Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный контроль и его функции

Поиск

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Функции контроля:

1. Диагностическая функция — главная, ведущая функция контроля. В любом случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел, поставить диагноз. Знание об объекте бессмысленно с позиций контроля, если отсутствует пред тавление о нормальном или должном состоянии анал зируемой системы. Именно пред тавление о норме позволяет определить отклонения в поведении социальной системы, субъекта управления, личности, ту или иную социальную болезнь или патологию. На этой основе разра атываются программы упреждающего воздействия или коррекции по отношению к диагно тируемому объекту.

2. Функция обратной связи — без нее руководитель не знает о ходе выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.

3. Ориентирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контр лируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, часто не решаются подчиненными.

4. Стимулирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если орие тирующая функция контроля при умелом руководстве «держит» в поле зрения работу, то стимулирующая функция нацелена на вовлечение в процесс труда всех неиспользованных резервов, в первую очередь человеческих.

5. Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решение на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психо огическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного — на самом же деле, последний уже проверил на практике эффе тивность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию решения практике.

6. Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добро овестному труду.

 

Коллективное поведение

Коллективное поведение – массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа.

 

Первые теоретические разработки проблем коллективного поведения относятся к концу 19 века. французский врач и социальный психолог Г.Лебон. “Психология толп” (1895 г.) он доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) инстинктами. Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранней стадии своего развития.

 

Г.Лебон сформулировал закон психического единства толпы - в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего создается однородная масса.

Среди главных отличительных признаков этой массы (толпы) им были выделены: 1) легковерность и некритичность, податливость влиянию; 2) властность, консервативность, нетерпимость; 3) неспособность к наблюдению; 4) высокий эмоциональный накал и другие.

 

Эти признаки, по мнению Г.Лебона, образуются вследствие действия трех основных психических механизмов: заражения, внушаемости и подражания. В результате действия бессознательного начала психики люди, составляющие толпу, начинают действовать, подчиняясь примитивным инстинктам и влечениям.

Механизм заражения проявляется в распространении психических состояний одних людей на других по модели цепной реакции.

Наиболее важным механизмом является внушаемость. - проявляется в том, что люди некритически, неосознанно воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершать такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками.

Основным механизмом взаимодействия человека и толпы является подражание, т.е. сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

 

Идеи продолжил ученик Г.Лебона, Г.Тард. “Законы подражания” (1892 г.) и “Общественное мнение и толпа” (1902 г.).

 

Среди современных теорий коллективного поведения можно выделить теории Х.Ортеги-и-Гасета, Д.Рисмена. Ортеги-и-Гасета, “Восстание масс”, главную роль в коллективном поведении играют массы. Однако массы 1) сегодня выполняют те же самые функции, которые раньше были предоставлены избранным меньшинствам; 2) перестали быть послушными этим меньшинствам.

 

В работе “Одинокая толпа” Д.Рисмен утверждал, что индивиды действуют механически и вследствие этого составляют скорее массу, чем толпу. Над людьми доминируют средства массовой информации, не оставляя человека наедине с самим собой, что и является причиной массовых эмоциональных взрывов.

 

Анализ современных концепций дает возможность выделить основные особенности коллективного поведения. Во-первых, оно необычно, т.е. не соответствует определенным стандартам. Во-вторых, это один из экстремальных типов поведения. В-третьих, коллективному поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности: люди чувствуют, что что-то должно случиться. В-четвертых, оно происходит в определенном социальном контексте: высокий уровень безработицы, низкая квалификация населения, тяжелое социально-экономическое положение и т.д.

 

Коренное отличие между толпой и массой состоит в том, что наиболее характерным признаком толпы является наличие непосредственной близости индивидов друг с другом. Тогда как такое образование, как масса, не требует непосредственного контакта между людьми. Коллективное поведение, как правило, отмечается на уровне толпы, но может происходить и в массовом масштабе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.007 с.)