Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы самовоспитанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для студентов наиболее эффективными являются следующие методы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самообязательство, самовнушение (самоприказ, самоубеждение), самоконтроль, самоотчет. О самонаблюдении, самоанализе и самооценке мы уже говорили выше, теперь вкратце охарактеризуем другие методы самовоспитания. Самообязательство. В соответствии с выбранными целями самосовершенствования нужно взять на себя определенное обязательство, которое должно быть посильным. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков его выполнения. Если с программой знакомы близкие, друзья и наставник обучаемого, это дает мощный стимул к ее выполнению. Однако, если обязательство оказалось невыполненным, не следует огорчаться и винить себя – видимо, его помешали выполнить какие-то веские, объективные причины. Ни одно обязательство не должно превращаться в самоцель. Самовнушение. Методика самовнушения описана в многочисленных научно-популярных книгах и статьях. Интерес к этому методу вполне объясним: если слово с такой эффективностью воздействует на сознание людей, то можно и нужно использовать его на пользу общественного развития. П. К. Анохин научно обосновал необходимость воспитывать и тренировать эмоции как мышцы, подчеркивая ведущую роль таких методов, как самовнушение, интеллектуальная и эмоциональная саморегуляция, психорегулирующая тренировка. Результаты многочисленных экспериментов свидетельствуют о том, что систематическое использование метода самовнушения для работы над собой способствует повышению волевой и трудовой активности, коррекции некоторых форм поведения, мобилизации интеллектуальных ресурсов. Для реализации намеченных целей самовоспитания обучаемым часто не хватает силы воли. В этом случае помогают формулы самовнушения, подкрепленные какими-либо стимулами, так как люди всегда в первую очередь выполняют те задания, которые им больше по душе, отодвигая на последний план то, что сделать нужно, но не хочется. На основании этого врач-психиатр В. И. Ле-ви составил формулу самовнушения: «должен – хочу – могу – есть». Все формулы самовнушения должны быть сугубо индивидуальными, сочетаться с образными представлениями (зрительными, слуховыми и т.д.), вызывать доверие, быть краткими, составляться в утвердительной форме (например, «Занимаюсь сосредоточенно!» – правильно; «Не отвлекаюсь!» – неправильно). При составлении формулы самовнушения нужно следить, чтобы каждая последующая фраза была короче предыдущей на одно (первое) слово: «Я совершенно спокоен!» – «Совершенно спокоен!» – «Спокоен!». Занятия самовнушением проводится 2 – 3 раза в день: утром, сразу после пробуждения; днем, сидя в мягком кресле или лежа; вечером, непосредственно перед сном. Каждая формула повторяется 5 – 10 раз подряд. Некоторые студенты из-за слабости волевых побуждений не могут заставить себя систематически заниматься самовнушением, поэтому на начальном этапе самосовершенствования можно рекомендовать им перед началом учебных или домашних занятий, а также при переключении с одного вида деятельности на другой использовать метод самоприказа. Иногда возникают различного рода искушения, мешающие выполнить действия, предусмотренные программой. Тогда-то и следует приказать самому себе выполнить какое-либо действие (например, утреннюю зарядку) во что бы то ни стало. Однако не следует злоупотреблять самоприказом, так как любой приказ есть насилие над собой. Обычно к этому методу часто прибегают люди, которые в детстве воспитывались в условиях жесткой дисциплины. Задача состоит в том, чтобы соединить свои желания с необходимыми и полезными действиями. Человек, который с удовольствием по утрам бегает трусцой, достиг гораздо больших успехов, чем тот, кто каждый день с усилием заставляет себя бегать быстрее и дольше. Несостоятельность активного применения метода самоприказа демонстрируют и спортсмены, достигшие высоких результатов путем систематического насилия над собой. Когда же они уходят из большого спорта, их сила воли ослабевает, и они перестают даже делать утреннюю зарядку. Поэтому самоприказ как частный метод должен применяться ограниченно. Тем, у кого самовнушение в форме самоприказа вызывает внутреннее сопротивление, рекомендуется составлять формулы в мягкой форме, в виде пожеланий. Например, вместо «Я совершенно спокоен!» произносить: «Пусть я стану совершенно спокоен!». Эффективность самовнушения зависит от убежденности человека в необходимости его использования в данный период времени («Мне нужно сейчас (а не позже) выполнить именно эту (а не какую-то другую) работу»). В случае сомнения занимающегося в правильности и нужности какой-либо формулы самовнушения лично для него применяется метод самоубеждения. Самоубеждение осуществляется на основе фактических данных и логических доводов. Девизом самоубеждения может стать английская пословица: «Если не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь!». Самоконтроль. В процессе самовоспитания обучаемым необходимо контролировать решение каждой поставленной задачи, осознавать и оценивать собственные действия и психические состояния. С этой целью используется метод самоконтроля. В значительной степени необходимость самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Самоотчет. Достигнутые результаты самовоспитания фиксируются в устной или письменной форме. Самоотчет как метод представляет собой описание себя в относительной целостности психических, личностных и профессиональных проявлений человека; подведение итогов самосовершенствования за определенный период времени; соотнесение поставленных задач с их решением и полученными результатами. Положительные результаты создают сильные положительные эмоции и стимулируют процесс самосовершенствования. Если человек узнает, что в данный момент уровень его способностей выше, чем был раньше, черты его характера позитивно изменяются, самочувствие улучшается, работа выполняется быстрее, точнее и эффективнее, чем вчера. Если у человека преобладает оптимистическое настроение и не возникает тревоги при мысли о предстоящем ответственном деле; если в напряженной обстановке он может действовать спокойно, осмотрительно и уверенно; если опасности его не пугают, а рассматриваются им как испытание на прочность, значит, он уверенно продвигается по пути к самосовершенствованию. Практическое овладение методами самовоспитания помогает правильно организовать учебную деятельность, улучшает концентрацию внимания, обеспечивает достижение предельной мобилизации психических и физических сил в нужный момент, более быстрое переключение с одного вида деятельности на другой или с режима труда на режим отдыха, что, в свою очередь, уменьшает затраты нервно-психической энергии. В процессе занятий самовоспитанием увеличивается подвижность психики, ликвидируются недостатки и развиваются положительные черты характера; человек освобождается от раздражительности, застенчивости, склонности к излишним волнениям, способен преодолевать так называемые «психологические барьеры». В комплексе с другими методами обучения и воспитания методы самовоспитания позволяют подготовить высококвалифицированного, всесторонне развитого, эмоционально устойчивого специалиста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.01 с.) |