Общая характеристика системы ранней профилактики девиантного поведения и условий ее эффективности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика системы ранней профилактики девиантного поведения и условий ее эффективности.



1. Понятие профилактики в научной литературе.

2. Виды и уровни профилактики.

3. Роль государственных структур в профилактики девиантного поведения

№ 120 ФЗ «О профилактики безнадзорных детей…».

Галабузова

Мудрик

В целом профилактическая работа понимается как средство предотвращения социально негативных явлений в обществе и в науке рассматривается начиная с античных философов. Платон, Аристотель и Лукреций в своих трудах провозглашали идеи о создании специальных условий для осуществления роста человеческого достоинства и правосознания. Осуществлялась это тренировкой ума и поиском смысла жизни.

В эпоху христианства только служение богу предостерегало от соблазна и скверны.

В эпоху просвещения – главное просветление, гуманизация, приобщение человека к культуре.

Марксизм – способ предотвращения – психопрофилактика. Сегодня профилактика является междисциплинарным явлением и рассматривается как комплекс различного рода мероприятий направленных на предупреждение какого-либо явления и (или) устранения факторов риска.

В общем виде профилактика и профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и социальных институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую связь.

Рассматривая частные случаи профилактики выделяют такие направления как медицинская, психолого-педагогическая и социальная. В медицине профилактика – практическая деятельность посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народа населения, воспитания здорового, молодого поколения, обеспечение высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни. Профилактика в социологии предусматривается через признаки предотвращения социально обусловленных заболеваний и возможности общества в этой деятельности (Я.И. Гиленский). Профилактика в педагогике и психологии – деятельность, ориентированная на предотвращение личностных патологий и нарушений в процессе социализации (Беличева и Овчарова).

Всемирной организацией здравоохранения профилактика рассматривается как комплекс психолого-медико-педвгогических условий, направленных на предотвращение последствия различных негативных факторов.

Профилактика в общеобразовательном учреждении представляет систему мер, направленных на обеспечение охраны детства во всех аспектах активности подрастающего поколения. Профилактическая работа рассматривается также как средство предотвращения социально-негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, злоупотребления психоактивными веществами.

Как правило, профилактическая работа выстраивается не по отношению к ситуации ребенка, которую она призвана улучшить, а по отношению к отдельным характеристикам детской группы или негативного явления, характерного для данной группы, являясь при этом неиндивидуальной, а типизированной.

Проблемы социальной профилактики:

1. В науке хорошо изучены условия и особенности профилактической работы, но отсутствуют адресные технологии.

2. До сих пор профилактика ориентирована на меры карательного воздействия, что еще более усугубляет ситуацию.

Уровни профилактики:

В тех случаях, когда профилактические меры направлены на устранение причин и (или) ослабления действий патогенетических факторов, развития еще не возникшей патологии – речь идет о первичной профилактике.

Цель первичной профилактики – уменьшение частоты проявления новых случаев какого-либо нежелательного явления путем контроля основных субъектов. В зависимости от характера объекта первичная профилактика имеет 2 стратегии: массовую и индивидуальную. В массовой стратегии цель профилактики – снижение риска развития педагогической проблемы путем проведения мероприятий, охватывающих всю школу или большую часть. Индивидуальная стратегия решает задачу снижения высокого риска появления проблемы у детей «группы риска» по определенным признакам (возраст детей, наличие семейного неблагополучия и проблем в усвоении школьных программ).

Направления первичной профилактики:

1. Общая воспитательная работа. Основная цель – формирование у детей установок на саморазвитие и самовоспитание, формирование основ здорового образа жизни. Варианты реализации данного направления:

· Использование специальных обучающих программ

· Обновление традиционных курсов

· Организация тренингов

· Проведение тематических мероприятий

2. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Основная деятельность направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать социальную и педагогическую запущенность. Реализация конкретных коррекционных программ. Формы работы:

· Психолого-педагогическая диагностика (выявление этих групп, определение причин, способствующих выявлению, сбор анамнеза).

· Индивидуальная работа психолога и дефектолога с такими детьми

· Консультация родителей

· Социально-педагогический мониторинг

Вторичная профилактика – направлена на работу с условиями и факторами, приведших или провоцирующих развитие конкретной проблемы. Вторичная профилактика применима только к тем социально-негативным явлениям, которые поддаются идентификации и коррекции в ранний период развития, что позволяет предупредить их переход в патологическую форму.

