Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Эволюция поведения . . 22↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.1. Генетика и поведение.. 23 Грегор Мендель (1822-1884) 24 2. Гены и хромосомы.. 25 2.1. Естественный отбор и поведение 25 2.2. Законы Менделя. 26 2.3. Клеточные основы наследственности 29 2.4. Генотипическая изменчивость.... 31 2.5. Генетический материал........ 32 Для запоминания... 34 3. Развитие поведения.. 35 3.1. Онтогенез..... 35 3.2. Влияние окружающей среды на поведение........ 38 3.3. Чувствительные периоды в развитии 40 3.4. Поведение молодых животных.. 42 3.5. Врожденное поведение......... 43 Для запоминания... 44 4. Генетика поведения.. 45 4.1. Единичные гены и поведение..... 46 4.2. Хромосомные мутации........ 47 4.3. Полигенное наследование поведения 50 4.4. Наследование поведенческих признаков......... 57 Для запоминания... 60 1.2. Естественный отбор.... 61 Чарлз Дарвин (1809-1882) 62 5. Естественный отбор, экология и поведение 63 5.1. Доказательства эволюции посредством естественного отбора.... 64 5.2. Частотное распределение фенотипов 65 5.3. Экология и поведение........ 70 5.4. Адаптивность поведения........ 75 Для запоминания... 79 6. Стоимость выживания и приспособленность... 80 6.1. Экспериментальный анализ стоимости выживания.... 80 6.2. Оценка смертности 84 6.3. Дарвиновская приспособленность.. 87 6.4. Совокупная приспособленность.... 90 6.5. Приспособленность в естественных условиях обитания 91 Для запоминания... 94 7. Эволюция адаптивных стратегий........ 95 7.1. Эволюционные стратегии..... 95 7.2. Эволюционно-стабильные стратегии 101 7.3. Стратегия роющей осы......... 103 Для запоминания... 108 1.3. Эволюция и социальное поведение........... 109 Сэр Рональд Фишер (1890-1962)......... 110 8. Половой отбор.... 111 8.1. Внутриполовой отбор (соперничество самцов)..... 111 8.2. Межполовой отбор (выбор самок).. 115 8.3. Половой диморфизм........ 117 8.4. Половой отбор у человека....... 120 Для запоминания... 123
9. Альтруизм....... 125 9.1. Отбор родичей.. 126 9.2. Забота о потомстве 127 9.3. Взаимный альтруизм......... 130 9.4. Кооперация.... 130 Для запоминания... 135 10. Стратегия полов и социальная организация.. 137 10.1. Стратегия полов 137 10.2. Половая стратегия у человека.... 145 10.3. Системы размножения и социальная структура.. 149 10.4. Социальная организация приматов 150 Для запоминания... 154 Часть II. Механизмы поведения. 155 II.I. Восприятие у животных 156 Иоганнес Мюллер (1801-1858)......... 157 11. Нервная регуляция поведения.......... 158 11.1. Нервные клетки. 158 11.2. Сенсорные рецепторы....... 159 11.3. Мышцы и железы 161 11.4. Соместетическая система...... 162 11.5. Нервная система беспозвоночных животных.... 165 11.6. Нервная система позвоночных... 171 11.7. Гормоны позвоночных животных 173 Для запоминания... 176 12. Сенсорные процессы и восприятие....... 177 12.1. Хеморецепция и терморецепция. 177 12.2. Механорецепторы и слух....... 180 12.3. Зрение...... 186 12.4. Сенсорные оценки 193 12.5. Фильтрация стимула....... 197 12.6. Сложные стимулы 202 Для запоминания... 207 13. Экологическая обусловленность чувств животных......... 208 13.1. Зрительные приспособления к неблагоприятным условиям среды. 209 13.2. Органы чувств, заменяющие зрение 211 13.3. Зрительное опознание жертвы и хищника..... 215 Для запоминания... 219 II.2. Животное и среда..... 220 Клод Бернар (1813-1878). 221 14. Координация и ориентация........... 222 14.1. Координация.. 222 14.2. Пространственная ориентация.... 226 14.3. Принцип реафферентации..... 229 14.4. Навигация.... 232 Для запоминания... 238 15. Гомеостаз и поведение 239 15.1. Гомеостаз.... 239 15.2. Терморегуляция 240 15.3. Водный баланс 243 15.4. Энергия и питательные вещества 247 15.5. Мотивационные системы..... 251 15.6. Мотивационное состояние.... 255 Для запоминания... 