Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акмеологическая направленность

Поиск

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Глава 6

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Содержание образования является одним из основных средств развития личности. При традиционном, классическом подходе содержание образования можно определить как точно очерченный круг систематизированных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения в учебном заведении определенного типа, и на этой основе – сформированность взглядов, убеждений, мировоззрения, личностных качеств и определенного уровня развития познавательных возможностей учащихся. В настоящее время этот подход определяется как знанивво-ориентированный. Знания, безусловно, являются одной из важнейших социальных ценностей, играют большую роль в социализации и развитии личности. Но если знаниево-ориентированный подход становится доминирующим, то развитие личности превращается во второстепенную задачу.

Подход к содержанию образования на основе идеи гуманизации образования называется личностно ориентированным. Он нашел отражение в работах ряда авторов, и прежде всего М. Н. Скат-кина, И. Я. Лернера, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада, А. В.Петровского.

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер рассматривают содержание образования как адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-волевого отношения к миру.

В. С. Леднев под содержанием образования понимает содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность.

В связи с этим личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека, его социальных и культурных свойств (свободы, гуманности, духовности, творчества). Процесс овладения содержанием имеет общечеловеческую ценность.

6.1. Детерминанты содержания образования

Детерминантами содержания образования называют такие факторы, которые определяют его структурные компоненты и взаимосвязи между ними.

Наиболее значимыми детерминантами содержания образования являются нижеследующие.

Цель. В ней отражаются интересы как общества в целом, так и каждой личности. Обществу для обеспечения своего существования и для прогресса необходимо готовить высокообразованных, воспитанных и гармонично развитых граждан с творческой ориентацией.

Одновременно цель в определенной мере отражает интересы личности, которая получает то, что необходимо для ее социализации и включения в общественно и личностно значимую деятельность. Для усиления личностного аспекта в практической реализации поставленной цели необходимо учитывать, что человек есть система динамическая, поэтому его личность должна рассматриваться в развитии и во взаимодействии с окружающей средой.

Деятельность. Развитие личности является составной частью продукта ее деятельности как субъекта. Учение можно рассматривать как развивающий вид деятельности. По мнению П. Я. Гальперина, всякую деятельность можно назвать учением, поскольку в процессе ее осуществления у субъекта формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества.

Опыт. Передача опыта, накопленного предшествующими поколениями, считается главной социальной функцией образования.

6.2 Структура содержания образования и уровни его усвоения

Как уже отмечалось ранее (см. главу 4), в структуре содержания образования можно выделить четыре блока.

Первый блок включает формирование знаний об окружающем мире и методологического подхода к познавательной и практической деятельности.

Второй блок позволяет овладеть тем, что накоплено человечеством, в процессе осуществления деятельности.

Третий блок сориентирован на дальнейшее познание и творческий поиск в осуществлении деятельности.

Четвертый блок позволяет регулировать поведение, проявление эмоций, ценностные ориентации, потребности, мотивы и т. д. в многообразии окружающего мира.

Таблица 6

Структура содержания образования (по М. Н. Скаткину, И. Я. Лернеру)

 

Уровни усвоения Знания о мире и способах деятельности Опыт осуществления способов деятельности Опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-волевого отношения к миру
1 Восприятие. Осмысление. Запоминание Эмпирическое осуществление способов деятельности Выявление и формулировка проблемы
2 Применение знаний в знакомой ситуации Осуществление способов деятельности по образцу Частично-поисковая деятельность
3 Применение знаний в незнакомой ситуации Осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации Учебно-исследовательская деятельность. Творческая деятельность

 

М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер структуру содержания образова­ния дополняют уровнями усвоения (табл. 6).

Любой из этих блоков и уровней усвоения оказывает влияние на развитие личности. При этом усвоение каждого элемента содержания образования определяет качество усвоения других его элементов. В этом заключается особенность взаимосвязи всех составляющих содержания образования, которая включает:

– содержание общего образования;

– содержание политехнического образования;

– содержание профессионального (специального) образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.006 с.)