Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Владимир Михайлович БехтеревСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы. В. М. Бехтерев родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 16 лет, по окончании гимназии, он поступил в Медико-хирургическую академию, впоследствии переименованную в Военно-медицинскую. Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре он попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н. Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией. Стимулом к самореализации творческого потенциала Владимира Бехтерева стала возможность, начиная уже с третьего курса, активно включиться в исследовательскую работу. В 1878 г., по окончании Академии, он был оставлен на кафедре нервных болезней у профессора И. П. Мержеевского для подготовки к профессорскому званию. Об активной самореализации творческого потенциала В. М. Бехтерева свидетельствует такой факт. В 24 года он успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний». На его научное творчество большое влияние оказал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Физиологические работы В. М. Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 г., он тщательно изучал вопросы, связанные с раздражением различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования В. М. Бехтерева (совместно с Н. А. Миславским), показавшие, что в промежуточном мозге (таламической области) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, глаз и других органов и систем. Исходя из этих данных, В. М. Бехтерев утверждал, что в этом отделе центральной нервной системы существуют высшие вегетативные (в частности, симпатические) центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909 – 1912 гг. австрийскими неврологами Карплусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано В. М. Бехтеревым. В частности, он показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций. Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. М. Бехтерев получил извещение о том, что он избран ординарным профессором кафедры психиатрии Казанского университета. Это случилось в 1885 г., когда ему было 28 лет. Здесь в полной мере раскрылся его творческий потенциал как организатора науки. В.М.Бехтерев стал основателем первого русского журнала по неврологии – «Неврологического вестника» и первого Б России Казанского общества неврологов и психиатров. В 1895 г. в Казани он создал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1888 г. опубликовал монографию «Сознание и его границы». Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы. В работах В. М. Бехтерева освещались также ключевые вопросы психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Морфологические работы В. М. Бехтерева посвящены строению всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга. Он значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров; впервые описал ряд не известных до него пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, было описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядро Бехтерева». Результаты своих многочисленных исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном труде «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). Второе двухтомное издание вышло в свет, когда он уже работал в Петербурге (1896 – 1898). В 37 лет В. М. Бехтерев стал профессором Военно-медицинской академии, а в 1897 г. – профессором женского медицинского института. Здесь он создал вторую (после Казани) психологическую лабораторию. Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, В. М. Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и др. представлены в коре больших полушарий соответствующими центрами. Им была установлена также локализация других центров в коре больших полушарий. В 1895 г. В. М. Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга ведет к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этот принцип имел существенное значение в деятельности нервной системы. Результаты своих двадцатилетних исследований в области физиологии нервной системы В. М. Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в семи выпусках (1903 – 1907). Клинические работы В. М. Бехтерева посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Он первым выделил ряд характеристик рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней. Кроме того, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения костных рефлексов. В. М. Бехтеревым описаны самостоятельные формы заболеваний, ранее не выделенные невропатологией, например, одеревенелость позвоночника, названная «болезнью Бехтерева». Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных им работ; некоторые из них нашли отражение в монографиях «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (вып. 1 – 2, 1894 – 1899) и «Общая диагностика болезней нервной системы» (ч. 1 – 2, 1911 – 1915). В работах по психиатрии В. М. Бехтерев рассматривал расстройства психических процессов во взаимосвязи с нарушением телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и др., предложил свои способы лечения ряда болезней (в частности, лечение алкоголизма гипнозом). Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской». В психологической лаборатории при Военно-медицинской академии было выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, аксто-метр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», который был основан В. М. Бехтеревым в 1896 г. Занимаясь практическим лечением детей и взрослых, В. М. Бехтерев обобщил свои наблюдения за особенностями психики взрослых людей и причинах их болезней. В этих обобщениях по существу заложены основы современной акмеологии. Современники в России и за рубежом отзывались о В. М. Бехтереве как об ученом, который больше и лучше других знал об устройстве и функциях головного мозга. Благодаря его трудам было установлено, что мозг есть орган психики. В связи с этим все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Ана-томо-физиологические исследования головного мозга явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы. В. М. Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал теорию изучения объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Он ратовал за объективную психологию (1907), называя ее «наукой поведения». В свое время это имело положительное значение в борьбе против идеализма в психологии. Свидетельством исключительного организаторского таланта В. М. Бехтерева является создание им в 1908 г. Психоневрологического института, построенного на пожертвования специально выделенных для этих целей царских землях. Деньги надо было получить, а строительство – организовать. И все это В.М.Бехтерев сумел сделать. Уникальность этого научно-образовательного комплекса состояла в том, что в нем располагались университет, который принимал слушателей независимо от сословного происхождения, и научно-исследовательские учреждения. На его базе была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе первый в России Педагогический институт. Это позволило В. М. Бехтереву связать теоретические и практические исследования в области как психиатрии и неврологии, так и психологии. В состав преподавателей Психоневрологического института входили такие передовые ученые, как М. М. Ковалевский, Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров. Его студентом впоследствии был самый знаменитый социолог XX в. Питирим Сорокин. Огромный диапазон объектов экспериментальных исследований – от новорожденных до стариков, от глубинных структур мозга до поведения человека в разной социальной среде – позволил В. М. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия. Проанализировав различные определения личности, данные психологами того времени, В. М. Бехтерев установил, что не только и не столько синтез памяти, характера, ума, эмоций, способностей и других граней создают личность. Главное – ее направленность, устремленность и нацеленность, т.е. тот организующий стержень, вокруг которого собираются в неповторимый ансамбль все остальные особенности человека. В конце февраля 1916 г., в годовщину открытия курсов Психоневрологического института, В. М. Бехтерев выступил с речью о бессмертии человеческой личности и человека вообще. В 1918 г. В. М. Бехтерев стал основателем нового научно-исследовательского учреждения – Института по изучению мозга и психической деятельности. В качестве самостоятельной области знания он рассматривал рефлексологию. Составной частью рефлексологии является учение В. М. Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. Совместно с М. В. Ланге и В. М. Мясищевым В. М. Бехтерев проводил свои эксперименты в группах студентов Медицинского, Педологического и Психоневрологического институтов. В опытах сначала определялись показатели каждого студента (они фиксировались на одном листе); затем проводились обсуждение результатов и голосование. Испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние показатели (они фиксировались на другом листе). В результате исследований В. М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет их ошибки, смягчает отношение к поступку, дает общие сдвиги в сформулированных показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и врожденные различия в отношении к сдвигам психических процессов в условиях коллективной деятельности. Результаты экспериментальных социально-психологических исследований были обобщены В. М. Бехтеревым в его работах: «Сознание и его границы» (Казань, 1888 г.), «О локализации сознательной деятельности у животных и человека» (СПб., 1896 г.), «Невропатологические и психиатрические наблюдения» (СПб., 1900 г.), «Психика и жизнь» (СПб., 1904 г.), «Основы учения о функциях мозга», вып. 1 – 7 (СПб., 1903 – 1907 гг.), «Гипноз, внушение и психотерапия» (СПб., 1911 г.), «Коллективная рефлексология (Петроград, 1921 г.), «Мозг и его деятельность» (М.; Л., 1928 г.). В. М. Бехтерев является основоположником целостного подхода к изучению человека, ставшего методологическим принципом современной акмеологии. После загадочной смерти В. М. Бехтерева в 1927 г. – когда он был здоров, весел, энергичен, полон новых идей и проектов, – начались критика его научного наследия, последовательное его противопоставление И. П. Павлову, замалчивание его заслуг. Особенно резкой критике подверглись его собственно психологические работы. В 1948 г. в связи с борьбой против генетики Институт по изучению мозга и психической деятельности был закрыт. В этих условиях сохранение и развитие психологического направления исследований, заложенного В. М. Бехтеревым, потребовало от его последователей большого мужества, целеустремленности и проявления организаторского таланта в новых условиях. Одним из талантливых продолжателей идей В. М. Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, стал Б. Г. Ананьев. Контрольные вопросы и задания 1.Какие условия влияют на проявление творческого потенциала? 2. Как вы понимаете смысл понятий «микроакме» и «макроакме»? 3. Какой фактор сыграл решающую роль в раннем самоопределении Н. И. Пирогова? 4. В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике? 5. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены? 6. Каково ваше отношение к отдельным мыслям Н. И. Пирогова, высказанным в статье «Вопросы жизни»? 7. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф. Лесгафта. 8. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужила основой для научного обоснования физического образования? 9. Какие работы П. Ф. Лесгафта вам известны? 10.Расскажите, в каких направлениях проявились разносторонние научные интересы В. М. Бехтерева. 11.Каким образом новые теории и концепции В. М. Бехтерева находили развитие в организации творческих научных коллективов? 12.Охарактеризуйте основные вершины творчества В. М. Бехтерева. Рекомендуемая литература 1. Бехтерев В. М. Психика и жизнь. – СПб., 1904. 2. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1977. 3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. – М., 1949. 4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982. 5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М,, 1985. 6. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность // Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для пед. ин-тов. – М., 1989.
РАЗДЕЛ II
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.012 с.) |