258 16. Физиология и поведение в изменчивой среде.. 260 16.1. Толерантность. 260 16.2. Акклиматизация 263 16.3. Биологические часы......... 265 16.4. Репродуктивное поведение и физиология....... 266 16.5. Зимняя спячка.. 268 16.6. Миграция.... 270 16.7. Лунные и приливно-отливные ритмы........ 273 16.8. Циркадианные ритмы и суточное распределение активности..... 277 Для запоминания... 279 II.3. Научение животных....280 Иван Петрович Павлов (1849-1936)......... 281 17. Условные рефлексы и научение........ 282 . 17.1. Классические условные рефлексы 282 17.2. Выработка условного рефлекса.. 284 17.3. Угасание и привыкание....... 285 17.4. Генерализация. 287 17.5. Инструментальное научение..... 289 17.6. Подкрепление.. 290 17.7. Оперантное поведение....... 291 Для запоминания... 294 18. Биологические аспекты научения........ 295 18.1. Эволюционные аспекты научения. 295 18.2. Границы научения 297 18.3. Научение избеганию врагов... 298 18.4. Научение избеганию болезни... 300 18.5. Значимость стимула......... 303 18.6. Перспективы биологического и психологического подходов..... 305 Для запоминания... 306 19. Когнитивные аспекты научения........ 307 19.1. Скрытые стороны условнорефлекторного процесса 307 19.2. Природа когнитивных процессов 309 19.3. Научение типа инсайта....... 310 19.4. Ассоциативное научение...... 313 19.5. Репрезентации.. 317 Для запоминания... 318 Часть III. Представление о природе Сложного поведения... 320 III. I. Инстинкт.......... 321 Конрад Лоренц (1903 г.) Нико Тинберген (1907 г.). 322 20. Инстинкт и научение. 323 20.1. Концепция инстинкта...... 324 20.2. Врожденный пусковой механизм. 325 20.3. Открытие импринтинга.... 328 20.4. Чувствительные периоды для запечатлевания.... 331 20.5. Аспекты долговременного импринтинга.... 334 20.6. Импринтинг как научение..... 336 20.7. Функциональные аспекты импринтинга....... 338 Для запоминания... 341 21. Смещенная активность 343 21.1. Причина возникновения смещенной активности. 343 21.2. Внимание и смещенная активность 349 21.3. Концепция растормаживания.. 350 21.4. Функциональные аспекты смещенной активности. 353 Для запоминания... 355 22. Ритуализация и комму- никация...... 356 22.1. Ритуализация.. 357 22.2. Конфликт.... 361 22.3. Коммуникация между животными различных видов........ 366 22.4. Управление поведением других животных (манипулирование).. 370 Для запоминания... 372 III.2. Как осуществляется процесс принятия решения у животных?... 373 Карл фон Фриш (1886-1983) 374 23. Сложное поведение медоносных пчел..... 375 23.1. Жизненный цикл медоносной пчелы 375 23.2. Пищедобывательное поведение медоносной пчелы. 377 23.3. Распознавание пчелами нужного растения..... 377 23.4. Ориентация у ме- доносных пчел.. 378 23.5. Коммуникация у медоносных пчел 382 23.6. Организация сложного поведения........ 384 Для запоминания... 386 24. Оптимальность как результат эволюции... 387 24.1. Оптимальное пищедобывательное поведение.... 387 24.2. Явления компромисса (баланса) в поведении животных........ 392 24.3. Функции затрат. 395 24.4. Функциональные аспекты процесса принятия решения 399 24.5. Животное как потребитель с точки зрения экономики 402 24.6. Бюджет времени и бюджет энергии. 405 Для запоминания... 413 25. Механизмы процесса принятия решения... 414 25.1. Принятие решения на основе определенных правил. 414 25.2. Конкуренция мотиваций...... 416 25.3. Операциональный подход...... 420 25.4. Разделение времени......... 423 25.5. Процесс оптимального принятия решения... 430 25.6. Основные принципы оптимального поведения.... 431 Для запоминания... 437 III.3. Умственные способности животных.......... 438 Эдвард Толмен (1886-1959) 439 26. Язык и психические представления..... 440 26.1. Невербальная коммуникация у человека..... 441 26.2. Язык....... 444 26.3. Обучение высших обезьян «разговаривать»...... 447 26.4. Истоки человеческого языка.... 