Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и осуществление педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общение является необходимым условием человеческого существования: наряду с трудовой деятельностью общение с помощью языка помогло людям выделиться из животного мира. Под общением понимается связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Установление психического контакта между людьми – важнейшая роль общения. Нередко как синоним термина «общение» употребляют термин «коммуникация». Однако коммуникация имеет более широкое значение. Чаще всего под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, как в живой, так и неживой природе, где имеет место передача информации. Общение же является специфической формой взаимодействия, присущей только человеку. В процессе общения осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие людей; выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов; достигается взаимопонимание; происходит передача и усвоение привычек, стиля поведения; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие коллективную деятельность. Общение – это не только духовный, но и материальный процесс. В нем происходит не только обмен мыслями, чувствами, но и обмен опытом, умениями и знаниями, предметами деятельности. Общественная сущность человека раскрывается в материальном и духовном общении. Общение с себе подобными является одной из важнейших потребностей человека и важнейшим условием его психического развития. В структуре общения выделяются три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный и интерактивный аспекты обеспечивают взаимодействие людей, так как им надо не только обменяться информацией, но и наладить совместную деятельность; Перцептивный аспект обеспечивает восприятие людьми друг друга. По содержанию информация делится на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Осведомительная информация – это просто передача сведений об объекте, констатация факта. Регулятивная информация – это побуждение человека к действию. Эмоциональная информация рассчитана на возникновение у человека тех или иных чувств. Всякая информация представляет единство этих трех аспектов ее содержания. Преобладание одного из них определяется целями сообщения. В реальном процессе общения информация не только передается, но и формируется, развивается, уточняется. Общение неразрывно связано с процессом познания. В условиях общения многие познавательные психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной деятельности. Науке и практике известны случаи нарушения психической деятельности у людей, находящихся в условиях вынужденной длительной изоляции, т. е. лишенных возможности общаться с другими людьми. Познавая другого человека в процессе общения, познающий формирует в своем сознании его образ, который включает внешние черты, личностные качества, общественное положение и т.д. Без знания других людей невозможно не только общение, но и существование человеческого общества. Взаимосвязь людей в процессе общения является обязательным условием существования любой человеческой группы или коллектива. Виды и средства общения Классификация видов общения осуществляется по разным признакам. По контингенту участников общение может быть межличностным, лично-групповым и межгрупповым. Межличностное общение - это общение между отдельными членами первичного коллектива во время выполнения деятельности или вне ее. Примером лично-группового общения является общение руководителя с группой, коллективом. Межгрупповое общение предполагает взаимодействие двух групп. Характерный пример проявления межгруппового общения – командные соревнования в спортивных играх. По продолжительности общение может быть длительное и кратковременное. По степени завершенности выделяют два вида общения – законченное и прерванное (в зависимости от законченности темы, разговора, совместного действия, которые были предметом общения). По включенности в основную деятельность общение можно разделить на деловое и внедеятельностное. По направленности общение может быть личностно ориентированное и социально ориентированное. Большинство авторов обязательно включают в свои классификации следующие два вида общения – непосредственное и опосредованное. Непосредственное общение – это общение «лицом к лицу», когда общающиеся люди непосредственно контактируют друг с другом. В нем используются все средства, доступные нашим органам чувств. Это наиболее древний, изначально существующий вид общения, в котором наиболее эффективно используются каналы обратной связи. Опосредованное общение – это общение посредством других людей, а также с помощью различных средств связи. В настоящее время в значительной степени совершенствуется и расширяется опосредованное общение. В различных видах общения используются разнообразные его средства. Условно их можно разделить на две большие группы: речевые и неречевые. Важнейшим средством общения и его необходимым компонентом является язык, устная и письменная речь. Причем устная речь – основная форма непосредственного общения, а письменная – опосредованного общения. Средствами речевого общения являются художественная литература и искусство. Они универсальны в том смысле, что не ограничены во времени и пространстве. Среди неречевых средств общения следует выделить мимику и жесты, которые могут усиливать или ослаблять впечатление от устной речи. Внешние выразительные движения используются в непосредственном общении. Жесты и мимика могут быть средствами общения, нести определенную информацию, потому что они являются социально обусловленными, как общение в целом. Однако одни и те же жесты у разных народов часто имеют разное значение. Например, у русских людей движение головой сверху вниз означает согласие, а слева направо – несогласие, а у болгар – наоборот. К формам непосредственного общения относится передача информации путем тактильно-мышечной чувствительности. Например, крепкое рукопожатие говорит о доброжелательном отношении партнера. По мышечному напряжению различных частей тела борец может узнать о намерениях своего соперника. В сфере материальной деятельности человек использует не только речь, жесты, но и различные предметы, вещи. Например, хирургическая операция осуществляется благодаря сложному взаимодействию медицинского персонала с помощью хирургических инструментов. Общение спортсменов во многих спортивных играх (футболе, волейболе, баскетболе) осуществляется посредством мяча и т.д. Особым средством общения является внешний облик человека. Он состоит из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – это выражение лица (злое, доброе, презрительное, настороженное и др.), которое возникает под влиянием мыслей, чувств, настроений, отношений человека и оказывает сильное влияние на формирование образа партнера по общению. В совокупности все используемые средства общения помогают людям правильно понимать друг друга и наиболее эффективно взаимодействовать для достижения общих целей. Основные функции общения Главной целью общения является усвоение человеческого опыта. Она реализуется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной, экспрессивно-коммуникативной и регулятивно-коммуникативной. Информационно-коммуникативная функция – это передача и усвоение информации. В процессе общения содержанием информации могут быть научные, практические, житейские знания, навыки и умения использовать эти знания при решении конкретных задач. Экспрессивно-коммуникативная функция - это обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения. Понять закономерность их возникновения невозможно без анализа общения человека с другими людьми. Эта функция имеет особенно большое значение в процессе общения тренера со спортсменом. Эмоциональное состояние тренера воспринимается спортсменом иногда намного острее, чем успокаивающие или подбадривающие слова – особенно перед соревнованием. Регулятивно-коммуникативная функция – это поведение общающихся людей, которое определяется их взаимопониманием. Она проявляется, когда человек стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений. Эта функция позволяет четко организовывать, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие. Взаимопонимание – многоплановый процесс, включающий представление людей не только друг о друге, но и о самих себе, о том, как их воспринимают партнеры по общению. При адекватных представлениях отношения между людьми складываются правильно; при неадекватных – становятся напряженными и разлаживаются, вплоть до конфликтов. По социально-деятельностному признаку различают следующие функции общения: инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия); синдикативную (общение становится средством объединения людей); функцию самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.); экспрессивную (взаимопонимание переживаний, эмоциональных состояний); функцию социального контроля (регламентация поведения и деятельности); функцию социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами). Общение и личность Личность как субъект общения определяют следующие характеристики: типологическая (определяет типологические свойства личности и их реализацию в общении); статусная (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах); диспозиционная (определяет фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению); функциональная (определяет функции личности как субъекта общения); технологическая (определяет уровень коммуникативной компетенции личности, степень владения навыками социально-психологического взаимодействия). На основе перечисленных характеристик личности формируется ее психограмма как субъекта общения. В кратком изложении она выглядит следующим образом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.) |