Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социализация личности и ее основные этапы

Поиск

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный процесс. Однако на различных этапах содержание и направленность социализации могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. он должен уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют.

Социализация включает в себя различные этапы. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости.

ВОПРОС 6

Педагогический процесс как система и целостное явление

 

Педагогическим процессом называется взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемой личности. Целостность, общность и единство, – главные характеристики педагогического процесса.

Целостность является закономерным свойством учебного процесса. Например, для процесса обучения, взятого в абстрактном понимании, характеристиками целостности являются единство преподавания и учения. А для реальной педагогической практики – единство образовательной, развивающей и воспитательной функций

Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:

• общие основы;

• теория воспитания;

• дидактика – теория обучения;

• школоведение

Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства и т.д. Основанием единства всех этих компонентов является совместная деятельность преподавания и учения

В развитии всех педагогических процессов можно легко обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

Этап подготовки: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса.

Этап осуществления педагогического процесса: постановка и разъяснение целей предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников, использование намеченных методов педагогического процесса, осуществление мер стимулирования деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов.

Закономерности педагогического процесса:

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Влияния общественных отношений на формирование всех элементов воспитания и обучения

2. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся

3. Закон целостности и единства педагогического процесса.

4. Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

5. Закономерность развития личности в педагогическом процессе.

6. Закономерность стимулирования и т.д.

ВОПРОС 7

Образование как социокультурный феномен: функции, цели, содержание

Образование является органической частью жизнедеятельности личности, и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Главной образовательной задачей в обществе, на сегодняшний день, является не усвоение прежних технологий развития, а подготовка личности к овладению новым содержанием познания и практики. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы.

В период перехода от традиционного общества к динамическому претерпели изменения или распались некоторые важные социальные институты: профессиональное сообщество, семья, молодежные общественные организации, которые играли большую роль в процессах социализации подрастающего поколения. Сегодня общеобразовательные и профессиональные школы, вузы являются практически единственными стабильными социальными структурами, принимающими на себя реальную ответственность за воспитание молодежи. Поскольку образование является важнейшим социальным институтом, способным эффективно влиять на сознание молодежи, оно является важнейшим средством развития личности и социума, а также выступает общечеловеческой ценностью.

Образование в обществе реализует две основные функции:

• воспроизводства (культуры, опыта, деятельности людей);

• развития (общества, личности).

Первая функция осуществляется посредством теоретической модели образования, вторая – универсальной. Теоретическая модель образования обеспечивает трансляцию культурно-исторического опыта от поколения к поколению. Посредством теоретической образовательной модели определяется и формируется сознание личности с конкретным типом мировоззрения. Сфера образования является также механизмом развития личности, общества. Этот механизм развития реализуется посредством универсальной образовательной модели через подготовку людей к самостоятельной жизни путем развития мышления, сознания личности.

Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают:

• подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду

• обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

• воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе

На уровне дошкольного образования обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. В системе профессионально-технического и среднего образования: получение профессии и специальности соответствующего уровня. В вузах: достижение более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда.

ВОПРОС 8

Национальная система образования РБ и ее нормативно-правовая база

 

"Системообразующими" компонентами в образовательном законодательстве РБ являются законы "Об образовании", которые выполняют функции основ законодательства в области образования. В них впервые были сформулированы принципы государственной политики в образовании, которые и послужили основой для реформирования образовательных систем.

В соответствии с Законом «Об образовании в Республике Беларусь» государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

• приоритетности образования;

• обязательности общего базового образования;

• осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию;

• доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;

• преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;

• национально-культурной основы образования;

• приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

• научности;

• экологической направленности образования;

• демократического характера управления образованием;

• светского характера образования.

Концептуальные нормы закона "Об образовании" явились фундаментом разработки законов для каждого из уровней образования. Следующим этапом стали разработка и принятие концепций, доктрин, программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих и организующих дальнейшее реформирование образования.

Национальная система образования включает:

• участников образовательного процесса;

• образовательные стандарты, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

• учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

• государственные органы управления образованием, включающие Министерство образования Республики Беларусь, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканский, региональный, местный уровни управления).

К учреждениям образования относятся:

• дошкольные учреждения;

• учреждения, обеспечивающие получение начального – послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также получение специального образования для лиц с особенностями психофизического развития

• учреждения внешкольного воспитания и обучения;

• социально-педагогические учреждения;

• специальные учебно-воспитательные учреждения;

• научно-исследовательские учреждения

 

ВОПРОС 9

Тенденции развития образования в современном мире

 

Тенденция к смене типа культурно-исторического наследования. Меняются способы передачи-получения культурно-исторического опыта: от постфигуративной (дети и взрослые учатся у своих предшественников) к конфигуративной (у сверстников) и префигуративной (у своих детей).

Тенденция смены установки от научного познания к культуре при изучении действительности.

Смещение акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усиление общекультурного значения научных областей.

Тенденция к изменению роли науки в обществе и смене научных парадигм.

Ранее содержание образования определялось объектом и средствами, технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс познания предполагает взаимосвязь объекта не только со средствами, но и с общекультурными ценностями субъекта.

Основными положениями новой образовательной парадигмы могут выступать:

• ориентация содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развития умений к поиску новых знаний, их критическому анализу,

• изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний к посреднику между учеником и учебным предметом как элементом культуры)

• ориентация образования на развитие аналитических, рефлексивных, самоопределенческих способностей

• установка на детоцентризм как направленность на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства как показателя культуры общества.

Влияние вышеуказанных тенденций направлено на:

• формирование позиции активного субъекта всех сфер собственной жизнедеятельности;

• ориентацию научных исследований и образовательных программ на учет культурных и общечеловеческих ценностей;

• расширение способов передачи-получения культурно-исторического опыта, что способствует возникновению вариативных образовательных моделей и учреждений.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

• массовость высшей школы

• расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов, что способствует диверсификации учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей

• создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации

• повышение роли непрерывного самообразования

• изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе, что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта.

ВОПРОС 10

Характеристика современной зарубежной образовательной системы(по выбору)

Образовательная система Германии

 

Сегодняшняя Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора варианта обучения. В основном образовательные учреждения являются государственными.

В соответствии с конституцией ФРГ каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление образования (не исключает общего руководства со стороны Министерства образования). Благодаря принятию ряда соглашений между федеральными землями, была достигнута унификация основных положений системы образования.

Система образования Германии включает в себя несколько ступеней.

1) Элементарное образование принадлежит к первой ступени школьного образования и представлено сетью дошкольных учреждений.

2) Первой ступенью образования является начальная школа, посещение которой начинается с 6 лет. Срок обучения в ней составляет 4-6 лет.

3) Вторая ступень образования1 начинается с так называемой "ориентировочной ступени", которая призвана направлять детей в нужный для них тип учебного заведения: основные школы, реальные школы, гимназии, комплексные школы. Учащиеся получают аттестат об образовании лишь после окончания реальной и основной школы, то есть по окончании 5- 6 лет учебы.

4) Вторая ступень образования2 включает старшие классы гимназии, а также школы профессионального, завершение которого приравнивается к среднему, после чего возможно только продолжение образования в профессиональной сфере.

5) Третья ступень образования - это высшие учебные заведения.

Система образования ФРГ интегрирована в общеевропейскую:

все виды учебных заведений задействованы в реализации программ ЕС, происходит унификация стандартов обучения стран Сообщества, ориентированная на взаимное признание дипломов.

ВОПРОС 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.011 с.)