Природа отклоняющегося поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа отклоняющегося поведения



Хомич Е.А. «Взаимодействие индивида с реальностью»

1. Особенности и виды взаимодействия индивида с реальностью

2. Психолого-биологическая природа девиантного поведения.

3. Структура, форма и типы девиантного поведения.

Типы взаимодействия индивида с реальностью:

1. Противодействие реальности – человек активно разрушает ненавистную действительность, пытается изменить ее в соответствии с собственными ценностями. Все проблемы человек видит внутри социума. Единственный способ достижения цели – борьба, в ответ среда изгоняет индивида, пытается его сломить. В итоге формирует криминальное поведение.

2. Болезненное противостояние реальности – признак психической патологии, при которой мир воспринимается враждебным в связи с субъективным его восприятием и пониманием. Исключается возможность адекватно оценивать мотивы и поступки других людей. Формируются патохарактерологические и психопатологические отклонения.

3. Уход от реальности – реальность оценивается негативно и оппозиционно. Индивид оказывается неспособным адаптироваться к ней. Формирует аддиктивное (зависимое) поведение.

4. Игнорирование реальности – автомизация жизнедеятельности, человек не принимает в расчет нормы и требования реальности. Реальность и индивид существуют сами по себе. В итоге формируется одаренность и гиперспособности.

5. Адаптивный вид – гармоничное взаимодействие индивида с реальностью.

Природа отклоняющегося поведения:

1. Конституционально-биологические предпосылки:

· Сензетивность – повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию

· Эмоциональность – яркость переживаний, эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения).

· Пониженный фон настроения

· Чрезмерная двигательная подвижность

· Низкая адаптивность – неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение

· Ригидность – склонность к застреванию на мыслях, чувствах, поступках

· Сниженная обучаемость

· Склонность к соматизации

· Наличие физических дефектов

2. Индивидуально-личностные особенности:

· Длительное состояние фрустрации ведущих потребностей личности

· Преобладание негативных эмоциональных состояний (тревога, депрессия и отчаяние)

· Наличие сверхсильной травмы в личной истории (потеря родителя, насилие над ребенком в семье, совершаемая система насилия над родителем, наличие неизлечимого заболевания)

· Алексетимия – слабая речевая регуляция.

· Несформированность общих коммуникативных навыков – ассертивное поведение (неумение налаживать взаимодействие с разными категориями людей, неумение выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами)

· Непродуктивные способы борьбы со стрессом – уход и изоляция

· Чрезмерная зависимость от оценок окружающих

· Утрата смысла жизни

3. Социально-групповые условия:

· Отсутствие благополучной родительской семьи

· Отсутствие кровной семьи

· Отсутствие поддерживающей социальной группы

· Отсутствие сексуального партнера

· Общественная незанятость

· Проблемные друзья

Отклонения в поведении людей и детей созревает постепенно, как правило, от 3 месяцев до 3 лет.

Виды девиаций:

· Первичная девиация – разовые проступки, которые, как правило, не замечаются.

· Вторичная девиация – отклонение, которые социальными группами открыто признаются как негативные и влекущие применение санкций.

· Индивидуальные – нормы морали нарушает один человек

· Групповые – если это какая-то группировка.

· Временные – малая длительность существования, связанна со внешней средой.

· Постоянные – длительно существуют, не зависят от внешней среды.

· Устойчивые – в поведении человека существует один вид девиации.

· Неустойчивые – наблюдается частная смена клинических проявлений.

· Стихийные – быстро формирующиеся под влиянием внешних обстоятельств с временным характером. Стечение обстоятельств + эмоциональный контроль.

· Спланированные – характерна регламентированность, строгая отчерченность, человек заранее готовится и испытывает радостное возбуждение. Гемблинг. Алкогольная зависимость, наркотическая зависимость.

· Экспансивное – вторжение в сферу жизнедеятельности других людей, склонность игнорировать их интересы, посягать на их свободу. Агрессивное поведение, сексуальные аномалии.

· Неэкспансивное – не задевает напрямую интересы других, носит саморазрушающий характер, блокирует личностный рост. Пищевые нарушения. Аутизм.

