Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика системы ранней профилактики девиантного поведения и условий ее эффективности.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие профилактики в научной литературе. 2. Виды и уровни профилактики. 3. Роль государственных структур в профилактики девиантного поведения № 120 ФЗ «О профилактики безнадзорных детей…». Галабузова Мудрик В целом профилактическая работа понимается как средство предотвращения социально негативных явлений в обществе и в науке рассматривается начиная с античных философов. Платон, Аристотель и Лукреций в своих трудах провозглашали идеи о создании специальных условий для осуществления роста человеческого достоинства и правосознания. Осуществлялась это тренировкой ума и поиском смысла жизни. В эпоху христианства только служение богу предостерегало от соблазна и скверны. В эпоху просвещения – главное просветление, гуманизация, приобщение человека к культуре. Марксизм – способ предотвращения – психопрофилактика. Сегодня профилактика является междисциплинарным явлением и рассматривается как комплекс различного рода мероприятий направленных на предупреждение какого-либо явления и (или) устранения факторов риска. В общем виде профилактика и профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и социальных институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую связь. Рассматривая частные случаи профилактики выделяют такие направления как медицинская, психолого-педагогическая и социальная. В медицине профилактика – практическая деятельность посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народа населения, воспитания здорового, молодого поколения, обеспечение высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни. Профилактика в социологии предусматривается через признаки предотвращения социально обусловленных заболеваний и возможности общества в этой деятельности (Я.И. Гиленский). Профилактика в педагогике и психологии – деятельность, ориентированная на предотвращение личностных патологий и нарушений в процессе социализации (Беличева и Овчарова). Всемирной организацией здравоохранения профилактика рассматривается как комплекс психолого-медико-педвгогических условий, направленных на предотвращение последствия различных негативных факторов. Профилактика в общеобразовательном учреждении представляет систему мер, направленных на обеспечение охраны детства во всех аспектах активности подрастающего поколения. Профилактическая работа рассматривается также как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, злоупотребления психоактивными веществами. Как правило, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребенка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для данной группы, являясь при этом неиндивидуальной, а типизированной. Проблемы социальной профилактики: 1. В науке хорошо изучены условия и особенности профилактической работы, но отсутствуют адресные технологии. 2. До сих пор профилактика ориентирована на меры карательного воздействия, что еще более усугубляет ситуацию. Уровни профилактики: В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причин и (или) ослабления действий патогенетических факторов, развития еще не возникшей патологии – речь идет о первичной профилактике. Цель первичной профилактики – уменьшение частоты проявления новых случаев какого-либо нежелательного явления путем контроля основных субъектов. В зависимости от характера объекта первичная профилактика имеет 2 стратегии: массовую и индивидуальную. В массовой стратегии цель профилактики – снижение риска развития педагогической проблемы путем проведения мероприятий, охватывающих всю школу или большую часть. Индивидуальная стратегия решает задачу снижения высокого риска появления проблемы у детей «группы риска» по определенным признакам (возраст детей, наличие семейного неблагополучия и проблем в усвоении школьных программ). Направления первичной профилактики: 1. Общая воспитательная работа. Основная цель – формирование у детей установок на саморазвитие и самовоспитание, формирование основ здорового образа жизни. Варианты реализации данного направления: · Использование специальных обучающих программ · Обновление традиционных курсов · Организация тренингов · Проведение тематических мероприятий 2. