит в качестве социально и духовно сформировавшейся личности, обладающей более или менее разносторонне развитым сознанием и самосознанием, более или менее прочными мировоззрением, системой ценностей и социальных установок. Тот факт, что в процессе указанного этапа личность не только усваивает социальный опыт, но и активно воспроизводит его, обогащает его новым содержанием, придает особое социальное значение именно этому периоду. Важную роль приобретает специализация, выражающаяся в разделении труда. Она резко интенсифицирует социализационный процесс, который на этапе трудовой деятельности осуществляется на трех уровнях социализации личности: как члена специфической профессиональной группы (микроуровень); как члена конкретного трудового коллектива или организации (микроуровень); как принадлежащего к работающей части населения определенного государства (макроуровень). Завершающая стадия социализации – послетрудовая деятельность. (или по таблице: этапы развития личности по Эриксону) На каждой стадии, порой на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются ее средства и механизмы. Условия или факторы данного процесса в обобщенном виде можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство. Третья – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум. Таким образом, естественный процесс перехода из одной возрастной категории в другую, от детства к юности, затем к зрелости и, наконец, к старости означает приобщение к новым правам и обязанностям, нормам и ценностям, стилю и образу жизни. Кроме того, социологами отмечается, что в связи с резкими переменами в жизни общества может возникнуть необходимость десоциализации – изменения старых ценностей, норм и правил поведения (утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов). Соответственно возникает необходимость в ресоциализации. В социологии данный термин закрепился как процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения (Напр., новый начальник, который требует работать по-новому, ресоциализирует нас). Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире ценностей, норм, идей и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризуется преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной реальности в объективные формы внешнего социального мира. На различных этапах социализации ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация предполагает процесс формирования зрелой личности. Вторичная – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация - это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение нормам и освоение социальных ролей. Институты – учреждения, оказывающие влияние на процесс социализации и направляющие его. Как уже было отмечено, принято различать первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Она связана с прямым воздействием на человека его непосредственного окружения, первичных социальных групп: сначала семьи, группы сверстников, позднее – школы, учебных заведений. Соответственно, агентами первичной социализации выступают: родители, братья и сестры, сверстники, лидеры молодежных группировок, непосредственные руководители по учебе. Первичная социализация имеет значение особенно на ранних этапах развития личности, в первой половине жизни человека. Вторичная социализация – сфера социальных отношений. В данном случае большее значение имеют другие группы – образовательные, профессиональные, территориальные, определяемые местом отдыха, например. На каждой из стадий в настоящее время огромное значение оказывают СМИ. Социализация во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, которые могут быть выделены по различным основаниям. Первым могут выступить направления воздействий социализирующих факторов: интериоризация – усвоение опыта человечества, в результате чего он становится достоянием личности, формирует присущие только человеку высшие психические функции, оказывает влияние на становление личности; экстериоризация – опредмечивание, проявление в деятельности и общении ранее усвоенных способов поведения. В целом, социализация сводится к сложному, многогранному, во многом противоречивому процессу, в ходе которого биологический индивид становится общественным. Социализация рассматривается как процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Этапы по Э. Эриксону
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.008 с.) |