Компетентность и конкурентоспособность как характеристики профессионализма специалиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентность и конкурентоспособность как характеристики профессионализма специалиста



 

Среди характеристик личности ХХI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.

В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни.

Специфика профессиональной деятельности человека проявляется в том, что он постоянно рефлексирует относительно ранее усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, концептуальных схем поведения. Компонентом профессиональной компетентности человека является его опыт самосовершенствования, то есть самовоспитания и самообразования.

Конкурентоспособная личность – это личность, ведущими характеристика которой являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному саморазвитию, профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта.

Системообразующими компонентами тфкой личности являются педагогическая позиция по отношению к себе и творческая направленность в любой деятельности.

Педагогическая позиция по отношению к самому себе – это устойчивая система отношений человека к своим способностям, возможностям, своей индивидуальности, побуждающая его к адекватной самооценке, непрерывному самообразованию и самовоспитанию, в готовности и способности к личностному и профессиональному росту в течение всей жизни. Функциональными компонентами такой готовности являются: гносеологический (что человек знает), аксиологический (чем человек дорожит), творческий (что человек умеет), коммуникативный (с кем и как человек общается) и эстетический (чем человек восхищается) потенциалы личности.

ВОПРОС 23

Ступени профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство.

 

В профессиональном росте выделяют четыре основных уровня: умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под умелостью следует понимать такой уровень профессионализма, который характеризуется обстоятельным знанием предмета своей специальности, хорошим владением теорией, а также системой практических умений и навыков, обладанием довольно развитыми профессионально-личностными свойствами и качествами.

Мастерство является следующим уровнем профессионального роста. Эта качественная характеристика есть не что иное, как доведенная до высокой степени совершенства умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения навыков, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность труда.

Творчество выражается в разработке и внесении тех или иных методических усовершенствований и отдельных инноваций, в рационализации методов и стилей деятельности без какой-либо ломки и коренной перестройки трудового процесса.

Высшим уровнем профессионализма является новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов. Новаторство есть по существу настоящее открытие чего-то ранее неизвестного и использование чего означает коренное усовершенствование профессиональной деятельности.

 

ВОПРОС 24

Имидж специалиста и условия его формирования

 

Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. В структуру имиджа личности входит не только ее внешний вид, но также все, на основе чего окружающие составляют свое мнение о человеке. Сюда могут быть включены стиль руководства, общая направленность личности, его коммуникативные и интерактивные навыки, манера речи и т.д.

Видимость, или внешнее проявление имиджа, должна соответствовать внутреннему состоянию человека. Больше всего для описания этой стороны имиджа подходит понятие конгруэнтности, то есть соответствия одних элементов имиджа другим.

Главная функция имиджа — приведение действий личности в соответствие с ожиданиями окружения. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется в предпринимательском и партиципативном типах корпоративной культуры, где стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

У имиджа существуют также внешние функции, такие как функции представительства и позиционирования во внешней среде.

Формирование имиджа специалиста может идти двумя путями: стихийно или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности.

Второй путь предполагает активное формирование. Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка самому человеку. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу субкультуры деятельности и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности.

Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа особенностей профессиональной деятельности.

ВОПРОС 25

Роль самообразования и самовоспитания в развитии личности

 

Самообразование в профессиональном бытии человека, в его непрерывном образовании выполняет роль связующего звена между профессиональной подготовкой и последующим повышением квалификации.

Функции самообразования:

• экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

• компенсаторная (ликвидация «белых пятен» в общей культуре);

• саморазвивающая (развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей);

• методологическая (формирование образа мира, своего места в мире);

• коммуникативная (установление связей между науками, специальностями);

• омолаживания (предупреждение застоя в своем профессиональном росте);

• психотерапевтическая (сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни);

• геронтологическая (поддерживание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма).

Самообразование может осуществляться как самосовершенствование и как свободное движение в культуре, как полное, многостороннее, естественное бытие человека в знании. Основным источником самообразования учащейся молодежи является вся человеческая культура.

Самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

• овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;

• профессиональное просвещение, т. е. освоение новых идей, технологий;

• осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.

Важным результатом самообразования человека являются развитые рефлексивные способности, которые обеспечивают ему отчетливую рефлексию теоретических знаний (интеллектуальная рефлексия); рефлексию коммуникативных программ, личностных установок (личностная рефлексия).

Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспособность не могут вырасти только из занятий совершенствованием профессиональных знаний. Важнейшим условием рассматривается самовоспитание, в процессе которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения с людьми, последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.

Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение индивида к себе, «достраивание» самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию «несовершенств» своей личности. Стартом самовоспитания, личностного роста является самопознание.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.01 с.)