Социальная коммуникация: структура, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная коммуникация: структура, виды



- многомерный, сложноорганизованный процесс передачи и обмена социально значимой информации между различными социальными субъектами, который способствует созданию, функционированию и поддержанию социальной целостности (социального порядка).

 

В 1948 г. американский политолог Г. Лассуэл предложил простую и наглядную модель коммуникативного процесса (линейную модель коммуникации), включающую пять элементов: кто, что, как, с каким эффектом

Подходы:

1) Объективная традиция (макросоциология):

Р.Парк: коммуникация – фактор социальной эволюции и наиболее зрелая форма социального контроля; общество как взаимодействие.

Т.Парсонс: акторы взаимодействуют в рамках символических систем культуры, включающих обобщенные нормы, значения, абстрактные культуры.

Д.Белл: эволюция способов и институтов коммуникации под воздействием «индустрии знания».

А.Тоффлер: трансформация основных характеристик общества в информационную эпоху «третьей волны».

М.Кастельс: глобаьлная компьютеризация ведет к замене традиционных интситиутов сетевыми структурами.

 

2) Субъективная традиция (микросоциология): коммуникация – результат взаимодействия соц.субъектов.

Символический интеракционизм (Мид, Блумер и др): кооперация – мы понимаем намерения других, а они – наши.

Гофман: порядок взаимодействия – система определенных правил, образцов и способов действия (фреймов), используемых для создания впечатления.

Щюц: коммуникация, в ходе которой осуществляется обмен субъективными образами мира и типизация сходного образа.

Гарфинкель: коммуникативные константы, делающие общение осмысленным.

3) информационный подход: коммуникация – процесс - обработки и передачи информации. Составляющие: коммуникатор-источник, сообщение (сигнал), коммуникатор-реципиент, код, канал, шум.

5) семиотический подход: коммуникация – процесс образования знаков и значений, их восприятия и понимания субъектами.

6) феноменологический подход: коммуникация – живой диалог или проживание иного опыта.

 

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения.

 

Уровни коммуникации (Литлджон): внутриличностная, межличностная, групповая – внутригрупповая и межгрупповая, организационная – внутриорганизационная и межорганизационная, массовая. Внутриорганизационная делится на формальную и неформальную, вертикальную и горизонтальную.

 

Основные виды коммуникации. Общепринятой признана классификация видов коммуникации на основании уровня или контекста, в котором она осуществляется.

 

Межличностная коммуникация представляет собой непосредственный, "лицом к лицу" контакт людей. По характеру взаимодействия можно различать личностную и ролевую межличностную коммуникацию. Первая носит более экспрессивный характер, связанный с самовыражением "Я". Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована в своих проявлениях.

 

О групповой коммуникации принято говорить в тех ситуациях, когда люди вступают в общение в малых группах (количество их членов может быть от 3 до 20-30 человек). В групповой коммуникации продолжают действовать все закономерности, присущие межличностной коммуникации, однако, появляются и специфические для данного типа коммуникации феномены, к которым относятся: лидерство и руководство в группе, т.е. процесс межличностного влияния, стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач; процесс принятия группового решения.

 

Массовая коммуникация – это процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей. основная задача массовой коммуникации в современном обществе – демократизация обществ, жизни, возникновение "глобальной связи" между людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.004 с.)