Глава 12 определение уровня профессионализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12 определение уровня профессионализма



ПЕДАГОГА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ И РЕЗУЛЬТАТИВНО-ЛИЧНОСТНОМУ АСПЕКТАМ ЕГО ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прежде чем говорить о профессионализме педагога, необходимо рассмотреть общий подход к классификации уровней профессионализма.

По мнению А. К. Марковой, могут быть выделены следующие уровни.

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек является новичком, не владеющим нормами и правилами профессии, не обладающим качествами профессионала.

2. Профессионализм. Этот уровень делится на три этапа:

1) адаптация человека к профессии; 2) самоактуализация че­ловека в профессии; 3) свободное владение профессией в форме мастерства.

На этом уровне человек усваивает нормы и правила профессии, выполняет сначала работу по образцу, по инструкции, а затем самоутверждается в профессии и может достичь высоких результатов.

3. Суперпрофессионализм. Этот уровень также делится на три этапа: 1) свободное владение профессией на творческом уровне; 2) владение некоторыми смежными профессиями; 3) творческое проектирование себя как личности.

Этот уровень – вершина («акме») профессиональной деятельности человека, реализации его творческого потенциала. Его особенностью является личный творческий вклад человека в профессиональную деятельность. На этом уровне работающий человек зачастую опережает свое время и подготавливает общество к постановке новых теоретических и практических задач.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). Характеризует ся выполнением работы по профессионально искаженным нормам, на фоне деформации личности. На этом уровне человек может осуществлять достаточно активную деятельность, однако зачастую она маскирует отсутствие профессионализма. Причины этого могут быть разные – в том числе недостаточное самосовершенствование человека, его неверные (ущербные) духовно-нравственные ориентиры. Но во всех случаях характерно отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этот уровень у различных людей может быть реализован по-разному. Одни, уйдя из профессии, остаются «профессионалами в прошлом» (экс-профессионалами); другие продолжают деятельность в качестве консультантов, наставников, экспертов, делясь своим профессиональным опытом с молодыми специалистами.

12.1. Критерии для определения уровня профессионализма педагога

Адаптируя подход А. К. Марковой, можно выделить следующие группы критериев для определения уровня профессионализма педагога.

1-я группа. Объективно-субъективные критерии. Соответствие человека требованиям профессии (объективные); соответствие профессии требованиям человека, его мотивации, склонностям (субъективные).

2-я группа. Нормативно-прогностические. Усвоение правил, этических норм профессии; умение перенимать передовой опыт, воспроизводить эталоны профессии, определять перспективы своего профессионального роста, стремление к уровню мастерства.

3-я группа. Профессионально-результативные критерии. Использование педагогом в своей деятельности социально приемлемых технологий, способов и приемов; достижение необходимых обществу в настоящее время результатов своей деятельности, достаточно высокого уровня профессионализма.

4-я группа. Критерии творчества и социальной активности. Стремление педагога индивидуализировать свою деятельность, самореализоваться в ней, преобразовать свой опыт, обогатить его творческим подходом с последующим распространением в профессиональной и социальной сферах; приверженность своей профессии, понимание ее роли в развитии общества.

Каждая группа критериев может быть разработана с учетом специфики профессии.

Определение уровня профессионализма педагога по системе «ЛИДЕР»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.086 с.)