![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика системы ранней профилактики девиантного поведения и условий ее эффективности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие профилактики в научной литературе. 2. Виды и уровни профилактики. 3. Роль государственных структур в профилактики девиантного поведения № 120 ФЗ «О профилактики безнадзорных детей…». Галабузова Мудрик В целом профилактическая работа понимается как средство предотвращения социально негативных явлений в обществе и в науке рассматривается начиная с античных философов. Платон, Аристотель и Лукреций в своих трудах провозглашали идеи о создании специальных условий для осуществления роста человеческого достоинства и правосознания. Осуществлялась это тренировкой ума и поиском смысла жизни. В эпоху христианства только служение богу предостерегало от соблазна и скверны. В эпоху просвещения – главное просветление, гуманизация, приобщение человека к культуре. Марксизм – способ предотвращения – психопрофилактика. Сегодня профилактика является междисциплинарным явлением и рассматривается как комплекс различного рода мероприятий направленных на предупреждение какого-либо явления и (или) устранения факторов риска. В общем виде профилактика и профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и социальных институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую связь. Рассматривая частные случаи профилактики выделяют такие направления как медицинская, психолого-педагогическая и социальная. В медицине профилактика – практическая деятельность посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народа населения, воспитания здорового, молодого поколения, обеспечение высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни. Профилактика в социологии предусматривается через признаки предотвращения социально обусловленных заболеваний и возможности общества в этой деятельности (Я.И. Гиленский). Профилактика в педагогике и психологии – деятельность, ориентированная на предотвращение личностных патологий и нарушений в процессе социализации (Беличева и Овчарова). Всемирной организацией здравоохранения профилактика рассматривается как комплекс психолого-медико-педвгогических условий, направленных на предотвращение последствия различных негативных факторов.
Профилактика в общеобразовательном учреждении представляет систему мер, направленных на обеспечение охраны детства во всех аспектах активности подрастающего поколения. Профилактическая работа рассматривается также как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, злоупотребления психоактивными веществами. Как правило, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребенка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для данной группы, являясь при этом неиндивидуальной, а типизированной. Проблемы социальной профилактики: 1. В науке хорошо изучены условия и особенности профилактической работы, но отсутствуют адресные технологии. 2. До сих пор профилактика ориентирована на меры карательного воздействия, что еще более усугубляет ситуацию. Уровни профилактики: В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причин и (или) ослабления действий патогенетических факторов, развития еще не возникшей патологии – речь идет о первичной профилактике. Цель первичной профилактики – уменьшение частоты проявления новых случаев какого-либо нежелательного явления путем контроля основных субъектов. В зависимости от характера объекта первичная профилактика имеет 2 стратегии: массовую и индивидуальную. В массовой стратегии цель профилактики – снижение риска развития педагогической проблемы путем проведения мероприятий, охватывающих всю школу или большую часть. Индивидуальная стратегия решает задачу снижения высокого риска появления проблемы у детей «группы риска» по определенным признакам (возраст детей, наличие семейного неблагополучия и проблем в усвоении школьных программ). Направления первичной профилактики: 1. Общая воспитательная работа. Основная цель – формирование у детей установок на саморазвитие и самовоспитание, формирование основ здорового образа жизни. Варианты реализации данного направления: · Использование специальных обучающих программ · Обновление традиционных курсов · Организация тренингов · Проведение тематических мероприятий
2. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Основная деятельность направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать социальную и педагогическую запущенность. Реализация конкретных коррекционных программ. Формы работы: · Психолого-педагогическая диагностика (выявление этих групп, определение причин, способствующих выявлению, сбор анамнеза). · Индивидуальная работа психолога и дефектолога с такими детьми · Консультация родителей · Социально-педагогический мониторинг Вторичная профилактика – направлена на работу с условиями и факторами, приведших или провоцирующих развитие конкретной проблемы. Вторичная профилактика применима только к тем социально-негативным явлениям, которые поддаются идентификации и коррекции в ранний период развития, что позволяет предупредить их переход в патологическую форму. Цель вторичной профилактики – путем раннего комплексного диагностирования предупреждать нежелательных последствий социальных проблем (постановка на учет в полицию, изъятие из семьи, совершение правонарушений и преступлений). Третичная профилактика – замедление развития имеющейся социально-педагогической проблемы. Данный уровень является преимущество индивидуально-реабилитационным. Осуществляется в специализированных центрах. Задачи профилактики всех групп: 1. Развитие рефлексивного компонента личности (самоанализ, саморефлексия) 2. Эмоциональное развитие подростка 3. Преобразование деструктивной тревожности в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем Основные направления профилактики всех групп: 1. Своевременное выявление причин и условий, способствующих выявлению отклонений, а также групп риска по данному фактору 2. Укрепление материально-технической базы и кадрового состава педагогического коллектива 3. Формирование в учительской и родительской среде гуманистических основ развития личности на принципах уважения, принятия личности ребенка, учета психофизических и индивидуальных особенностей 4. Организация внутришкольного мониторинга развития педагогической и социально запущенности 5. Создание условий и формирование мотивации у детей на успешное освоение основной образовательной программы Методы психолого-педагогической профилактики – базируются на принципах гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса. Методы - это своеобразные соответствующие социально-педагогической ситуации развития ребенка сочетания способов и приемов личностно ориентированного обучения и воспитания. К ним относятся: · Методы стимулирования и мотивации деятельности · Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях (конфликтных ситуациях, кризисных ситуациях и т.д.) · Методы организации жизни и деятельности коллектива · Методы психолого-педагогического стимулирования Принципы профилактической работы: 1. Опережающее обучение – целевая подготовка детей должна быть организованна преднамеренно, предваряя реальный этап возможной запущенности 2. Системность – построение программы профилактики базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, способных обуславливать поведение детей в отношении собственных возможностей и способностей. Первая группа факторов включается в активную деятельность педагога.
3. Порциальность – педагогическая профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания и образования личности и реализуется через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации. 4. Когнитивная адекватность – максимальное соответствие форм и методов профилактики специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей (со старшими подростами должны использоваться активные поисково-исследовательские методы, для детей «группы норма» можно использовать обычные методы) 5. Социокультурная адекватность – отражение в программах свойственных в обществе стандартов и норм поведения закрепленного стиля отношений 6. Проблемная адекватность (противоречие) – в содержании программ должны быть отражен наиболее актуальные для определенной группы детей проблемы социального становления. 7. Педагогическая адекватность – учет при разработке программ профилактики особенностей интеллектуальной, познавательной активности детей. В зависимости от преобладания форм, методов работы, особенности целевой аудитории и имеющихся ресурсов выделяется несколько моделей психолого-педагогической профилактики: 1. Информационная модель – в основе – представление о том, что социальная и педагогическая запущенность – результат общей безграмотности социума и низкой квалификации педагогов. 2. Модель поведенческих навыков. Программа данной модели ориентирована на формирования у детей определенных зунов (знаний, умений, навыков), позволяющих избежать проблем в усвоении опорных знаний. Зуны (личностные – высокая мотивация, патриотизм и т.д., коммуникативные – общение с кем-либо, познавательные – логическое мышление и т.д.). Цель программ – не в том, чтоб дать ребенку знания о последствиях определенного поведения, чтобы научить правильно вести себя в ситуации неуспешности. 3. Конструктивно-позитивная модель (В.Спрингер) – модель альтернативная. Учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, способных провоцировать уход от школьной жизни. Содержание программы нацелено на обучение и помощь молодому человеку в социализации. Обучение ассертивному поведению (быть самим собой чтобы не случилось). В рамках данной модели при реализации программ используются формы обеспечивающие детям активное участие в процессе саморазвития и воспитания (ролевые игры, тренинги, проектные действия, дебаты, диспуты, дискуссии). Большое внимание данных программ уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, окружающим людям и жизни в целом.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.54 (0.01 с.) |