Определение уровня и коэффициента эффективности
Похожие статьи вашей тематики
Технологии обучения
Одним из показателей эффективности технологии обучения, по нашему мнению, может быть коэффициент (или уровень) эффективности.
Этот коэффициент можно определить с учетом критериев оценки решения функциональных задач.
Такая система критериев была разработана нами с учетом двух взаимосвязанных видов деятельности – обучающей деятельности педагога и учебной деятельности обучаемых. К ним относятся: 1) владение содержанием образования и дидактическая его организация; 2) организация обучающей деятельности педагога; 3) организация учебной деятельности обучаемых; 4) педагогическое стимулирование и мотивация личности обучаемого в процессе обучения; 5) структурно-композиционное построение учебного занятия.
Критериями оценки учебной деятельности обучаемых являются: 1) наличие интереса к предмету, к учебной деятельности; 2) проявление в учебной работе знаний, умений, навыков содержательно-процессуального характера; 3) познавательная активность и самостоятельность, стремление к поисковой деятельности; 4) умение осуществлять коллективную учебную деятельность; 5) организованность, дисциплинированность, настойчивость и ответственность за результаты учебной деятельности.
Оценка деятельности педагога и обучаемых по перечисленным критериям осуществляется по 10-балльной шкале (см. шкалу 1).
Шкала оценки по критериям 1
Уровни реализации деятельности педагога
и обучаемых
I (очень низкий) 1 – 2
II (низкий) 3 – 4
III (ниже среднего) 5
IV (средний) 6
V (выше среднего) 7
VI (высокий) 8 – 9
VII (очень высокий, творческий) 10
После определения среднего балла оценки обучающей деятельности педагога (S1) и среднего балла оценки учебной деятельности обучаемых (S2) определяется общая сумма баллов: S = S1 + S2. Она позволяет установить уровень эффективности технологии обучения (см. шкалу 2).
Кроме того, может быть определен коэффициент эффективности:
Шкала оценки по критериям 2
Уровни реализации деятельности
педагога
и обучаемых
I (очень низкий) 0 – 20
II (низкий) 21 – 40
III (ниже среднего) 41 – 50
IV (средний) 51 – 69
V (выше среднего) 70 – 79
VI (высокий) 80 – 89
VII (очень высокий, творческий) 90 – 100
Приведем конкретный пример реализации изложенного подхода. Он был использован в 2000 г. в РГУФК для определения эффективности разработанной технологии обучения для получающих второе высшее образование при изучении курса «Педагогика» в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки кадров.
Теоретической основой для проектирования и осуществления этой технологии являются положения теории проблемного обучения универсальной дидактической концепции и общепедагогической концепции «Педагогика сотрудничества».
В качестве экспертов выступали педагог и студенты. Педагог осуществлял оценку деятельности студентов и самооценку ОДП; студенты оценивали ОДП и осуществляли самооценку своей учебной деятельности. Результаты представлены в таблице 32.
По данным таблицы, средний балл оценки обучающей деятельности педагога (S1) – 49,2. Средний балл учебной деятельности обучаемых (S2) – 46,6.
Общая сумма баллов (S) равна: 49,2 + 46,6 = 95,8. Теперь можно определить коэффициент эффективности технологии обучения:
≈0,96.
Анализ полученных данных показывает: 1) расхождения в оценке и самооценке экспертов незначительны; 2) ОДП оценивается выше, чем учебная деятельность обучаемых; 3) коэффициент эффективности технологии обучения свидетельствует о высшем уровне реализации деятельности педагога (педагогическое мастерство с творческой направленностью).
Таблица 32
|