· Эгоистические – нацеленность на получение удовлетворения и личной выгоды. Главное – это новое ощущение и желание удовлетворить себя.

· Альтруистические – направлен на интересы других людей, склонность к самопожертвованию. Суицид.

· Личностные – аутоагрессивное поведение. Суицид. Аномалии сексуального поведения.

· Сверх-ценные патологические увлечения. Кверулянтство (жалобщик). Философская аэкуляция. Стяжательство. Гиперобщительность.

· Коллективные – реакции группировки сверстников. Фанатизм. Оппозиция. Свойственен эффект группового давления. Принятие групповых взглядов сочетается с подавлением собственных мнений. Семейные разновидности групповых девиаций. Включение в тоталитарные секты. Опосредованная трансляция девиантных позиций.

Формы Деликвентное Аддиктивное Патохарактерерологический Психопатологический На базе гиперспособностей.
Агрессия *** * **** ** -
Аутоагрессия (Суицид) - * **** ** -
Злоупотребление веществами - **** *** ** *
Комуникативные * ** *** *** *
Безнравственное поведение **** * * * -
Свехценные увлечения - ** *** - ***

 

Делинквентый тип.

Анчел Е. «К делинквентному поведению можно отнести преступные действия намерения которых были невинны».

Это разновидность преступного (криминального поведении) в крайних своих проявлениях. Представляющая уголовно-наказуемое деяние. Как правило делинквентное поведение в отличии от криминального носит более тяжелый характер и совершается умышленно.

Преступление – это общественно-опасное действие или бездействие, совершаемое умышленно или по неосторожности и предусмотренное (запрещенное) уголовным законом.

Правонарушение – это действие или бездействие, приносящее вред и предусмотренное (запрещенное) административным, трудовым, гражданским, семейным или жилищным кодексом. Правонарушение необходимо отличать от проступков, который не представляет общественной опасности и не имеет злого умысла.

Преступление несовершеннолетних характеризуются:

1. Высокой латентностью (скрытостью)

2. Не достижение возраста уголовной ответственности, отсюда безнаказанность и отсутствие их статистики

3. Носят групповой характер

4. Обширный фон воздействия

Групповые подростковые правонарушения носят следующий характер:

1. Доля мужских преступлений в возрасте от 14 до 17 лет крайне быстро возрастает

2. Увеличивается число женских преступлений

3. Появление новых видов преступлений

Факторы вовлечения подростков в группу:

1. Широкое поле для самореализации, самоутверждения

2. В группах нет двойной морали, как у взрослых

3. Наличие элемента риска

4. Броская символика и атрибутика

Причины вовлечения:

1. Семейное неблагополучие

2. Беспризорность и безнадзорность

3. Школьная изоляция

Характеристика типа личности преступника (К.К. Платонов):

1. Имеет соответствующий взгляд на привычки и внутреннюю тягу к преступлениям

2. Неустойчивый внутренний мир, склонность совершать преступления под влиянием

3. С высоким уровнем правосознания, но с пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм

4. Высокий уровень правосознания и активное противодействие при нарушении норм

5. Склонные к случайному преступлению

Аддиктивный тип:

Тип девиантного поведения, характеризующийся стремлением ухода от реальности путем искусственного изменения, своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или фиксации внимания на опосредованных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. (Ц.П. Короленко и Т.А. Донских).

Психологические особенности аддикта:

1. Сниженная переносимость к трудности и обыденной жизни

2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешним проявлением превосходства

3. Внешняя социабильность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами

4. Стремление говорить не правду

5. Стремление обвинять других людей, зная, что они не виноваты

6. Стремление уходить от принятия ответственности

7. Зависимость от сложившихся отношений

8. Высокая тревожность

Для всех аддиктивных детей свойственен феномен «жажда острых ощущений» (В.А. Петровский). Характеризуется побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

Феномен жажды острых ощущений, связанные с голодом по сенсорной стимуляции. Помимо сенсорного голода Э. Берн выделил еще несколько видов голода:

1. По признанию

2. По контакту и физическому поглаживанию

3. Сексуальный голод

4. Структурный голод (особенно по структурированию времени)