450 26.5. Язык и познание 451 26.6. Психические образы......... 452 26.7. Намеренность поведения...... 454 Для запоминания... 459 27. Интеллект, использование орудий и культура 460 27.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте. 461 27.2. Использование животными орудий........ 464 27.3. Культурные аспекты поведения 468 Для запоминания... 472 28. Сознание и эмоции у животных........ 473 28.1. Самоосознание у животных.... 474 28.2. Физиологические аспекты эмоций. 476 28.3. Сознание и ощущение страдания 478 28.4. Перспективы эволюции...... 479 Для запоминания... 483 Литература......... 484 Указатель латинских названий.............. 507 Предметный указатель.. 509 Уважаемый читатель! Ваши замечания о содержании книги, ее оформлении, качестве перевода и другие просим присылать по адресу: 129820, Москва 1-й Рижский пер., д. 2, издательство «Мир»
Учебное издание Дэвид Мак-Фарленд ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Заведующий редакцией чл.-корр. АН СССР Т. М. Турпаев Зам. зав. редакцией М.Д. Гроздова Научн, редакторы М.Б. Николаева, Ю. Л. Амченков Мл. редакторы И. А. Деменцова, Н. Ю. Плавинская Художник Л. В. Кулагин Художественный редактор А. Я. Мусин Технический редактор 3. И. Резник Корректор В. И. Киселева ИБ № 6339 Сдано в набор 6.07.87. Подписано к печати 21,06.88. Формат 70 х 100/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура тайме. Объем 16,25 бум.л. Усл.печ.л. 42,25. Усл.кр.-отт. 84.50. Уч.изд.л. 46,11. Изд. №4/5274. Тираж 45000 экз. Зак. 810. Цена 3 р. 80 к. ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИР» 129820, ГСП, Москва, И-110. 1-й Рижский пер., 2 Можайский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Можайск, ул. Мира, 93
ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора перевода. 5 Предисловие. 11 1. Введение в изучение поведения животных. 13 1.1 Вопросы, которые возникают при изучении поведения. 13 1.2. Исторический очерк. 17 1.3. Как построена эта книга. 20 Часть I. 22 Эволюция поведения. 22 I.1. Генетика и поведение. 23 Грегор Мендель (1822-1884) 24 2. Гены и хромосомы.. 25 2.1. Естественный отбор и поведение. 25 2.2. Законы Менделя. 26 2.3. Клеточные основы наследственности. 29 2.4. Генотипическая изменчивость. 31 2.5. Генетический материал. 32 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 34 Рекомендуемая литература. 34 3 Развитие поведения. 35 3.1. Онтогенез. 35 3.2. Влияние окружающей среды на поведение. 38 3.3. Чувствительные периоды в развитии. 40 3.4. Поведение молодых животных. 42 3.5. Врожденное поведение. 43 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 44 Рекомендуемая литература. 44 4. Генетика поведения. 45 4.1. Единичные гены и поведение. 46 4.2. Хромосомные мутации. 47 4.3. Полигенное наследование поведения. 50 4.4. Наследование поведенческих признаков. 57 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 60 Рекомендуемая литература. 60 I.2. Естественный отбор. 61 Чарлз Дарвин (1809-1882) 62 5. Естественный отбор, экология и поведение. 63 5.1. Доказательства эволюции посредством естественного отбора. 64 5.2. Частотное распределение фенотипов. 65 5.3. Экология и поведение. 70 5.4. Адаптивность поведения. 75 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 79 Рекомендуемая литература. 79 6. Стоимость выживания и приспособленность. 80 6.1. Экспериментальный анализ стоимости выживания. 80 6.2. Оценка смертности. 84 6.3. Дарвиновская приспособленность. 87 6.4. Совокупная приспособленность. 90 6.5. Приспособленность в естественных условиях обитания. 91 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 94 Рекомендуемая литература. 94 7. Эволюция адаптивных стратегий.. 95 7.1. Эволюционные стратегии. 95 7.2. Эволюционно-стабильные стратегии. 101 7.3. Стратегия роющей осы.. 103 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 108 Рекомендуемая литература. 