Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и осуществление педагогического общения

Поиск

В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общение является необходимым условием человеческого существования: наряду с трудовой деятельностью общение с помощью языка помогло людям выделиться из животного мира.

Под общением понимается связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Установление психического контакта между людьми – важнейшая роль общения.

Нередко как синоним термина «общение» употребляют термин «коммуникация». Однако коммуникация имеет более широкое значение. Чаще всего под коммуникацией понимается связь, взаимодействие двух систем, как в живой, так и неживой природе, где имеет место передача информации. Общение же является специфической формой взаимодействия, присущей только человеку.

В процессе общения осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние и взаимодействие людей; выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов; достигается взаимопонимание; происходит передача и усвоение привычек, стиля поведения; создаются сплоченность и солидарность, характеризующие коллективную деятельность.

Общение – это не только духовный, но и материальный процесс. В нем происходит не только обмен мыслями, чувствами, но и обмен опытом, умениями и знаниями, предметами деятельности. Общественная сущность человека раскрывается в материальном и духовном общении.

Общение с себе подобными является одной из важнейших потребностей человека и важнейшим условием его психического развития.

В структуре общения выделяются три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Коммуникативный и интерактивный аспекты обеспечивают взаимодействие людей, так как им надо не только обменяться информацией, но и наладить совместную деятельность; Перцептивный аспект обеспечивает восприятие людьми друг друга.

По содержанию информация делится на осведомительную, регуляторную и эмоциональную. Осведомительная информация – это просто передача сведений об объекте, констатация факта.

Регулятивная информация – это побуждение человека к действию. Эмоциональная информация рассчитана на возникновение у человека тех или иных чувств. Всякая информация представляет единство этих трех аспектов ее содержания. Преобладание одного из них определяется целями сообщения.

В реальном процессе общения информация не только передается, но и формируется, развивается, уточняется. Общение неразрывно связано с процессом познания.

В условиях общения многие познавательные психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной деятельности. Науке и практике известны случаи нарушения психической деятельности у людей, находящихся в условиях вынужденной длительной изоляции, т. е. лишенных возможности общаться с другими людьми.

Познавая другого человека в процессе общения, познающий формирует в своем сознании его образ, который включает внешние черты, личностные качества, общественное положение и т.д. Без знания других людей невозможно не только общение, но и существование человеческого общества.

Взаимосвязь людей в процессе общения является обязательным условием существования любой человеческой группы или коллектива.

Виды и средства общения

Классификация видов общения осуществляется по разным признакам.

По контингенту участников общение может быть межличностным, лично-групповым и межгрупповым. Межличностное общение - это общение между отдельными членами первичного коллектива во время выполнения деятельности или вне ее. Примером лично-группового общения является общение руководителя с группой, коллективом. Межгрупповое общение предполагает взаимодействие двух групп. Характерный пример проявления межгруппового общения – командные соревнования в спортивных играх.

По продолжительности общение может быть длительное и кратковременное.

По степени завершенности выделяют два вида общения – законченное и прерванное (в зависимости от законченности темы, разговора, совместного действия, которые были предметом общения).

По включенности в основную деятельность общение можно разделить на деловое и внедеятельностное.

По направленности общение может быть личностно ориентированное и социально ориентированное.

Большинство авторов обязательно включают в свои классификации следующие два вида общения – непосредственное и опосредованное.

Непосредственное общение – это общение «лицом к лицу», когда общающиеся люди непосредственно контактируют друг с другом. В нем используются все средства, доступные нашим органам чувств. Это наиболее древний, изначально существующий вид общения, в котором наиболее эффективно используются каналы обратной связи.

Опосредованное общение – это общение посредством других людей, а также с помощью различных средств связи. В настоящее время в значительной степени совершенствуется и расширяется опосредованное общение.

В различных видах общения используются разнообразные его средства. Условно их можно разделить на две большие группы: речевые и неречевые.