5. По инцидентам (голод по событиям)

Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость, которая проявляется в:

· неспособности принимать решения без совета других людей

· готовность позволять другим принимать важные за него решения

· испытание затруднений, когда нужно начинать что-то самостоятельно

· готовность добровольно или принудительно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобретения поддержки и любви окружающих

· плохая переносимость одиночества

· ощущение опустошенности и беспомощности

· боязнь страха быть отвергнутыми

· легкая ранимость при малейшей критике

Вариант аддиктивного поведения – «бегство от реальности»:

1. Бегство от реальности в тело (паранойя здоровья или болезни)

2. Бегство в фантазии

3. Бегство в социальные контакты или одиночество

Развитие аддиктивного поведения:

1. Начало отклонения, исходная точка (переживание интенсивного, острого изменения психологического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости от сделанного).

2. Формирование аддиктивного ритма (формирование определенной последовательности, частоты реализации определенной аддикции).

3. Формирование аддиктивного поведения (сформированная собственная активность по поиску наркотика, формирование привычного типа реагирования на ситуацию, формирование поведенческого клише).

4. Полная доминация аддиктивного поведения, определяющая стиль жизни.

Мотивы употребления:

1. Аттарактический - употребление психоактивных веществ с целью смягчения или устранения явления психологического дискомфорта. Психоактивные вещества выступают в роли лекарственного препарата от страха, депрессии, тревоги и т.д.

2. Гедонистическое – психоактивные вещества приводят в норму эмоциональное состояние чуть повышая эмоциональный фон. Цель употребления – испытать чувство радости. Психоактивное вещество обладает эйфорезирующим действием.

3. Субмессивная – неспособность противостоять давлению из-за характерологических и личностных особенностей.

4. Псевдокультурное – употребление психоактивных веществ из-за мировоззренческих установок и эстетических пристрастий.

Патохарактерерологический тип.

Поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. Сюда относят возможные при ошибках воспитания расстройства личности. Сущность и мотив поведения – ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования личностного я и самооценки.

Психопатологический тип.

Характеризуется проявлением тех или иных психических расстройств и заболеваний. Происходит нарушение восприятия, галлюцинации, иллюзии, спутанность мышления, проблемы с волепроявлением.

На базе гиперспособностей.

Гиперспособности – это способности, которые превышают среднестатистический показатель популяции. Сюда относятся одаренность, талант и гениальность.

В крайних проявлениях происходит игнорирование реальности, попытки создать свой собственный мир или желание жить в двух реальностях одновременно.

Агрессивное поведение – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Биологической предпосылкой агрессивного поведения является страх за безопасность и выживание.

Виды агрессии (Басс, Дарки):

1. Физическая (нападение)

2. Косвенная (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости)

3. Склонность к раздражению

4. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы

5. Обида – зависть и ненависть

6. Подозрительность – от недоверия до осознания, что все целенаправленно планируют причинить ему вред

7. Вербальная – выражение негативных чувств через ссоры, крик, визг, угрозы, проклятия, ругань

Виды агрессии (Эрик Фром):

1. Конструктивная – проявляется в форме лидерства, желании быть авторитетом

2. Деструктивная – причинение физического и психического вреда

Аутоагрессия. (Суицид).

Это желание причинить вред самому себе.

Формы аутоагресии:

1. Самоубийство – внутриличностный конфликт, вызванный психопатологическим расстройством

2. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение (авитальная активность).

Типы агрессивного поведения по Дюргейму:

1. Анемический суицид – связан с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями. Способ психологического реагирования.

2. Альтруистический – ради блага других людей. Свойственен людям ориентированным на высокие моральные идеалы, живущие моральными интересами, которые не рассматривают собственную жизнь в отрыве от окружающих.

3. Эгоистический – возникает при ответе на завышенные требования окружающих и обусловленный конфликтами в связи с неприемлемостью социальных требований

4. Самоповреждение – парасуицидальное поведение, членовредительство.

Формы проявления суицидальной активности:

1. Внешняя – высказывания по поводу суицида, попытки суицида, завершенный суицид.