108 I.3. Эволюция и социальное поведение. 109 Сэр Рональд Фишер (1890-1962) 110 8. Половой отбор. 111 8.1. Внутриполовой отбор (соперничество самцов) 111 8.2. Межполовой отбор (выбор самок) 115 8.3. Половой диморфизм.. 117 8.4. Половой отбор у человека. 120 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 123 Рекомендуемая литература. 124 9. Альтруизм.. 125 9.1. Отбор родичей. 126 9.2. Забота о потомстве. 127 9.3. Взаимный альтруизм.. 130 9.4. Кооперация. 130 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 135 Рекомендуемая литература. 136 10. Стратегия полов и социальная организация. 137 10.1. Стратегия полов. 137 10.2. Половая стратегия у человека. 145 10.3. Система размножения и социальная структура. 149 10.4. Социальная организация приматов. 150 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 154 Рекомендуемая литература. 154 Часть II. 155 Механизмы поведения. 155 II. 1. Восприятие у животных. 156 Иоганнес Мюллер (1801-1858) 157 11. Нервная регуляция поведения. 158 11.1. Нервные клетки. 158 11.2. Сенсорные рецепторы.. 159 11.3. Мышцы и железы.. 161 11.4. Соместетическая система. 162 11.5. Нервная система у беспозвоночных животных. 165 11.6. Нервная система позвоночных. 171 11.7. Гормоны позвоночных животных. 173 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 176 Рекомендуемая литература. 176 12. Сенсорные процессы и восприятие. 177 12.1. Хеморецепция и терморецепция. 177 12.2. Механорецепторы и слух. 180 12.3. Зрение. 186 12.4. Сенсорные оценки. 193 12.5. Фильтрация стимула. 197 12.6. Сложные стимулы.. 202 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 207 Рекомендуемая литература. 207 13. Экологическая обусловленность чувств животных. 208 13.1. Зрительные приспособления к неблагоприятным условиям среды.. 209 13.2. Органы чувств, заменяющие зрение. 211 13.3. Зрительное опознание жертвы и хищника. 215 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 219 Рекомендуемая литература. 219 II.2. Животное и среда. 220 Клод Бернар (1813-1878) 221 14. Координация и ориентация. 222 14.1. Координация. 222 14.2. Пространственная ориентация. 226 14.3. Принцип реафферентации. 229 14.4. Навигация. 232 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 238 Рекомендуемая литература. 238 15. Гомеостаз и поведение. 239 15.1. Гомеостаз. 239 15.2. Терморегуляция. 240 15.3. Водный баланс. 243 15.4. Энергия и питательные вещества. 247 15.5. Мотивационные системы.. 251 15.6. Мотивационное состояние. 255 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 258 Рекомендуемая литература. 259 16. Физиология и поведение в изменчивой среде. 260 16.1. Толерантность. 260 16.2. Акклиматизация. 263 16.3. Биологические часы.. 265 16.4. Репродуктивное поведение н физиология. 266 16.5. Зимняя спячка. 268 16.6. Миграция. 270 16.7. Лунные и приливно-отливные ритмы.. 273 16.8. Циркадианные ритмы и суточное распределение активности. 277 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 279 Рекомендуемая литература. 279 II.3. Научение животных. 280 Иван Петрович Павлов (1849-1936) 281 17. Условные рефлексы и научение. 282 17.1. Классические условные рефлексы.. 282 17.2. Выработка условного рефлекса. 284 17.3. Угасание и привыкание. 285 17.4. Генерализация. 287 17.6. Подкрепление. 290 17.7. Оперантное поведение. 291 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 294 Рекомендуемая литература. 294 18. Биологические аспекты научения. 295 18.1. Эволюционные аспекты научения. 295 18.2. Границы научения. 297 18.3. Научение избеганию врагов. 298 18.4. Научение избеганию болезни. 300 18.5. Значимость стимула. 303 18.6. Перспективы биологического и психологического подходов. 305 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 306 Рекомендуемая литература. 306 19. Когнитивные аспекты научения. 307 19.1. Скрытые стороны условнорефлекторного процесса. 307 19.2. Природа когнитивных процессов. 