Важнейшим средством общения и его необходимым компонентом является язык, устная и письменная речь. Причем устная речь – основная форма непосредственного общения, а письменная – опосредованного общения.

Средствами речевого общения являются художественная литература и искусство. Они универсальны в том смысле, что не ограничены во времени и пространстве.

Среди неречевых средств общения следует выделить мимику и жесты, которые могут усиливать или ослаблять впечатление от устной речи. Внешние выразительные движения используются в непосредственном общении. Жесты и мимика могут быть средствами общения, нести определенную информацию, потому что они являются социально обусловленными, как общение в целом. Однако одни и те же жесты у разных народов часто имеют разное значение. Например, у русских людей движение головой сверху вниз означает согласие, а слева направо – несогласие, а у болгар – наоборот.

К формам непосредственного общения относится передача информации путем тактильно-мышечной чувствительности. Например, крепкое рукопожатие говорит о доброжелательном отношении партнера.

По мышечному напряжению различных частей тела борец может узнать о намерениях своего соперника.

В сфере материальной деятельности человек использует не только речь, жесты, но и различные предметы, вещи. Например, хирургическая операция осуществляется благодаря сложному взаимодействию медицинского персонала с помощью хирургических инструментов. Общение спортсменов во многих спортивных играх (футболе, волейболе, баскетболе) осуществляется посредством мяча и т.д.

Особым средством общения является внешний облик человека. Он состоит из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – это выражение лица (злое, доброе, презрительное, настороженное и др.), которое возникает под влиянием мыслей, чувств, настроений, отношений человека и оказывает сильное влияние на формирование образа партнера по общению.

В совокупности все используемые средства общения помогают людям правильно понимать друг друга и наиболее эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.

Основные функции общения

Главной целью общения является усвоение человеческого опыта. Она реализуется в трех основных функциях: информационно-коммуникативной, экспрессивно-коммуникативной и регулятивно-коммуникативной.

Информационно-коммуникативная функция – это передача и усвоение информации. В процессе общения содержанием информации могут быть научные, практические, житейские знания, навыки и умения использовать эти знания при решении конкретных задач.

Экспрессивно-коммуникативная функция - это обмен чувствами, эмоциями, настроениями. Эмоции являются одним из древнейших инструментов человеческого общения. Понять закономерность их возникновения невозможно без анализа общения человека с другими людьми. Эта функция имеет особенно большое значение в процессе общения тренера со спортсменом. Эмоциональное состояние тренера воспринимается спортсменом иногда намного острее, чем успокаивающие или подбадривающие слова – особенно перед соревнованием.

Регулятивно-коммуникативная функция – это поведение общающихся людей, которое определяется их взаимопониманием. Она проявляется, когда человек стремится воздействовать на других людей с целью изменения их поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей или отношений. Эта функция позволяет четко организовывать, планировать и согласовывать, координировать и оптимизировать групповое взаимодействие.

Взаимопонимание – многоплановый процесс, включающий представление людей не только друг о друге, но и о самих себе, о том, как их воспринимают партнеры по общению. При адекватных представлениях отношения между людьми складываются правильно; при неадекватных – становятся напряженными и разлаживаются, вплоть до конфликтов.

По социально-деятельностному признаку различают следующие функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для совершения определенного действия);

синдикативную (общение становится средством объединения людей);

функцию самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.);

экспрессивную (взаимопонимание переживаний, эмоциональных состояний);

функцию социального контроля (регламентация поведения и деятельности);

функцию социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Общение и личность

Личность как субъект общения определяют следующие характеристики:

типологическая (определяет типологические свойства личности и их реализацию в общении);

статусная (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);

диспозиционная (определяет фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению);

функциональная (определяет функции личности как субъекта общения);

технологическая (определяет уровень коммуникативной компетенции личности, степень владения навыками социально-психологического взаимодействия).

На основе перечисленных характеристик личности формируется ее психограмма как субъекта общения. В кратком изложении она выглядит следующим образом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.009 с.)