Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность тренера-преподавателя по виду спортаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Деятельность тренера-преподавателя по виду спорта существенно отличается от деятельности учителя физкультуры прежде всего потому, что она направлена на выявление и развитие спортивных способностей школьников и молодежи, на прогнозирование их достижений в спорте, базой которого служит гармоничное развитие и физическое совершенствование личности. Тренер-преподаватель по виду спорта в совершенстве должен знать: – принципы, средства и методы системы подготовки спортсменов; – теорию и методику обучения и тренировки в избранном виде спорта, а также методику обучения основным видам физических упражнений; – основные психолого-педагогические закономерности организации учебно-тренировочного процесса; – дидактические возможности различных средств подготовки спортсменов; – закономерности возрастно-половых особенностей занимающихся спортом, методы развития основных физических качеств и двигательных навыков; – особенности организации спортивной работы в условиях учебно-тренировочных сборов и спортивно-оздоровительных лагерей; – санитарно-гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности, меры профилактики травматизма в процессе занятий спортом; – особенности конструкции спортивного сооружения, правила его эксплуатации, правила использования и сохранности спортивного инвентаря и оборудования. Тренер-преподаватель должен уметь: – определять общие и конкретные цели спортивной подготовки, цели и задачи конкретного тренировочного занятия; – применять в учебно-тренировочном процессе современные методы тренировки с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся и уровня их физической подготовленности; – определять и оценивать физическое развитие и особенности телосложения занимающихся с целью их спортивной ориентации; – корректировать собственную деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся; – владеть методами спортивно-педагогического контроля с использованием современной метрологической аппаратуры, а также приемами, обеспечивающими безопасность на занятиях, и способами оказания первой медицинской помощи; – организовывать соревнования и принимать в них участие в качестве судьи, представителя команды; – прививать занимающимся навыки самостоятельной подготовки к проведению спортивных занятий; – проводить профориентационную работу среди занимающихся, готовить спортивный актив, способный оказывать помощь в организации учебно-тренировочного процесса и соревнований. Условия деятельности тренера ДЮСШ существенно отличаются от тех условий, в которых работают учителя физкультуры в школе и преподаватели физического воспитания в ПТУ, колледже и вузе. К специфическим особенностям деятельности тренера ДЮСШ относятся: 1) добровольность выбора и посещения занятий занимающимися. Добровольность занятий в ДЮСШ существенно влияет на характер взаимоотношений занимающихся с тренером. Неудовлетворенность этими взаимоотношениями может стать причиной ухода из ДЮСШ перспективного спортсмена. Только хороший контакт с тренером, доверие и уважение к нему, чувство ответственности перед тренером и коллективом может удержать занимающихся от подобного шага; 2) особые условия общения на тренировках, вне занятий, в условиях учебно-тренировочного сбора, в период соревнований. От тренера требуется большой такт по отношению к каждому воспитаннику. От его поведения во многом зависят поведение и результаты выступления юных спортсменов; 3) необходимость постоянно поддерживать на высоком уровне свои физические возможности и техническое мастерство. Физические возможности тренера подразумевают его состояние здоровья, способность выполнять упражнения вместе с занимающимися. Под техническим мастерством понимается умение технически правильно выполнить упражнение. Уровень физических возможностей и технического мастерства существенно влияет на показ упражнения и, естественно, на авторитет тренера; 4) воспитательная работа с занимающимися. Тренер, работающий с детьми, руководит педагогическим процессом не только во время учебно-тренировочных занятий – его воспитательная деятельность продолжается и за пределами ДЮСШ. Он является наставником своих воспитанников в очень ответственный для них период проведения соревнований; оказывает огромное влияние на их образ жизни, выбор жизненного пути, старается узнать все подробности жизни юных спортсменов; следит за состоянием их тренированности, организует рациональный режим занятий и отдыха; 5) специфика детского спортивного коллектива. Такой коллектив отличается от обычного школьного сложностью структуры и управления им. Члены спортивного коллектива, как правило, одновременно являются членами разных коллективов по месту учебы. Нередко их объединение в данном спортивном коллективе носит кратковременный характер (сборная команда, учебно-тренировочный сбор и т. п.). Необходимость согласовывать влияние двух коллективов (общеобразовательной школы и ДЮСШ), непостоянство состава спортивного коллектива создают большие трудности в работе тренера; 6) необходимость воспитания у занимающихся устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта. Тренер, работающий с начинающими спортсменами, должен постоянно помнить о том, что у них еще нет убежденности в правильности выбора вида спорта, что в процессе однообразных и утомительных тренировок у них может пропасть интерес к занятиям. Поэтому тренеру ДЮСШ необходимо постоянно заботиться о воспитании устойчивого интереса к занятиям избранным видом спорта – во избежание ухода способных спортсменов из ДЮСШ. Работу тренера трудно регламентировать. Помимо общих педагогических функций – учебно-тренировочной, воспитательной, организаторской, психологической (гностической) и др. – тренер выполняет также специфические функции – судейскую, секундантскую, материально-технического обеспечения, научно-исследовательскую и др. (подробнее о функциях тренера см. в книге А. Я. Корха «Тренер: деятельность и личность»). Особую специфику имеет педагогическая деятельность тренера клубной и сборной команд. Различия в работе тренера ДЮСШ, СДЮСШОР и тренера, работающего со спортсменами высокого класса, весьма значительны и заключаются в следующем. Функция обучения, свойственная тренеру, который работает на этапе начальной подготовки с детьми, не типична для тренера сборной команды клуба, города, республики, который руководит уже обученными спортсменами. Коррективы, вносимые тренером в технику и тактику их подготовки, можно характеризовать как экспертно-консультативную функцию. Воспитательная функция тренера сборной команды больше направлена на создание благоприятного психологического климата и на сплочение коллектива, чем на установление элементарных норм поведения и формирование мотивов занятий спортом – последнее свойственно тренерам ДЮСШ. Показателями успешности педагогической деятельности тренеров, работающих с высококвалифицированными спортсменами, являются: 1) стабильность спортивных результатов команды и отдельных спортсменов; 2) соблюдение всеми членами команды норм общественной морали и спортивной этики; 3) создание в спортивном коллективе условий для дальнейшего прогрессирования в спорте без ущерба для всестороннего развития личности спортсмена. Возникновение в команде конфликтных ситуаций, частичное или полное неприятие спортсменами требований тренера могут рассматриваться как показатели низкого уровня воспитательной работы и неблагоприятного психологического климата в спортивном коллективе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.007 с.) |