309 19.3. Научение типа инсайта. 310 19.4. Ассоциативное научение. 313 19.5. Репрезентации. 317 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 318 Рекомендуемая литература. 319 Часть III. 320 Представление о природе сложного поведения. 320 III.1. Инстинкт. 321 Конрад Лоренц (1903 г.) 322 Нико Тинберген (1907 г.) 322 20. Инстинкт и научение. 323 20.1. Концепция инстинкта. 324 20.2. Врожденный пусковой механизм.. 325 20.3. Открытие импринтинга. 328 20.4. Чувствительные периоды для запечатлеваиия. 331 20.5. Аспекты долговременного импринтинга. 334 20.6. Импринтинг как научение. 336 20.7. Функциональные аспекты импринтинга. 338 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 341 Рекомендуемая литература. 342 21. Смещенная активность. 343 21.1. Причина возникновения смещенной активности. 343 21.2. Внимание и смещенная активность. 349 21.3. Концепция растормаживания. 350 21.4. Функциональные аспекты смещенной активности. 353 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 355 Рекомендуемая литература. 355 22. Ритуализация и коммуникация. 356 22.1. Ритуализация. 357 22.2. Конфликт. 361 22.3. Коммуникация между животными различных видов. 366 22.4. Управление поведением других животных (манипулирование) 370 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 372 Рекомендуемая литература. 372 III.2. Как осуществляется процесс принятия решений у животных?. 373 Карл фон Фриш (1886-1983) 374 23. Сложное поведение медоносных пчел. 375 23.1. Жизненный цикл медоносной пчелы.. 375 23.2. Пищедобывательное поведение медоносной пчелы.. 377 23.3. Распознавание пчелами нужного растения. 377 23.4. Ориентация у медоносных пчел. 378 23.5. Коммуникация у медоносных пчел. 382 23.6. Организация сложного поведения. 384 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 386 Рекомендуемая литература. 386 24. Оптимальность как результат эволюции.. 387 24.1. Оптимальное пищедобывательное поведение. 387 24.2. Явления компромисса (баланса) в поведении животных. 392 24.3. Функции затрат. 395 24.4. Функциональные аспекты процесса принятия решения. 399 24.6. Бюджет времени и бюджет энергии. 405 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 413 Рекомендуемая литература. 413 25. Механизмы процесса принятия решения. 414 25.1. Принятие решения на основе определенных правил. 414 25.2. Конкуренция мотиваций. 416 25.3. Операциональный подход. 420 25.4. Разделение времени. 423 25.5. Процесс оптимального принятия решения. 430 25.6. Основные принципы оптимального поведения. 431 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 437 Рекомендуемая литература. 437 III.3. Умственные способности животных. 438 Эдвард Толмен (1886-1959) 439 26. Язык и психические представления. 440 6.1. Невербальная коммуникация человека. 441 26.2. Язык. 444 26.3. Обучение высших обезьян «разговаривать». 447 26.4. Истоки человеческого языка. 450 26.5. Язык и познание. 451 26.6. Психические образы.. 452 26.7. Намеренность поведения. 454 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 459 Рекомендуемая литература. 459 27. Интеллект, использование орудий и культура. 460 27.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте. 461 27.2. Использование животными орудий. 464 27.3. Культурные аспекты поведения. 468 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 472 Рекомендуемая литература. 472 28. Сознание и эмоции у животных. 473 28.1. Самосознание у животных. 474 28.2. Физиологические аспекты эмоций. 476 28.3. Сознание и ощущение страдания. 478 28.4. Перспективы эволюции. 479 ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 483 Рекомендуемая литература. 483 Литература. 484 Указатель латинских названий.. 507 Предметный указатель. 509 Оглавление. 516 ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 521
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.20.252 (0.008 с.) |