2. Внутренняя – саморазмышления, замыслы, намерения и принятые решения (могут быть демонстративные и истинные).

Признаки суицидального поведения (А.В. Боенко):

1. Скрытый гнев – подмена чувств и потеря самоконтроля

2. Тяжелая потеря

3. Чувство беспомощности

4. Сужение круга общения

5. Изменение стереотипа поведения

6. Игра с оружием

7.
 
Косвенные намеки

Фазы суицида:

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


1 – социальные факторы

2 – личностные факторы

3 – конфликт

4 – социально-психологическая адаптация

5 – крах ценностей или ценностных установок

6 – провоцирующие факторы

7 – мотивационная готовность

8 – предрасполагающие внешние факторы

9 – предсуицид

10 – собственно суицид.

Сверхценные психологические увлечения.

Повышенный интерес к какому-либо объекту. Особенности объекта – определяют вектор поведения.

Классический пример в школе – это состояние влюбленности и интернет-увлечение.

Признаки появления СЦПУ:

1. Глубокая и длительная сосредоточенность на объекте

2. Пристрастное и эмоционально-насыщенное отношение к объекту

3. Утрата чувства контроля над временем, который затрачивается на объект

4. Игнорирование любой деятельности кроме своего увлечения

Типы СУ:

1. Трудоголизм – работа выступает самоцелью, а не желанием чего-либо добиться

2. Гемблинг – феномен не достаточно изучен в науке, в настоящее время под ним понимают отклонение в развитии, приводящее детей к патологическому увлечению компьютерной игрой и интернет-коммуникацией. В настоящее время отсутствует научная диагностика и методы определения игровой зависимости, склонности к азартным играм. Абсолютно отсутствует система профилактики гемблинга до перехода ее в болезнь

Причины азартно-игровой зависимости:

1. Социальная: свободный доступ к азартным играм и интернету, влияние рекламы, бездействие органов правопорядка, экономически нестабильная ситуация в обществе

2. Личностные: ранний опыт игровой деятельности, ранние выигрыши, слабый контроль импульсивного поведения, склонность к депрессиям, наличие свободных денег

3. Психологические: акцентуация характера (циклотимики – частая смена настроения), межличностная дезадаптация

4. Биологическая: включенный Drd2 – ген.

5. Социально-педагогические причины: педагогическая некомпетентность родителей, азартное поведение родителей, отсутствие у детей домашних обязанностей, школьная неуспеваемость

Признаки азартной зависимости:

1. Постоянная вовлеченность

2. Увеличение времени в ситуации игры

3. Изменение круга интересов, вытеснение прежней мотивации об игры, постоянное желание улучшить результат

4. Потеря контроля, выраженная в неспособности прекратить игру

5. Появление состояний психологического дискомфорта, раздражительности через короткие промежутки после участия в игре

6. Постоянное снижение способности противостоять соблазну

Условия профилактики игровой зависимости:

1. Ориентирование работы педагогов на возможности ребенка самореализоваться в социуме: вовлечение в творчество, спорт и науку.

2. Применение в учебном процессе активных форм работы (тренинги, ролевые игры, 3D, дискуссии, дебаты, диспуты)

3. Создание условий для расширения кругозора и общей эрудиции посредством интернета (компьютер как средство поиска информации, а не время препровождения)

Коммуникативные девиации.

Противоречие реальности без активного противостояния:

1. Аутоистическое поведение - выбор одиночества, как средства взаимодействия с миром

2. Аскетизм (отшельничество), камфорное поведение

3. Гиперобщительность

4. Фобическое поведение

Варианты фобического поведения:

1. Бегство от свободы – стремление уклониться от конструктивного анализа и переживания основных ценностей, базисных проблем существования

2. Безнравственное, аморальное поведение – действия или деятельность, результаты которых объективно противоречат нравственным нормам. Асоциальное поведение – поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как агрессивно-корыстной направленности, так и социально-пассивной. Корыстная направленность – это правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную или имущественную выгоду. Агрессивная направленность – направлено против личности (оскорбление, побои, изнасилование, убийству и т.д.). социально-пассивное – бродяжничество, уклонение от учебы.

Контрольная работа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.093 с.)