Цель вторичной профилактики – путем раннего комплексного диагностирования предупреждать нежелательных последствий социальных проблем (постановка на учет в полицию, изъятие из семьи, совершение правонарушений и преступлений).

Третичная профилактика – замедление развития имеющейся социально-педагогической проблемы. Данный уровень является преимущество индивидуально-реабилитационным. Осуществляется в специализированных центрах.

Задачи профилактики всех групп:

1. Развитие рефлексивного компонента личности (самоанализ, саморефлексия)

2. Эмоциональное развитие подростка

3. Преобразование деструктивной тревожности в конструктивную путем нахождения способов разрешения подростковых проблем

Основные направления профилактики всех групп:

1. Своевременное выявление причин и условий, способствующих выявлению отклонений, а также групп риска по данному фактору

2. Укрепление материально-технической базы и кадрового состава педагогического коллектива

3. Формирование в учительской и родительской среде гуманистических основ развития личности на принципах уважения, принятия личности ребенка, учета психофизических и индивидуальных особенностей

4. Организация внутришкольного мониторинга развития педагогической и социально запущенности

5. Создание условий и формирование мотивации у детей на успешное освоение основной образовательной программы

Методы психолого-педагогической профилактики – базируются на принципах гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса. Методы - это своеобразные соответствующие социально-педагогической ситуации развития ребенка сочетания способов и приемов личностно ориентированного обучения и воспитания. К ним относятся:

· Методы стимулирования и мотивации деятельности

· Методы общения и взаимодействия в различных ситуациях (конфликтных ситуациях, кризисных ситуациях и т.д.)

· Методы организации жизни и деятельности коллектива

· Методы психолого-педагогического стимулирования

Принципы профилактической работы:

1. Опережающее обучение – целевая подготовка детей должна быть организованна преднамеренно, предваряя реальный этап возможной запущенности

2. Системность – построение программы профилактики базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов, способных обуславливать поведение детей в отношении собственных возможностей и способностей. Первая группа факторов включается в активную деятельность педагога.

3. Порциальность – педагогическая профилактика рассматривается как часть общего процесса воспитания и образования личности и реализуется через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации.

4. Когнитивная адекватность – максимальное соответствие форм и методов профилактики специфическим особенностям возрастного развития конкретной группы детей (со старшими подростами должны использоваться активные поисково-исследовательские методы, для детей «группы норма» можно использовать обычные методы)

5. Социокультурная адекватность – отражение в программах свойственных в обществе стандартов и норм поведения закрепленного стиля отношений

6. Проблемная адекватность (противоречие) – в содержании программ должны быть отражен наиболее актуальные для определенной группы детей проблемы социального становления.

7. Педагогическая адекватность – учет при разработке программ профилактики особенностей интеллектуальной, познавательной активности детей.

В зависимости от преобладания форм, методов работы, особенности целевой аудитории и имеющихся ресурсов выделяется несколько моделей психолого-педагогической профилактики:

1. Информационная модель – в основе – представление о том, что социальная и педагогическая запущенность – результат общей безграмотности социума и низкой квалификации педагогов.

2. Модель поведенческих навыков. Программа данной модели ориентирована на формирования у детей определенных зунов (знаний, умений, навыков), позволяющих избежать проблем в усвоении опорных знаний. Зуны (личностные – высокая мотивация, патриотизм и т.д., коммуникативные – общение с кем-либо, познавательные – логическое мышление и т.д.). Цель программ – не в том, чтоб дать ребенку знания о последствиях определенного поведения, чтобы научить правильно вести себя в ситуации неуспешности.

3. Конструктивно-позитивная модель (В.Спрингер) – модель альтернативная. Учитывает взаимодействие внешних и внутренних факторов, способных провоцировать уход от школьной жизни. Содержание программы нацелено на обучение и помощь молодому человеку в социализации. Обучение ассертивному поведению (быть самим собой чтобы не случилось). В рамках данной модели при реализации программ используются формы обеспечивающие детям активное участие в процессе саморазвития и воспитания (ролевые игры, тренинги, проектные действия, дебаты, диспуты, дискуссии). Большое внимание данных программ уделяется формированию ценностного отношения несовершеннолетних к собственному здоровью, окружающим людям и жизни в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.011 с.)