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Основная деятельность направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать социальную и педагогическую запущенность. Реализация конкретных коррекционных программ. Формы работы: · Психолого-педагогическая диагностика (выявление этих групп, определение причин, способствующих выявлению, сбор анамнеза). · Индивидуальная работа психолога и дефектолога с такими детьми · Консультация родителей · Социально-педагогический мониторинг Вторичная профилактика – направлена на работу с условиями и факторами, приведших или провоцирующих развитие конкретной проблемы. Вторичная профилактика применима только к тем социально-негативным явлениям, которые поддаются идентификации и коррекции в ранний период развития, что позволяет предупредить их переход в патологическую форму. Цель вторичной профилактики – путем раннего комплексного диагностирования предупреждать нежелательных последствий социальных проблем (постановка на учет в полицию, изъятие из семьи, совершение правонарушений и преступлений). Третичная профилактика – замедление развития имеющейся социально-педагогической проблемы. Данный уровень является преимущество индивидуально-реабилитационным. Осуществляется в специализированных центрах. Задачи профилактики всех групп: 1. Развитие рефлексивного компонента личности (самоанализ, саморефлексия) 2. Эмоциональное развитие подростка 3. Преобразование деструктивной тревожности в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем Основные направления профилактики всех групп: 1. Своевременное выявление причин и условий, способствующих выявлению отклонений, а также групп риска по данному фактору 2. Укрепление материально-технической базы и кадрового состава педагогического коллектива 3. Формирование в учительской и родительской среде гуманистических основ развития личности на принципах уважения, принятия личности ребенка, учета психофизических и индивидуальных особенностей 4. Организация внутришкольного мониторинга развития педагогической и социально запущенности 5. Создание условий и формирование мотивации у детей на успешное освоение основной образовательной программы Методы психолого-педагогической профилактики – базируются на принципах гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса. Методы - это своеобразные соответствующие социально-педагогической ситуации развития ребенка сочетания способов и приемов личностно ориентированного обучения и воспитания. К ним относятся: · Методы стимулирования и мотивации деятельности · Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях (конфликтных ситуациях, кризисных ситуациях и т.д.) · Методы организации жизни и деятельности коллектива · Методы психолого-педагогического стимулирования Принципы профилактической работы: 1. Опережающее обучение – целевая подготовка детей должна быть организованна преднамеренно, предваряя реальный этап возможной запущенности 2. Системность – построение программы профилактики базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, способных обуславливать поведение детей в отношении собственных возможностей и способностей. Первая группа факторов включается в активную деятельность педагога. 3. Порциальность – педагогическая профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания и образования личности и реализуется через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации. 4. Когнитивная адекватность – максимальное соответствие форм и методов профилактики специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей (со старшими подростами должны использоваться активные поисково-исследовательские методы, для детей «группы норма» можно использовать обычные методы) 5. Социокультурная адекватность – отражение в программах свойственных в обществе стандартов и норм поведения закрепленного стиля отношений 6. Проблемная адекватность (противоречие) – в содержании программ должны быть отражен наиболее актуальные для определенной группы детей проблемы социального становления. 7. Педагогическая адекватность – учет при разработке программ профилактики особенностей интеллектуальной, познавательной активности детей. В зависимости от преобладания форм, методов работы, особенности целевой аудитории и имеющихся ресурсов выделяется несколько моделей психолого-педагогической профилактики: 1. Информационная модель – в основе – представление о том, что социальная и педагогическая запущенность – результат общей безграмотности социума и низкой квалификации педагогов. 2. Модель поведенческих навыков. Программа данной модели ориентирована на формирования у детей определенных зунов (знаний, умений, навыков), позволяющих избежать проблем в усвоении опорных знаний. Зуны (личностные – высокая мотивация, патриотизм и т.д., коммуникативные – общение с кем-либо, познавательные – логическое мышление и т.д.). Цель программ – не в том, чтоб дать ребенку знания о последствиях определенного поведения, чтобы научить правильно вести себя в ситуации неуспешности. 3. Конструктивно-позитивная модель (В.Спрингер) – модель альтернативная. Учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, способных провоцировать уход от школьной жизни. Содержание программы нацелено на обучение и помощь молодому человеку в социализации. Обучение ассертивному поведению (быть самим собой чтобы не случилось). В рамках данной модели при реализации программ используются формы обеспечивающие детям активное участие в процессе саморазвития и воспитания (ролевые игры, тренинги, проектные действия, дебаты, диспуты, дискуссии). Большое внимание данных программ уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, окружающим людям и жизни в целом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.171.131 (0.006 с.) |